Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

Глава 16

БАНЯ

Купание для египтянина — величайшее наслаждение. Деревенские жители и те из горожан, которым бедность не позволяет даже пустякового расхода на публичную баню, купаются в Ниле. В теплую погоду на берегу нередко можно увидеть девушек и молодых женщин, купающихся нагишом, правда, они стараются выбирать самые безлюдные места. У людей богатых баня есть в собственном доме, об этом я уже говорил. Но и они часто посещают публичную баню; то же можно сказать и о женщинах, которых часто приглашают с собой в баню их приятельницы.

В Каире около шестидесяти-семидесяти хаммамов, или бань, куда пускают публику за очень маленькую плату. Часть из них обслуживает только мужчин, часть — только женщин и детей, а некоторые — и тех, и других: до полудня мужчин, а потом женщин. Когда баню занимают женщины, над входом для предупреждения мужчин вывешивают простыню или какой-нибудь кусок ткани. Мужская прислуга заблаговременно сменяется женской. Фасад общественной бани обычно бывает разукрашен в том же духе, что у мечети, только позамысловатее, в красных, белых, а иногда и других тонах, ярче всего над дверью и вокруг нее. Здание состоит из нескольких помещений, вымощенных преимущественно белым мрамором, на фоне которого в некоторых местах выложены узоры черным мрамором в сочетании с маленькими изразцовыми плитками красного цвета наподобие дарки в жилом доме (см. рис. 5). Чтобы свет проникал в здание, над внутренними помещениями в куполах имеются маленькие застекленные отверстия. Стены и потолок бани сделаны из кирпича и оштукатурены. Пока баня работает, штукатурка увлажняется горячим паром; если пара не будет хотя бы несколько дней, штукатурка потрескается и опадет. Воду для котла поднимают из колодца или резервуара с помощью водяного колеса сакийа, которое устанавливается вровень с возвышениями внутри бани. Колесо приводит в движение бык.

Египтяне верят, что джинны больше всего любят селиться именно в бане. Поэтому перед входом следует попросить о защите против злых духов и переступить порог с левой ноги. По той же причине в бане не следует молиться и читать Коран. Если у человека при себе часы или кошелек с деньгами, он отдает их при входе хранителю бани (муаллим), который запирает все в шкаф. Трубку и меч, если таковой имеется, посетитель поручает служителю, который снимает с него туфли и дает взамен деревянные шлепанцы — пол в бане мокрый.

Переднее помещение называется маслях. В нем три или четыре вымощенных мрамором ливана. Обычно они размером с мастабу, но бывают и значительно шире. В центре находится фонтан с [275] холодной водой. Он устанавливается в восьмиугольном углублении из камня, выложенном мрамором, т.е. устроен так же, как фонтан в цокольном этаже частного дома (см. описание и рисунок во введении). Один из диванов предназначен для лиц из среднего и высшего сословий, на нем матрасы, подушки. На другом или других — для простонародья — одни циновки. Во многих банях в этом же отделении устроен небольшой прилавок для кофе.

В жаркую погоду купальщики предпочитают раздеваться здесь же, а в холодную — во внутреннем, закрытом отделении под названием бейт авваль. Оба отделения соединены коротким проходом, по одну сторону которого находится несколько уборных. Бейт авваль означает «первая комната», и второе отделение называется так потому, что оно первое отапливаемое в бане, так сказать предбанник. Но оно все-таки прохладнее следующего — собственно бани. В предбаннике находятся две облицованные мрамором мастабы разной высоты. Та, что повыше, рассчитана на одного человека и предназначена для посетителя среднего или высшего сословия, та, что пониже, — на двоих, для простонародья. Если требуется еще одна высокая мастаба, на низкую или на ливан укладывают несколько матрасов. Для знатных посетителей на мастабе расстилают саггаду. Купальщик получает две маленькие простынки: в одну он заворачивает одежду, другую обвязывает вокруг бедер так, чтобы она спускалась до колен или чуть ниже. Такая простынка называется махзам. По требованию посетителя ему выдадут и третью простынку, ее он обернет вокруг головы на манер тюрбана, но не закрывая макушки. Четвертой простынкой можно прикрыть грудь, а пятой — спину. Раздеться и навернуть на себя каждую, простынку купальщику помогает специальный мальчик или безбородый юноша. Их называют лавинги, таково вульгарное произношение этого слова, а вернее, ливанги — «служители при ливане» 1.

После того как купальщик разденется и завернется в простынки, лавинги открывает ему дверь в главное внутреннее отделение — [276] харару. Четыре низких ливана, как в большинстве комнат частного дома, придают помещению форму креста, в центре находится фонтан с горячей водой. Фонтан установлен в середине небольшого углубления, на восьмиугольном возвышении с облицовкой из белого и черного мрамора и красных изразцов. Вместе с прилегающими помещениями харара занимает площадь, по форме приближающуюся к квадрату; В одном углу этого квадрата находится бейт авваль, другой угол занимают две маленькие комнатки. В одной из них — чан с горячей водой (магтас), к которому ведут несколько ступенек, а во второй — ханафийа — два крана, для теплой и холодной воды, с маленьким корытцем под ними, а перед кранами — сиденье. Название ханафийа дается не только кранам, но и всему помещению, где они находятся. В третьем углу квадрата расположены две такие же комнатки. В первой из них также стоит магтас с водой, но уже не с такой горячей, а во второй — ханафийа. Магтасы наполняются струей воды, льющейся из-под купола комнатки. Четвертый угол отводится под помещение, где стоит на огне котел, непосредственно не сообщающийся с харарой.

Вся харара насыщена горячим влажным паром от воды в фонтане, бассейнах и котле. Войдя туда, купальщик начинает обильно потеть. К нему немедленно подходит банщик (мукаййисати), снимает с него простынки и заменяет их на мокрые или же смачивает те, что на купальщике. Потом посетитель либо садится на мраморное возвышение у фонтана, либо ложится, подстелив простынку, на ливан, либо устраивается у бассейна с горячей водой. Там над ним производят первую операцию. Сначала банщик разминает ему все суставы, до самых мелких, причем с замечательной силой. Он с хрустом выкручивает и выламывает суставы, трещат даже позвонки, буквально сворачивает голову, вращая ее то в одну, то в другую сторону. Надо сказать, что с непривычки становится довольно страшно. До хруста выкручивают уши, нещадно рвут и ломают руки и ноги. Однако все это проделывается с таким мастерством и ловкостью, что ни о каком повреждении и речи быть не может. Цель этой операции — сделать суставы гибкими, податливыми. Потом банщик разминает мускулы и обрабатывает теркой подошвы ног. Терка делается из обожженной глины и бывает двух видов: грубая, пористая, с бороздками и более гладкая, из мягкой глины, поверхность которой искусственно огрубляют. Все терки темные, почти черного цвета. Терки для женщин оправляют чеканным серебром (естественно, что рабочая поверхность остается открытой). Грубые терки совершенно незаменимы для тех, кто не носит носков, а таковы почти все жители Египта. Терки помягче — для более нежной кожи, ими также проводят по рукам и ногам, чтобы сделать кожу гладкой и эластичной. Затем приступают к растиранию тела. Делается это с помощью маленького мешочка из очень грубой шерсти 2. Потом купальщик может окунуться в один из бассейнов, а затем банщик [277] отводит его в ханафийу. Простынку вешают перед входом, и начинается процесс намыливания с помощью лифа (волокон пальмового дерева), мыла и пресной воды, которую приносят в медных сосудах и нагревают в одном из чанов. В кранах вода колодезная, солоноватая и мылится плохо. Лиф служит для того же, что у нас мочалка, и делается не из коричневого волокна египетской пальмы, а из белого, привозимого из Хиджаза. Потом банщик смывает мыло водой из кранов, по просьбе купальщика бреет ему подмышки и оставляет доканчивать мытье в одиночестве. Помывшись, посетитель требует четыре свежие простынки, заворачивается в них, как вначале, и возвращается в бейт авваль. Состоятельные люди по традиции дают банщику полпиастра или пиастр, но это не обязательно.

В бейт аввале для купальщика на мастабе расстилают матрас, покрытий простынками, и с одного конца кладут две подушки. Он ложится и, пока лавинги, один или двое, растирают ему подошвы, ноги, руки и все тело, наслаждается трубкой и выпивает одну-две чашечки кофе. Каждый лавинги получает от него пять-десять фидда, иногда больше. Еще полчаса или час посетитель обычно проводит в бейт аввале, покуривая шибук или шишу, наконец, одевается и выходит. Нарис, старший служитель бани (его обязанности — сторожить баню и сушить простынки в масляхе), подает зеркало и расческу. Купальщик спрашивает свои часы, кошелек и прочее имущество, кладет на зеркало от одного до четырех пиастров (самая обычная плата — один пиастр) и покидает баню.

Многие египтяне отправляются в баню дважды в неделю, другие — один раз или того реже. Некоторые купаются без ухищрений: моются с мылом, а потом окунаются в бассейн с теплой водой, что, конечно, намного дешевле.

Женщины, если им по средствам, ходят в хаммам часто, но все-таки реже мужчин. Иногда баню нанимает группа знатных дам или женщины из одной семьи, тогда посторонних не пускают. В остальное время допускаются женщины всех сословий. Они обычно приносят собственные саггады, простынки, тазики и пр. и даже пресную воду для питья и мытья с мылом. Некоторые берут с собой фрукты, сладости и другое угощение. Даму из богатого дома всегда сопровождает балляна или машта, прислуживающая ей как банщица и камеристка. Женщины из простонародья часто вовсе не прикрывают тела простынками, даже набедренными, а некоторые, наоборот, всегда носят простынку и шлепанцы на высокой подошве. Мало что может сравниться с тем удовольствием, которое египтянки получают от бани. Там они вовсю развлекаются и веселятся. Там можно похвалиться друг перед другом украшениями и нарядами, по душам поболтать с подружками и незнакомками. Подчас мать подбирает сыну невесту среди девиц или женщин, с которыми познакомилась в бане. Нередко баню нанимают для целого общества женщин. Так, например, [278] перед бракосочетанием невеста отправляется в баню в сопровождении целой компании приглашенных дам и девиц из близких семей. В таких случаях посторонним доступ в помещение закрыт. Но чаще всего для дамы с подругами и прислужницами нанимается хильва — так они называют помещение ханафийи. Когда публика смешанная, шума и беспорядка бывает больше, а в семейном или дружеском обществе проказливей всех резвятся девочки. Час или более того женщина находится в руках балляны, которая растирает ее, моет, причесывает, обрабатывает депиляторием 3 и т.д. Затем она возвращается в бейт авваль или маслях, где, накинув часть одежды или длинную широкую рубаху, угощается всякими яствами. Если с собою ничего нет, всегда можно послать на рынок служителя. Курящие женщины приносят с собой трубки. По торжественным случаям женщин в бане развлекают альмы (певицы), которых специально для этого нанимают.


Комментарии

1. См. план бани на рис. 66: А — вход с вестибюлем; В, В — маслях; С, С, С, С, С — ливаны; D — место муаллима; E — фаскийа; F — прилавок для кофе; G, G, — уборные; Н — бейт авваль; I, I — ливаны; К, К — мастабы; L, L — харара; М, М, М, М — ливаны; N — фаскийа; O, O — комнатки, в которых находятся магтасы (чаны); Р, Р — ханафийа, Q — котельная.

2. Эта процедура носит название такйис, а мешочек — кис аль-хаммам, отсюда и производится слово мукаййисати, а правильнее — мукаййис.

3. Широко применяется депиляторий из смолы, но в бане предпочитают другой — под названием нура. Как мне говорили, его изготавливают из негашеной извести и небольшого количества серного мышьяка (приблизительно одна восьмая часть). Перед употреблением порошок разводят водой и негустой кашицей покрывают нужные места. Через две минуты волосы смывают вместе с кашицей. См.: Russe1. Aleppo, изд. 2-е, т. 1, с. 134, 378, 379.

Текст воспроизведен по изданию: Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.