Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИБН МУЙАССАР

ИСТОРИЯ ЕГИПТА

ТАРИХ-И МИСР

И когда наступил шабан 1, прибыл Насир ад-Даула в Фустат, и распоряжался в нем, и послал к Мустансиру, требуя у него имущество. И прибыл посланец к нему (халифу), когда тот сидел на циновке, а на ногах его были некрашеные деревянные башмаки без ремня, и около него — трое слуг, и не видно никаких государственных инсигний. И передал [посланец] Мустансиру поручение Ибн Хамдана, и тот сказал: “Разве Насиру ад-Даула не довольно того, что я сижу в помещении, подобном этому, и в таком положении?”

И заплакал посланец, и вернулся, и сообщил Насиру ад-Даула о виденном, и [тот] стал выдавать Мустансиру по сто динаров ежемесячно. И правил он (Насир ад-Даула) в Каире, и чрезмерно усердствовал в унижении Мустансира. И проявлял он жестокость, и схватил мать Мустансира, и наказывал ее, и отобрал у нее огромное богатство. И покинули Мустансира все его близкие и дети, и ушли в Магриб и Ирак, и, говорят, что мать Мустансира бежала в Багдад.

Ибн Муйассар, 21.


Комментарии

1. Подразумевается шабан 464 г. х., т. е. апрель — май 1072 г.


И в этом году (501 г. х., т. е. 1107-08г.) восстановил Афдаль диван по названию тахкик, и был в нем на службе Абу Баракат Иуханна ибн ал-Лайс ан-Насрани, и оставался там, пока не был убит в 518 году (518г. х., т. е. 1124-25г.). И ведомство это существовало, пока правила династия [Фатимидов], и исчезло при Камиле Мухаммаде (Камиль Мухаммед — султан из династии Аййубидов, правил в 1218— 1238гг.). И было оно восстановлено в 624 году (624г. х., т. е. 1226-27г.), и служил в нем Ибн Куджак ал-Йахуди. Затем закрыли его в 626 году (626г. х., т. е. 1228-29г.), и не открывалось оно до времени Муизза Айбака (Муизз Изз ад-дин Айбак — султан из династии тюркских мамлюков, правил в 1250—1257гг.).

Ибн Муйассар, стр. 42.


И в мухарраме 63 года (октябрь 973г.) назначил Муизз [управляющими] хараджем и всеми статьями дохода, и хисбой (Хисба — административно-юридический термин, основное значение которого — “государственное счетоводство”, “счетная палата”. Ибн Муйассар, подобно Макризи и другим позднейшим авторам, использует этот термин в узком смысле, как “служба надзора за рынками и нравами”.), и береговыми поступлениями (В тексте “ас-савахил”, т. е. египетские порты Красного и Средиземного морей [53, I, стр. 127]. Здесь явно имеются в виду пошлины с товаров, доставлявшихся водными путями), и ушром, и джавали (Джавали — принятое в средневековом Египте обозначение поголовного налога с немусульман (джизия)), и ахбас, и выморочным имуществом, и обеими “шурта”, и всем, что прилагается к этому, в Фустате и всех провинциях — Абу-л-Фараджа Йакуба ибн Йусуфа ибн Киллиса и Услуджа ибн ал-Хасана. И выпущен был по этому поводу указ, который был прочитан в пятницу с кафедры мечети Ибн Тулуна, и схвачены были за руки все чиновники и откупщики. [219]

И уселись они утром этого дня в помещении мечети Ибн Тулуна для объявления о селениях и прочих источниках дохода. И прибывали люди для заключения сделок, и требовали [они] с них недоимки, и рассматривали просьбы, и разбирали жалобы. И когда начали Йакуб ибн Киллис и Услудж заниматься сбором налогов, то стали они принимать лишь динары муиззи, и понизилась [стоимость] динара ар-ради, упав примерно до двух третей динара [муиззи]. И тот, кто разменивал его, терял более четверти динара, и люди потеряли много своих денег из белых динаров (Белые динары (ад-динар ал-абиад) — динары с большим содержанием серебра; до реформы один такой динар был равен 10 дирхемам, после нее — 6 [64, стр. 172; 53, II, стр. 130]) и динаров ар-ради.

И разменивался динар муиззи на 15 с половиной дирхемов. И усилилось извлечение доходов из-за огромных расходов Муизза в Египте, так как он полагал, когда прибыл в Египет, что деньги [имеются] в наличии, а оказалось, что они уже потрачены на снабжение провиантом Египта и огромного войска его [Муизза]. А о том, сколько израсходовал Муизз на Египет, не знает никто, кроме его самого и его казначея. Рассказывал мне один из чиновников его казны: доставили мы в Фустат пустых кошельков, из которых было выдано находившееся в них, четыре мешка, [сложенные] в два тюка. И добывали в день пятьдесят с половиной тысяч муиззских динаров, и происходило это без квитанций, чеков и векселей. А [всего] поступало в день 120 тысяч муиззских динаров.

Ибн Муйассар, стр. 45.


И сказал управляющий казной, находящейся во дворце, что в доме ал-Афдаля было обнаружено [после его смерти] шесть миллионов четыреста тысяч динаров и варак (Варак — серебряная монета низкого качества [43, стр. 388; 213]) стоимостью в двести динаров, семьсот золотых и серебряных блюд, а утвари — ведер, мисок, чаш, котлов, горшков — и слитков золота и серебра различных форм — несметное число; и множество больших китайских сосудов, наполненных драгоценностями, из которых одни были сложены в виде ограды, а другие разбросаны в большом числе.

И Афдаль во время питья устанавливал в своем собрании золотые подносы с глиняными сосудами, наполненными драгоценностями, и по его желанию сосуды на подносах то опорожнялись, то наполнялись.

И обнаружено было там девяносто тысяч одежд из различной парчи, аттаби (Аттаби — материя из волокон шелка и хлопка [193, стр. 410, 436]) и прочего и три больших хранилища, наполненных сундуками, и в каждом — дабики и машраб (Машраб — то же, что и шарб, — шелковая или тончайшая полотняная материя [194, стр. 740]), сделанные в Тиннисе и Дамиетте; на каждом сундуке обозначено, что в нем [находится] и вид этого.

А хранилище благовоний было наполнено ларцами из дерева и прочего, на которых обозначен их вес и вид, и бессчетными глиняными сосудами с мускусом, камфарой и амброй.

И было у него помещение, в котором собирались для питья; в этом помещении стояли фигуры восьми рабынь, друг против друга; четыре из них белые, из камфары, и четыре черные — из амбры; и на них [были] прекрасные одежды и дорогие украшения, а на руках их — великолепные драгоценные камни. И когда выходил он (Афдаль) из дверей этого помещения и вступал на порог, наклоняли они свои головы, приветствуя его, а когда сидел он посередине залы, они оставались стоящими.

И были обнаружены там четыре комнаты, и каждая наполнена материями, занавесями, домашними принадлежностями, покрывалами, подушками и валиками — парчовыми и дабикскими, шелковыми и золотыми различных видов. [234]

И имелось у него несколько сундуков, заполнявших хранилище, а в них ларцы золотые иракские для употребления, и 800 рабынь; из них 50 — его наложницы, и у каждой из них комната, а сокровищница наполнена одеждами и утварью из парчи, золота и серебра и прочего, всех видов.

Сказал хранитель сокровищ: то, что я перечислил, он хранил в своем доме, а того, что было в его сокровищнице и в руках его наместников, сборщиков налогов и откупщиков областей, из денег, различного зерна и зернового хлеба, хлопка, льна, воска, железа, дерева и прочего — несметное количество.

И было доставлено из его дома четыре тысячи ковров и покрывал, и пятьсот больших и малых сосудов из хрусталя, и пятьсот сосудов, предназначенных для сладостей, и тысяча мешков с товарами Йемена, и Александрии, и Магриба, и семь тысяч принадлежностей для езды, то есть седел.

Ибн Муйассар, стр. 58—59.


В раби I (раби I 524 г. х., т. е. февраль —март 1130 г.) у Амира родился сын, и его назвали Абу-л-Касим ат-Тайиб, и [Амир] сделал его своим наследником. И были украшены Фустат и Каир и устроены развлечения на рынках и у ворот дворцов. И выдал Амир из своих хранилищ и сокровищниц материи, утварь, драгоценности и сосуды золотые и серебряные для украшения. И во всех его дворцах были развешаны занавеси и оружие. И так продолжалось четырнадцать дней. И доставили барана, которого должны были заколоть в ал-акика (Ал-акика — название жертвоприношения, совершаемого на седьмой день после рождения ребенка. В этот день ребенку дают имя. Большая часть мяса жертвенного животного распределяется между бедными. Обычай ал-акика, соблюдаемый как шиитами, так и суннитами, восходит к древнеарабскому язычеству), а на нем парчовая попона и серебряное ожерелье. И закололи его в присутствии Амира и знати, и главный судья Ибн Муйассар приказал его унести. И разбрасывали динары над головами людей, и был накрыт стол. И написали в Файйум, Шаркию и Гарбию о доставке фруктов, и были они доставлены, и дворец был заполнен фруктами и прочим, и воздух был наполнен ароматами курений и амбры.

Ибн Муйассар, стр. 72.


И после того, как он (Амир) был убит, Хафиз утаил дело с его сыном, происшедшее в этом году (524г. х., т. е. 1129— 1130гг.). И люди присягнули эмиру Абу-л-Маймуну Абд ал-Маджиду ибн Мухаммеду ибн Мустансиру (т. е. Хафизу), как наследнику, пока не выяснится положение с женой Амира — [181] родит она или нет. И выступило войско и выдвинуло сына своего господина Абу Али Ахмада ибн ал-Афдаля по прозванию Кутайфа — а его отец — эмир войска — в понедельник, а [другие] говорят, что в четверг 16 зул-када (16 зул-када 524г. х., т. е. 21 октября 1130г.). И стал он править, и отказался от прежней клятвы Абу Маймуну и провозгласил имама Мунтазара.

Ибн Муйассар, 74.


И когда Бахрам утвердился во главе везирата, попросил он у Хафиза, чтобы тот разрешил ему пригласить своих братьев и единоплеменников. И тот разрешил ему это, и Бахрам призвал их из Телль Башира 1 и из Армении, так что число их в Египте достигло почти 30 тысяч человек. И притесняли они мусульман, и был мусульманам от христиан большой вред. И сооружались во время его (Бахрама) церкви и монастыри, так что каждый предводитель из его народа соорудил себе церковь, и жители Египта боялись, что они вытеснят мусульманскую веру. И усилились жалобы на него и его людей. А брат его, известный как Басак, управлял Кусом, жителям которого было большое притеснение: он отнимал у людей имущество и обижал их. И было это опасно и тяжело для египетских эмиров, и они послали за Рудваном ибн Валахши, а он был наместником Гарбии.

Ибн Муйассар, 79.


Комментарии

1. Телль Башир — название города и округа в Северной Сирии, в провинции Халеб.


И 17 джумада II 534 г. х. (8 февраля 1140 г.) главному судье Хаббаталлаху ибн Хасану ал-Ансари ал-Ауси ал-Азраку было поручено преподавание в Дар ал-илм, и направился он туда пешком. А в нем (Дар ал-илм) этим занимался факих Абу-л-Хасан Али ибн Исмаил. И начались между ними переговоры, приведшие к ссоре и пощечинам. И направился судья пешком во дворец, а одежда его была разорвана, и чалма упала. И когда Хафиз узнал об этом, его поразило, что судья шел по базарам в таком виде. И он отставил его от суда, наложил на него штраф в 200 динаров и повелел ему оставаться дома. А вместо него был назначен Абу Захир Исмаил ибн ас-Салами ал-Ансари, по прозванию Муваффак фи-д-дин.

Ибн Муйассар, стр. 84.

(пер. Л. А. Семеновой)
Текст воспроизведен по изданию: Из истории фатимидского Египта. М. Наука. 1974

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.