Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РОССИЯ, КРЫМ, ПОЛЬША, УКРАИНА В СЕРЕДИНЕ 50-Х ГОДОВ XVII ВЕКА:

Из материалов чрезвычайного посольства в Крымское ханство во главе с дворянином Т. Г. Хотунским и подъячим Поместного приказа И. Фоминым 1654-1655 гг. Ч. 2

(Первую часть публикации см.: Славяне и их соседи: Османская империя и народы Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Кавказа в XV-XVIII веках. М., 1992. Вып. 4. По техническим причинам публикация всех материалов посольства, отложившихся в Ф. 123 (Сношения России с Крымом) Российского государственного архива древних актов (РГАДА), ранее не была возможна)

2

ИЗ НАКАЗА ПОСОЛЬСТВУ ВО ГЛАВЕ С Т. Г. ХОТУНСКИМ

1654 г. февраля 21 (марта 3)

И они б, ближние люди, царю, калге, и нурадыну говорили, чтоб они, памятуя свою правду и шерть, великому государю его ц-му в-ву на его ц-го в-ва недруга, на полского Яна Казимера короля помочь ратными своими людми учинили и тем бы цар, и калга, и нурадын к великому государю свою правду и шерть совершенну показали. А что они, царевы ближние люди, говорят о том[:] буде цар, и калга, и нурадын против ево, государева, недруга полского короля войною пойдут, и от ц-го в-ва за то к Ислам Гирею царю, и х калге и к нурадыну какая присылка или любителные поминки /Л. 105/ будут, и им бы, ближним людем, о том и говорити непригоже 1. Царское величество за то к царю и х калге, и к нурадыну по вся годы любителные свои многие 2 поминки, а им, ближним людем, свое, государево жалованье присылает, чтоб цар, и калга, и нурадын с ним, великим государем, в дружбе и в любви были и правду свою и шерть исполняли, и будет хто учинитца ему, государю, недруг, и на того б недруга стояли. И они б, ближние люди, о том царю, и калге, и нурадыну известили и на то их 3 наводили, чтоб цар и калга и нурадын по своей шерти ныне царскому величеству на ево, государева, недруга, на полского короля, помочь учинили и сами с ратными людми шли безо всякого размышленья. А ц-го в-ва дружба и любов к Ислам Гирею царю и к калге и к нурадыну, а к ним, ближним людем, ево, государево, жалованье за то будет и свыше прежнего. [242]

/Л. 106/ И будет Сефер Газы ага или иные царевы ближние люди учнут говорити, что они царю, и калге, и нурадыну о том известят и наговаривати их на то учнут, толко про то они чают, что цар, и калга, и нурадын, будет от ц-го в-ва к ним какие от такова великого дела 4 присылки не будет, и цар, и калга, и нурадын без того с ратными людми на полского короля не пойдут. И будет от ц-го в-ва с ними о какой прибавочной казне наказано, и они б про то объявили, какая от ц-го в-ва присылка к царю и х калге, и к нурадыну, а к ним, ближним их людем, ево, государево жалованье будет за то, что они на полского короля войною пойдут.

И Тимофею и подъячему говорити[:] царское величество, будучи с Ыслам Гиреем царем, и с калгою и с нурадыном в дружбе и в любви, и так по вся годы посылает к ним своего ц-го в-а /Л. 107/ многие любителные поминки, а к ним, ближним их людем*, свое, ц-го в-ва, жалованье непременно. А от них. царя, и калги, и нурадына по их правде и шерти ему, ц-му в-ву николи такова дела, чтоб они на его ц-го в-ва недруга ему великому государю, помочь какую где* учинили, не бывало и николи о таком /Л. 108/ деле от ц-го в-ва присылки к ним* не бывало ж. А ныне ц-ое в-во присылал их к Ислам Гирею царю, и х калге, и к нурадыну царевичем о таком деле, о помочи на своево, государева, недруга еще впервые. И чтоб они правду свою и шерть исполнили, на его, государева недруга с ратными своими людми наступили и его ц-му в-ву помочь учинили. А ц-ое в-во, смотря по их, Цареве, и калгине, и нурадынове дружбе и любви, а их ближних людей службе и раденью, впред учнет к царю, и х калге, и к нурадыну царевичем свою, ц-го в-ва, дружбу ж и любовь держати и любителные поминки, а к ним, ближним их людем, свое, государево, жалованье присылат свыше прежнего.

И они б, ближние люди, царскому* величеству* послужили*, царя и калгу, и нурадына наговорили, чтоб они, памятуя свою правду и шерть, царскому величеству дружбу и любовь в таком /Л. 109/ деле впервые показали, на его ц-го в-ва недруга, на полского короля с ратными своими людми наступили, и стояли с ц-ким в-вом против того его, государева, недруга заодно, покаместа ц-ое в-во за ево, королевские и панов рад неправды и многие их грубости месть им учинит, чтоб ц-му в-ву Ислам Гиреева царева, и калгина и нурадынова дружба, и любовь, и правда, и шерть впред была верна и надежна.

А будет ближние люди учнут говорити[:] то дело нестаточное, чтоб царю, и калге, и нурадыну ц-му в-ву без поминков или без какие присылки такое великое дело учинити, что на ево, государева, недруга, на полского короля с ратными людми итти. О том они и не мыслят и царю 5 и калге* и нурадыну о том деле говорити не будут /Л. 110/, потому что то дело нестаточное, чтоб царю итти в войну и против чюжого недруга стояти, и с ним битися так же как и с своим неприятелем, и себя и ратных людей изнужить без каких поминков. Да того и нигде [243] не ведетца, чтобы хто хотел 6 себя из доброй воли в какую нужу отдати. И они б о том им, ближним людем, объявили, какая от ц-го в-ва присылка к царю, и х калге, и нурадыну будет* за то, что они ему, великому государю, на ево, государева недруга помочь ратными людми учинят, чтоб в том времяни не испустить. А про то они чают, что им от ц-го в-ва о том приказ какой есть.

И Тимофею и подъячему Ивану говорити. Великий государь, ево ц-ое в-во к брату своему, к Ислам Гирею царю, и к калге Казы Гирею, и к нурадыну Адил Гирею царевичем послал их нарочно для того, что у его ц-го в-ва с ними, с Ыслам Гиреем царем и с калгою, и с нурадыном /Л. 111/ царевичи дружба и любовь ото многих лет, и свои, ц-го в-ва, любителные поминки посылает к ним по вся годы. А о таком деле, что в шертной их грамоте написано, что быти им ц-го в-ва другу другом, а недругу недругом ц-ое в-во прислал к ним 7 впервые. И чтоб цар, и калга, и нурадын правду свою и шерть исполнили, на ево, государева недруга помочь ратными своими людми учинили. А ц-ое в-во к царю, и х калге, и к нурадыну любителные свои поминки, а к ним, ближним людем, свое, государево, жалованье учнет присылати и впред по вся годы ничем не умаля.

И будет царевы ближние люди учнут говорити /Л. 112/, что они о том царю и калге, и нурадыну известят и их наговариват учнут, толко они чают что то дело нестаточное, чтоб царю, и калге, и нурадыну ц-му в-ву на его государева недруга, на полского короля помочь учинити без прибавочные какие* казны.

И Тимофею и подъячему говорити. Знатно то, что они, ближние люди, такие речи вымышляют собою, что о прибавочной казне говорят. А царь, и калга, и нурадын, ведая к себе ц-го в-ва дружбу и любовь и любительные по вся годы многие поминки 8, сверх того иного ничего не похотят, потому что за те ц-го в-ва любителные 9 поминки надобно им, царю, и калге, и нурадыну, к нему, великому государю, по своей шерти обещание свое исполнити и дружбу свою и любовь совершенно показати. Да и им было, ближним людем, ведая ц-го в-ва /Л. 113/ премногую к себе милость и жалованье, по тому ж надобно знати, и ему, великому государю служити, и Ислам Гирея царя, и калгу, и нурадына царевичей на то наговаривати 10. А как ц-го в-ва посланники Демид Хомяков да подъячей Ермола Клочков у Ислам Гирея царя на отпуске были 11, и после того по ево, Ислам Гирееву цареву указу, призывали тех ц-го в-ва посланников на царев двор они ж 12 царевы ближние люди 13, а [244] говорили, что полской Ян Казимер король издавна великому государю неприятель и на своей правде непостоянен, и Московскому государю злодей. И чтоб великому государю его ц-му в-ву с ним, Ислам Гиреем царем, о том, как над полским королем /Л. 114/ учинить промысл, сослатися 14, о том бы они посланники 15 до ц-го в-ва донесли. И великому государю его ц-му в-ву про то от посланников 16 ведомо учинилос. И для того его ц-ое в-во к брату своему к Ислам Гирею царю, и х калге Казы Гирею, и к нурадыну Адил Гирею царевичем и послал, чтоб с великим государем, с его ц-им в-ом Ислам Гирею царю, и калге и нурадыну царевичем 17 на того Яна Казимера, короля полского, соединитися и стояти заодно. А о том, чтоб ц-му в-ву к Ислам Гирею царю, и х калге, и к нурадыну царевичем* за то, что они в войну против того ево, государева, недруга пойдут, что каких поминков прислати и в помине от царя и от калги, и от ну /Л. 115/ радына, и от них, ближних людей, не бывало.

И они б, ближние люди, те свои речи отставили и ц-му в-ву службу свою и радение показали, царя, и калгу, и нурадына по прежнему их приказу, как они к ц-му в-ву через них же, ближних своих людей, о соединении на полского короля приказывали, наговаривали, чтоб ц-му в-ву Ислам Гирея царя, и калги, и нурадына дружба и любовь была явна, а их, ближних людей, служба и раденье было ведомо.

Да однолично Тимофею и подъячему Ивану стояти о том накрепко, что царя, и калгу и нурадына, и ближних людей в войну на полского короля наговаривати без прибавочные казны.

Да будет ближние люди им скажют, что они о том царю, и калге, и нурадыну известят и их на то наговаривати учнут 18, чтоб они по своей правде и шерти ц-му в-ву на его, государева, недруга помочь ратными своими людми учинили, и отложат о том до иного дни*, а их будет отпустят на подворье /Л. 116/ и Тимофею и подъячему Ивану Сефер Газы are или будет хто иной у царя в ближних его людех будет силен самим или переводчику велеть посулить от себя 19 будет они царя, и калгу, и нурадына наговорят в войну без запросу, по сороку соболей, и впредь их 20 государевым жалованьем обнадеживати, и ехать к себе на подворье. А что с ними о том 21 ближние люди поговорят, и им те речи, приехав к себе, записать тотчас и тае записку держать у себя с великим береженьем.

И переводчику с толмачом велеть о том проведывати и в розговорех у татар роспрашивати 22, где доведетца всякими мерами 23, царь, и калга, и нурадын в войну против короля пойдут ли, и все ли /Л. 117/ [245] пойдут или из них в Крыму кто останетца и многие ли 24 с ними в походе ратные люди будут, и вскоре ль они пойдут, и которою дорогою, и на которые полские и литовские городы, чтоб им того однолично доведатца наперед.

Да как им Сефер Газы ага или иные царевы и калгины ближние люди велят быти к себе на царев двор и учнут им говорити, что они о том царю, и калге, и нурадыну известили и на то их наводили всячески, чтоб они к ц-му в-ву дружбу свою и любов показали, на его, государева, недруга, на полского короля с ратными людми пошли и стояли с ним, великим государем, заодно. И царь, и калга, и нурадын ц-му в-ву дружбу свою и любовь показать хотят и на недруга ево, государева, войною пойдут, толко бы ц-ое в-во прислал к ним за то их вспоможение сверх обыклых любителных поминков особую казну, чтоб им в войну было за что поднятца и против его ц-го в-ва недруга стоять /Л. 118/. А без того, и царь, и калга, и нурадын в войну не пойдут. И откажут будет о том впрямь, что инако то дело у царя и у калги, и у нурадына не будет и без прибавочные /Л. 119/ казны 25 в войну никоторыми мерами не пойдут, и учнут им сказывать отпуск, не соверша того дела, или будет им и при царе, и при калге, и при нурадыне учнут говорити то ж.

И Тимофею и подъячему Ивану говорити о том з ближними людми всякими разговоры и приводите 26 их на то 27, чтоб они царя, и калгу, и нурадына на то наговорили, чтоб цар, и калга, и нурадын по своей правде и шерти на его государева недруга, на полского короля шли и помоч 28 ему, великому 29 государю, учинили. Да будет уже познают, что царь и калга, и нурадын без прибавочные казны в войну не пойдут и им царевым ближним людем говорити /Л. 120/. Будет царь, и калга, и нурадын против ц-го в-ва недруга Яна Казимера, короля полского в войну с ратными людми пойдут, и стояти 30 с ним, великим государем 31 против тово ево, государева, недруга будут, и ссылки с ним, полским Яном Казимером королем, и с паны-рады, и со всею Речью Посполитою Коруны Полские и Великого княжства Литовского чинити не будут, и на их ни на какие прелести не уклоняца, а учнут с ц-им в-ом стояти заодно со всяким добрым помогателством безо всякого размышления, и хитрости будет никакие в той войне не будет, и правду свою царь, и калга, и нурадын подкрепят, на куране внов* шерть учинят, и шертную свою грамоту за золотою своею печатью к ц-му в-ву с ними пошлют, и сами на [246] полского короля в войну пойдут не замотчав. И царское величество за такую Ислам Гирееву цареву и калгину, и нурадынову дружбу и любов и за их на ево, государева, недруга вспоможенье велит к Ислам Гирею царю и х калге и к нурадыну царевичем* свои 32 ц-го в-ва любителные поминки, а к ним, /Л. 121/ к ближним людем, свое, государево, жалованье послать на тот год, как они в войне будут 33 и против его, государева, недруга стоят учнут*, по договору вдвое*. И сколко лет в той войне будут 34, и на те годы, в которых царь, и калга, и нурадын против полского короля в войне учнут стоять 35 ц-ое в-во велит к ним посылку посыл ати по тому по вся годы*.

И они б, ближние люди, про то Ислам Гирею царю, и калге, и нурадыну объявили, чтоб царь, и калга, и нурадын за прежнюю ц-го в-ва к себе дружбу и любов, и за ево, государевы, многие любителные поминки, и для нынешние совершенные ево, государевы, к себе дружбы и любви, и таких многих любителных ево государских поминков, что они, Тимофей и подъячей Иван объявили 36, чево было ему, государю, и не довелос учинить, что такие 37 к ним, царю, и х калге, и к нурадыну, сверх их шерти поминки, а к ним, ближним людем, свое, государево, жалованье послать, ему, великому* государю, дружбу свою и любов показали, на того ево, государева, неприятеля, на Яна Казимера короля полского с ратны /Л. 122/ ми своими людми пошли, и помочь ему, государю, учинили, и правду вновь подкрепили, на куране шерть по образцовому писму, каково им, ближним людем, объявят они, Тимофей и подъячей 38, учинили, и шертную свою грамоту к его ц-му в-ву с ними послали, и их, Тимофея и подъячего, отпустили не замотчав, чтоб про то ц-му в-ву ведомо было вскоре.

Да будет уже царевы ближние люди на меру сойдут 39 и им скажут, что они о том царю, и калге, и нурадыну известят, и чают того, что царь, и калга, и нурадын против ц-го в-ва недруга Яна Казимера, короля полского в войну пойдут, толко чают того, что 40 царь, и калга, и нурадын /Л. 123/ шерти внов учинить не похотят для того, что и так о том деле в шертной грамоте написано, что Ислам Гирею царю, и калге, и нурадыну быти другу ево, государеву, другом, а недругу недругом 41. И вдругоряд о том царю, и калге, и нурадыну шертовать непригоже.

И Тимофею, и подъячему Ивану ближним* людем* говорити. Калге Казы Гирею и нурадыну Адил Гирею царевичем и без того дела по [247] прежней шертной грамоте надобно ц-му в-ву правда своя дати, на куране шерть учинити потому [:] как калга 42 Казы Гирей царевичь из нурадынов* учинился калгою, и он в калгах ц-му в-ву еще не шертовал. А нурадын Адил Гирей царевичь ц-му в-ву и николи не шертовал 43 /Л. 124а/. И Ислам Гирей бы царь, и калга, и нурадын правду великому государю нашему дали, на куране шерть при них учинили, и шертную грамоту с ними к ц-му в-ву послали, чтоб ц-му в-ву дружба и любовь и то их 44, Ислам Гирея царя, и калги 45 и нурадына вспоможенье на ево, государева, недруга ныне и вперед 46 было надежно. И они б, царевы и калгины /Л. 125/ ближние люди, памятуя к себе ц-го в-ва премногую милость, ему, государю, послужили, царя и калгу, и нурадына на то наговарили 47, чтоб царь и калга, и нурадын в той войне великому государю правду дали, на куране шерть учинили внов, чтоб ц-му в-ву на тово ево, государева, недруга Ислам Гирея царя, и калги, и нурадына царевичей в правде помочь была надежна.

И будет ближние люди учнут им говорити, что они о том царя, и калгу, и нурадына наговаривати учнут. А что они, Тимофей и подъячей Иван, объявили[:] будет царь, и калга, и 48 нурадын против ц-го в-ва недруга Яна Казимера, короля полского в войну пойдут и стояти с ц-ким в-вом заодно будут, и ц-кое в-во за то к Ислам Гирею царю, и х калге, и к нурадыну /Л. 126/ в том году, как они на того ево, государева, неприятеля в войну выдут, пришлет свои любителные поминки, а к ним, ближним их людем, свое, государево, жалованье перед прежнею посылкою вдвое. И впред на те годы, в которых Ислам Гирей царь, и калга, и нурадын против того ево, государева, недруга полского короля в войне будут 49, ц-ое в-во учнет присылат по тому ж. А в грамотах от ц-го в-ва к царю*, и х калге, и к нурадыну царевичем о том не писано. И в том Ислам Гирею царю, и калге, и нурадыну, есть ли то от ц-го в-ва им наказано, не верно. И они б, Тимофей и подъячей Иван, в том, что то по их 50 договору от ц-го в-ва будет исполнено, дали на себя писмо 51 чтоб царю, и калге, и нурадыну от ц-го в-ва впред в том также* было надежно.

/Л. 127/ И Тимофею и подъячему Ивану говорити. Посланы они от великого государя, от его ц-го в-ва ко государю, их, к Ислам Гирею царю, и х к калге /Л. 128/, и к нурадыну царевичем и с его ц-го в-ва грамоты и с любителными поминки. И что им от ц-го в-ва к царю, и калге, и нурадыну говорити наказано, то они и говорили. А хотя будет они и сверх его ц-го в-ва указу, как о том деле договорятца, и великий [248] государь, его ц-ое в-во по их договору то все исполнит /Л. 129/. Да и наперед сего так бывало ж, о которых делех его ц-го в-ва посланники с ними, ближними людми, по любви договаривалис, и на какове мере какое дело ставили, и в том по ц-го в-ва указу исполнивано. А писма на тех посланников в таких полюбовных договорех не имывано. А будет они в том словам их не поверят, и Ислам Гирей бы царь, и калга, и нурадын послали с ними к ц-му в-ву своих гонцов, и о том их договоре к ц-му в-ву велели написат в своих грамотах 52. А они, Тимофей и подъячей Иван, о том ц-му в-ву известят же 53. И в том язаютца, что по их договору 54 от ц-го в-ва царю, и калге, и нурадыну за их /Л. 130/ на ево, государева, недруга вспоможенье 55 будет исполнено.

А будет ближние люди учнут говорити. Будет они, Тимофей и подъячей Иван, в той казне, что они от ц-го в-ва царю, и калге, и нурадыну за вспоможенье на ево, государева, недруга, на полского короля объявили, крепости на себя не дадут, и царю, и калге, и нурадыну в том будет не надежно и впред от ц-го в-ва тех ево, государевых, любителных поминков по их объявлению спросить будет не по чему. И они б в том дали на себя крепость, что ц-ое в-во по их договору то все /Л. 131/ исполнит. А без того царь, и калга, и нурадын в войну не пойдут.

И Тимофею и подъячему Ивану говорити. Будет царь, и калга, и нурадын в войну против /Л. 132/ ево ц-го в-ва неприятеля пойдут, и они то ведают, что ц-ое в-во, увидя к себе цареву, и калгину, и нурадынову дружбу и любов и на неприятеля вспоможение по их договору исполните велит. А ныне им о том на себя писмо как дать, потому что еще царь и калга, и нурадын на ево, государева, недруга не пошли и ему, государю, вспоможения своего никакова на показали. А письмо б им в такой во многой казне давать, на что глядя 56, наперед надобно к ц-му в-ву царю, и калге, и нурадыну дружба своя и на ево государева недруга помочь показат, да потом за свое вспоможение от него, великого* государя, любителных поминков ожидат 57 /Л. 134/. И они б, ближние люди, царя, и калгу, и нурадына о том наговорили, чтоб они против ц-го в-ва недруга шли и помочь его ц-му в-ву ученили. А от ц-го в-ва по их договору однолично будет все исполнено.

А будет царевы и калгины ближние люди за то упрямятца[:] будет они в той посылке, что от ц-го в-ва царю, и калге, и нурадыну за их вспоможение, что они ему, государю, на ево, государева, недруга учинят помочь, крепости на себя не дадут, и царю и калге, и нурадыну итти [249] будет ц-го в-ва на недруга 58 не из чево и на их слова ненадежно. И откажут о том впрям[:] будет они писма на себя в той прибавочной посылке не дадут, и цар, и калга, и нурадын сами на ево, государева, недруга не пойдут и воинских людей не пошлют.

И Тимофею и подъячему Ивану 59 буде не мочно никакими мерами того отговорить, что писма не дать, и учнут будет им в том отказывать впрямь, и похотят их отпустить без дела, и им в том /Л. 135/ дать и писмо 60, примереса к сему наказу 61.

А будет ближние люди учнут говорить, что царь, и калга, и нурадын государево хотенье исполнят, на ево, государева, недруга, на полского короля, помочь ему, государю, учинят и сами с воинскими людми пойдут, а донские казаки, про то сведав, что они ис Крыму в войну выдут, на их крымские улусы придут и учинят какое разоренье. И они, Тимофей и подъячей Иван, за то имаютца ли, что донские казаки на крымские места приходити не учнут. И в том учнут просить крепости ж.

И Тимофею и подъячему Ивано говорити, что им самим ведомо, что донские казаки [-] воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертные казни. А иные с ними ж на Дону воруют полские и литовские и их, крымские и нагайские люди и азовцы*. И царскому в-ву ни в чем не послушны, делают все самоволством. А наперед сего 62 /Л. 136/ при отце царского* величества*, блаженные памяти великом государе, царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии самодержце по писму прежних турского салтана и крымского Джанбек 63 Гирея царя посылан на тех воров, на донских казаков посмирить дворянин Иван Карамышев с ратными людми. И они, воры, того дворянина убили и тело ево в Дон реку вкинули. Про то им и самим ведомо подлинно. А иматца им в том за таких воров и крепость давать не пристоит 64. А как 65 Ислам Гирей цар, и калга, и нурадын в войну ныне против недруга 66 ц-го в-ва 67 пойдут и великий государь наш, его 68 царское в-во в то время 69 на Дон к донским казакам пошлет свое, государево, жалованье и велит их уговариват 70, чтоб они на их, крымские 71 улусы не ходили и дурна никакова не делали. [250]

Да как ближние люди им скажут, что царь, и калга, и нурадын к великому государю, к ево ц-му в-ву дружбу свою и любов покажут и шерть свою исполнят, на ево государева недруга 72 на Яна Казимера, короля полского войною пойдут, и стояти против ево будут и от ц-го в-ва в то воинское время не отстанут, правду ему, великому государю, в той войне вновь дадут и шерть учинят.

И им, Тимофею и подъячему Ивану, ближним людем объявить образцовое писмо, какове быти цареве, и калгине, и нурадынове шертной грамоте 73. И говорити ближним людем, чтоб царь, и калга, и нурадын в той войне ц-му в-ву правду дали, на куране шерть учинили по тому образцовому писму и шертную грамоту к ц-му в-ву с ними послали.

И будет царевы или калгины ближние люди им скажут, что царь, и калга, и нурадын правду великому государю, его ц-му в-ву дадут, на куране шерть учинят 74 и шертную свою грамоту за золотою печатью 75 к ц-му в-ву с ним, Тимофеем и с подъячим Иваном пошлют, и сам царь, и калга, и нурадын с ратными людми на ево ц-го в-ва недруга на полского короля пойдут, и полские и литовские городы и места воевать учнут.

И Тимофею и подъячему Ивану ближним людем говорити. По царского ж величества указу наказано им Ислам Гирею царю, и калге Казы Гирею, и нурадыну Адил Гирею царевичем, и им, ближним людем /Л. 139/ говорити. Как они, царь, и калга, и нурадын дружбу свою и любов к нему, великому государю, покажут /Л. 139 а/ и в войну против ево, ц-го в-ва недруга, Яна Казимера, короля и в ево полские и литовские городы пойдут, и они б, Ислам Гирей царь, и калга, и нурадын, будучи в войне, в полских и литовских городех благочестивых православных християнских церквей и монастырей греческого закону не разоряли и не грабили, и духовного и мирсхого чину людей, которые в войне противны не будут и с королем заодно стояти не учнут 76, не побивали, и в полон мужеска полу, и женска, и девиц, и малых /Л. 140/ детей не имали и никакова насилья им не чинили. И сел и деревень, и мест их, где православные християнские веры люди живут, не грабили*, и не разоряли, и не жгли, и не пустошили и самих их ничем не мучили 77. И князям, и мурзам, и всем своим ратным людем о том заказ учинили, чтоб они того однолично не чинили. А будет хто сверх царева заказу что учинит и в полон православные християнские веры людей возмет, и тех бы за то смирять и полон, взяв у них, отпускать. В том бы Ислам Гирей царь, и калга, и нурадын к ц-му в-ву дружбу свою и любов показали. А в Полше и в Литве и опричь православных християн греческого [251] закону много людей иных 78 разных вер 79 и в полон имати им будет* есть ково.

Также б /Л. 141/ и черкаскими городами царь, и калга, и нурадын, идучи дорогою, ратным своим людем 80 церквей божиих разоряти не велели 81 и православных християн не грабили, и не побивали, и в полон не имали, и городов, и сел, и деревень не воевали, и никакова дурна не чинили 82. Тем бы оне 83 меж великим государем, его ц-ким в-вом и Ислам Гиреем царем, и калгою, и нурадыном 84 ссоры и нелюбья не учинили.

А толко будет крымские их люди, идучи дорогою, в черкаских городех учнут какое дурно чинити, а им в тех городех за то 85 не будут молчати, и какое им за то учинитца дурно, и то тем людем, которые сверх царевы заповеди учинят какое дурно, будет самим от себя. О том бы царь, и калга, и нурадын заказ учинили крепкой, что отнюд от их людей того не было.

А 86 будет царь или калга или нурадын, или ближние царевы и калгины люди учнут говорить[:] для чего царское величество велит им итти черкаскими городами смирно, что им* черкаских городов, и мест, и сел, и деревень не воевати, и людей не побивати 87, и в полон не имати, и никакова в черкаских городех разоренья не чинити. А черкасы 88 полских королей подданные, и для чего тех мест не воевати. Или будет вспросят 89 тем обычаем, что ведомо Ислам Гирею царю, и калге, и нурадыну учинилос, что Богдан Хмелнитцкой, гетман войска Запорожского и все /Л. 144/ войско Запорожское учинилис 90 в подданстве у великого государя у его ц-го в-ва. И они б, Тимофей и подъячей Иван, про то им объявили, подлинно ли гетман Богдан Хмелнитцкой и все войско Запорожское под царского величества высокую руку в подданстве учинилис, чтоб им про то, что 91 они под ц-го в-ва высокою рукою в подданстве учинилис, ведать подлинно 92.

И Тимофею и подъячему Ивану говорити. Как у гетмана у Богдана Хмелнитцкого и у всего войска Запорожского с поляки учинилас война [252] и они по вся /Л. 145/ годы присылали к великому государю, к его ц-му в-ву бити челом и милости у него просили 93 безпрестанно, чтоб великий государь, его ц-ое в-во над ними, войском Запорожским, умилосердился, принял их под свою, ц-го в-ва, высокую руку в вечное подданство и держал их в своем государеве 94 милостивом жалованье и во оборони. А у полского короля за многое их православной християнской вере поругание и за грубости, и за многие их неистерпимые досады и разоренья в подданстве быти им /Л. 146/ не мочно. И великий государь, ево ц-ое в-во для единые нашие истинные православные християнские веры над гетманом и надо всем войском Запорожским умилосердился, под свою, ц-го в-ва, высокую руку принята их велел. А для приему посылал великий государь наш своего ц-го в-ва ближнего боярина Василья Васильевича Бутурлина с товарыщи. И гетман Богдан Хмелньитцкой и все войско Запорожское царского величества милости обрадовались и правду ему, великому государю, дали по нашей християнской вере с радостию все во всех городех и местех, по святому евангельскому словеси веру учинили на том, что быти 95 ему, гетману, и всему войску Запорожскому под царского величества высокою рукою з землями и з городами 96 в вечном подданстве. И великий государь наш, его ц-ое /Л. 147/ в-во послал в Киев своих, ц-го в-ва, бояр и воевод князя Федора Семеновича Куракина да князя Федора Федоровича Волконского с ратными людми. А велено им гетмана и все войско Запорожское от приходу неприятелей их, от полских и от литовских людей 97 оборонять. Также и в ыные черкаские городы ц-го в-ва воеводы посланы ж.

Да что с ними про все статьи царь, и калга, и нурадын или ближние их люди поговорят, и им то себе однолично записыват в статейной список подлинно, ничево не убавливая и не прибавливая, всякую статью особо 98 и держати тое записку у себя с великим береженьем, чтоб у них про то отнюд нихто не ведал.

Да как ближние люди обо всем с ними договорятся и образцового писма у них, какове быти шертной грамоте, попросят, и им образцовое писмо, каково с ними послано, ближним людем отдать. А говорити, чтоб они шертную грамоту написали против того образцового писма слово в слово и царского величества имянованье везде писали всеа Великия и Малыя Росии самодержцем, как в том образцовом писме написано. Также им и дивянскому китяпу, которой грамоты пишет, говорить*, чтоб он ц-му в-ву послужил, его ц-го в-ва имянованье в той шертной грамоте и в цареве ж, и калгине, и нурадынове грамоте, каковы ж ко государю царь, и калга, и нурадын с ними или с своими гонцы пошлют, написали по тому ж всеа Великия и Малыя Росии самодержцем. [253] И хоти от того что и дать, а однолично б в шертной и в ыных грамотах написано было государево имянованье по тому.

А будет калгины и нурадыновы грамоты пишут на их дворех, и Тимофею и подъячему Ивану и калгиным людем, которые учнут грамоты писат, учинить по тому ж почесть неболшая. И говорити им, чтоб они 99 государево имя в 100 грамотах написали 101 всеа Великия и Малыя Росии самодержцем.

А для 102 роздачи от государевых дел послано с ними* соболей на сто на пятдесят рублев.

Да как дивянской китяп, шертную грамоту изготовя, к ним придет или призовет их к себе на царев двор, и шертную грамоту 103 с образцовым писмом справят и позовут их к царю и х калге и к нурадыну, а скажут, что царь, и калга, и нурадын на той шертной грамоте царскому величеству правду дадут, на куране шерть учинят.

/Л. 151/ И Тимофею и подъячему Ивану, допрося у переводчиков, будет в шертной грамоте государево имянованье написано по образцовому писму, к царю и х калге и к нурадыну царевичем итти, и к шерти их по той шертной грамоте привести, и шертную грамоту у них взяти. И им, царю, и калге, и нурадыну говорити, чтоб они на той своей правде и шерти стояли, против царского величества недруга с ратными людми шли и помочь ему, великому государю, учинили. А их, Тимофея и подъячего Ивана, отпустили ко государю /Л. 152/, царю и великому князю Алексею Михаиловичю всеа Русии не задержав. И против ц-го в-ва грамоты царь, и калга, и нурадын послали 104 к ц-му в-ву с ними свои грамоты или б с ними послали ко государю гонцов.

А будет царевы ближние люди учнут им говорити. Писал, де, к великому государю, Ислам Гирей царь в грамоте своей с послом своим с Ываз беком, что преж сего ездил холоп ево Шаим мурза Ураков для своего дела, а не для войны, и астараханцы, поймав ево, привели в Астарахань. И ныне он сидит в Астарахани в крепи. И Ислам Гирей, де, царь у царского величества просит, чтоб 105 ц-ое в-во для ево братцкие дружбы и любви того мурзу велел 106 отпустить к ним /Л. 153/. И великий государь, его ц-ое в-во по писму и прошенью Ислам Гирея царя того 107 мурзу свободить и к ним отпустить велел ли.

И Тимофею и подъячему Ивану говорити. Как о том Шаим мурзе 108 к великому государю, к его ц-му в-ву Ислам Гирей царь писал, про то [254] им не ведомо. А Шаим мурза Ураков и братья ево искони вечные 109 царского величества холопи и кочевали с улусы своими под его ц-го в-ва отчиною под Терком 110. А в прошлом во 153-м году он, Шаим мурза ц-му в-ву изменил и хотел было отъехать 111. И ево, Шаим мурзу ц-го в-ва ратные люди взяли и привели в Асторохан. И ныне он за свою вину до ц-го в-ва указу сидит в Астарахани на аматном 112 двору 113.

Да им же, Тимофею и подъячему Ивану*, будучи в Крыме, проведати 114. В нынешнем во 162-м году, как царь, и калга, и нурадын пришли ис походу из Полши, и к ним от короля или от панов рад присылка о чем была ли, и скол давно 115, и хто был прислан, и о каких делех, и с чем отпущон. Также и от царя, и от калги, и нурадына, или от царева ближнего человека Сефер Газы аги х королю 116 или к паном раде посылка была ли, и хто был посылан, и о каких делех, и с чем от короля или от панов рад посылщики их отпущены /Л. 155/. И на чом в нынешней войне царь, и калга и нурадын с королем и с поляки розошлися и которые места воевали, и много ли полону в Крым привели, и есть ли хто ис 117 поляков в полон взят знатных людей. И будет взяли, и кого имянем, и где взяли, и ныне в Крыму тех полоняников, знатных людей как держат, и что за кого сулят поляки окупу.

А будет царь с королем на чом помирилис, и им того однолично доведатца на каких мерах царь с королем и с поляки помирилис, и не дал ли король на миру* царю какие казны. И впред царю, и калге, и нурадыну /Л. 156/ король и паны рада казны какие давать что посулил ль и будет посулил, и дали ль поляки кого в той в казне в оманаты 118 ис панов рад или из знатных людей, и будет дали, и ково имянем 119, и как в Крыме тех аманатов держат. А царь, и калга, и нурадын королю и паном раде для веры ж из своих людей, что им впред на полские и литовские городы и места войною на приходити, кого дали л/ь/ 120. А будет дали, и на чом дали и кого имяны. Чтоб им о том 121 однолично в Крыме доведатца подлинных вестей. [255]

Также и о том им в Крыму* проведать [:] в нынешнюю войну, идучи 122 ис Полши, царь, и калга, и нурадын в черкаских городех взяли в Крым прежнего Василья воеводу и владетеля Молдавские зем/ли/, и ныне он, Василей воевода, в Крыму /ли/ 123 или ево царь отослал в Царь-город /Л. 157/ к салтану. И будет ево царь в Царьгород отослал, и для чего отослал 124, по салтанову ли веленью или ближних людей прошению, и что над ним в Царегороде учинено. Или он, Василей воевода, ныне еще в Крыме, и для чего ево в Крыме держат, и не хотят ли ево владетелства царь, и калга, и нурадын доставати и владетелем ево по прежнему учинити. И будет ево владетелем попрежнему похотят учинити, и им о том однолично доведатца, за что царь, и калга, и нурадын ево, Василья воеводу, хотят попрежнему владетелем учинити, и что им за то Василей воевода вперед сулит. И 125 новой молдавской Стефан воевода в Крым о чем к царю присылывал ли 126.

/Л. 158/ Также и об иных каких делех от нового волоского Стефана воеводы, и от мутьянского воеводы ж Матвея, и от венгерского Ракоцы к царю, и х калге, и к нурадыну присылки были ль, и будет были, и о каких делех присыланы 127, и с чем те их посланцы от царя, и от калги, и от нурадына отпущены. И крымские посланцы к ним посыланы л/ь/, и будет посыланы, и скол давно, и о каких делех.

И от турского салтана или от везиря к царю, и х калге, и к нурадыну присылка не в давне какая была ли, и будет была, и хто был присылай, и о каких делех, и с чем отпущен.

И от гетмана от Богдана Хмелнитцкого /Л. 159/ после того, как он учинился под государевою рукою, к царю, и калге, и нурадыну присылка была ли, и хто присылая, и о каких делех. И объявил ли гетман царю, и калге, и нурадыну про то, что он 128 учинился под государевою рукою. Также* и от царя к гетману присылка была л[ь] же и о каких делех. И что ныне в Крыме о том, что гетман учинился под государевою рукою, мыслят и з гетманом и со всем войском Запорожским впред как хотят быть.

Чтоб государю про то про все было ведомо, о том бы им, Тимофею и подъячему Ивану, однолично разведати всякими мерами накрепко, хоти кому от того что и дать, а однолично б добитца подлинных вестей. А проведывати о том, и о царегородцких, и о кызылбашских 129, и о иных вестях, которые государю годны, тайным обычаем, бережно, чтоб [256] отнюд 130 никому не было знатно*, а чтоб у них ни одна статья не проведана не осталас.

/Л. 160/ А будет у них за несходством царевым и калгиным, и нурадыновым или ближних людей государево дело вскоре не совершится или будет их за иным за чем позадержат, и им о том промышляти и, посланником, которые ныне в Крыме, Сидору Лодыженскому да подъячему Алексею Огаркову, говорити, чтоб ко государю с тем прислати кого пригоже, толмача, или вожа, или служилого татарина, или полоняника, купив или волного, которой отработался, обнадежа его государевым жалованьем и дав ему, что пригоже. И с ними обо всем ко государю отписати подлинно и за чем у них государево дело в совершенье не пришло, чтоб государю однолично про то про все было ведомо вскоре.

/Л. 161/ А будет царь или калга пойдут при нем куды* в войну, а их 131 похотят взять с собою в поход, и Тимофею и подъячему Ивану 132 говорити /Л. 162/. Присланы они 133 от великого государя, от его ц-го в-ва к Ислам Гирею царю, и х калге и к нарадыну с его ц-го в-ва грамотами и с любителными поминки. А в войну им 134 итти 135 с царем и калгою непригоже, посланники и гонцы не токмо в войну, и никуды с тем государем, х которому они присланы, не ходят. И то дело нестаточное, что им с царем в войну итти и наперед сего николи того не бывало. И царь бы, и калга, и нурадын неволи над ними 136 не учинили, в /по/ход их 137 с собою не имали. Да однолично /Л. 163/ в поход не ходити. А говорити царю, и калге, нурадыну или ближним их людем, чтоб они, соверша те дела, о чем они от ц-го в-ва к Ислам Гирею царю, и х калге, и нурадыну царевичем присланы, отпустили их ко государю, царю, и великому князю Алексею Михайловичи) всеа Русии не задержав. И против бы ц-го в-ва грамот царь, и калга, и нурадын послали к великому государю с ними свои грамоты, чтоб меж их, государей, дружба и любов множилас, а не умолялас.

/Л. 164/ А будет царь, или калга, или нурадын, или ближние их люди учнут им говорити о посылке любо царю, и калге, и нурадыну в нынешней посылке, что послано с посланники с Сидором Лодыженским да с подъячим с Олексеем Огарковым, показалось в рухледи что худо, или учнут говорити внов о каких дачах и о иных делех.

И Тимофею и подъячему Ивану 138 царю, и калге, и нурадыну или ближним их людем говорити, что от великого государя, от его ц-го в-ва к Ислам Гирею царю, и х калге, и к нурадыну, и к царицам их и к царевичем, и к царевнам с его [ц-го] в-ва любителными поминки, а к [257] ближним их людем с его ц-го в-ва жалованьем при[сланы] /Л. 165/ его ц-го в-ва посланники Сидор Лодыженской да под[ъячей] Алексей Огарков и посылка с ними прислана во всем попрежнему. И о всем о том наказано с теми ц-го в-ва посланники. А они, Тимофей и подъячей Иван, от ц-го в-ва к Ислам Гирею царю и х калге, и нурадыну посланы с ево ц-го в-ва грамоты и с любителными легкими* поминки о особых государственных великих делех наскоро. А о тех делех с ними ничево не наказано и велено им назад быть вскоре. И они б 139, Ислам Гирей царь, и калга, и нурадын о тех делех, о чем к ним от ц-го в-ва в грамотах писано и они словесно им говорили, отписали с [ними] к ц-му в-ву в своих /Л. 166/ грамотах, и отпустили их не задержав, и проводить их велели до которых мест пригоже, чтоб им проехать безстрашно, и своих гонцов 140 к ц-му в-ву с ними послали.

А будет в Крыме Ислам Гирею царю учинилос премененье или ево не стало, а на ево место учинился калга Казы Гирей царевичь, или будет калге и нурадыну учинилос премененье, а на их место учинилис иные царь, и калга, и нурадын, и велят им быти у себя.

И Тимофею и подъячему Ивану к новому царю итти. А пришод к новому царю, говорити. В[еликий] государь, царь и великий князь Алексей Михайловичу всеа Великия и Малыя Росии самодержец и многих государств государь и облаадатель /Л. 167/ прислал было их к брату своему к Ислам Гирею царю с своими ц-го в-ва грамоты и с любителными поминки для того, что меж великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя 141 Русии самодержца и Ислам Гирея царя была братцкая дружба, и любов, и ссылка. И ныне Ислам Гирея царя не стало или будет ему учинилос премененье, так и молыть смотря по тому, как царю учинитца премененье. А про нево, нового царя, имя рек, великому государю его ц-му в-в[у], что он на Крымском юрте учинилс[я], ведомо не было. И им ц-го в-ва грамоты и любителных 142 поминков без его ц-го в-ва ведома ему, царю, отдати не сметь. И ему б, царю, с великим государем, царем и великим князем Алексеем Михайловичем, всеа Великия и Малыя Росии самодержцем быти в братцкой дружбе и любви /Л. 168/, и в ссылке по тому ж как был с ним 143, великим государем нашим, прежней 144 Ислам Гирей царь. А их бы 145, Тимофея и подъячего*, велел 146 отпустити к великому государю нашему, к его ц-му в-ву не издержав. А с ними бы послал к ц-му в-ву государство свое обестити своего посла или гонца доброво. А бес повеленья великого государя его ц-го вели/Л. 169/чества быти им 147 у нево, [258] царя, и грамоту подати 148 не уметь, потому что они посланы 149 от ц-го в-ва к прежнему Ислам Гирею царю.

Помета на полях. Проситца ли назад или и у нового царя быть, и грамоту подат, и о делех речь говорить.

Помета в тексте другим почерком и чернилами. Написат. И новому царю то же говорить и делать.

/Л. 170/ А будет им ведомо от ково учинитца или посланики Сидор и подъячей Алексей им скажут, что новой царь, или калга, или нурадын, кому будет учинитца премененье, з государем в дружбе и любви быти хотят так же, как и прежние цар, или калга, или нурадын, и в государеве деле помешки им никакие не будет, и им, посланником, от нового царя или калги и нурадына дурна никакова 150 не было.

И Тимофею и подъячему Ивану к новому царю или х калге и нурадыну итти, и от государя поклон правити, и грамоты подати, и лехкие поминки поднести, и о делех речь говорити пооговоряся так же, как велено быти у Ислам Гирея царя, и у калги, и у нурадына.

/Л. 171/ А будет царевы или калгины и ну 151 /Л. 171/ радыновы ближние люди вспросят их 152, как ныне великий государь, царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии самодержец с свейскою королевою 153 и ыными неметцкими государи.

И Тимофею и подъячему Ивану 154 говорити, что великий государь, царь и великий князь Алексей Михаиловичь всеа Великия и Малыя Росии 155 самодержец с свейскою королевою [в друж]бе и в любви, и вечном докон[чанье], также и с ыными неметц[кими] государи в ссылке ж и в дружбе.

А будет учнут спрашивать, как ныне государь, царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии 156 с кызылбашским шахом, и с юргенским и з бухарским цари, и Тимофею и подъячему Ивану 157 говорити, что у великого государя нашего /Л. 172/ царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малые Росии 158 самодержца, у его ц-го в-ва с кызылбашским Аббас шахом ссылка, и дружба, и любов попрежнему, как и у отца его, государева, блаженные памяти у великого государя, царя] и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца] с прежними турскими салтаны и с [пер]сидцкими шахи была дружба, и любов, и ссылка. А юргенской и бухарской цари у ц-го в-ва в его, царском жалованье, как были и у прежних великих государей, [259] царей и великих князей российских. В ц-го в-ва отчине в Астарахани бухарцы и юргенцы торгуют и в ыные городы ездят и торгуют поволною торговлею, и к ц-му в-ву послов своих з дары присылают. А ц-кое в-во их жалует своим царским жалованьем.

А будет их 159 учнут спрашивать о иных каких делех, чего в сем наказе не написано, и им 160 ответ дер[жать], смотря по делу, примерива[ясь] к сему государеву наказу, и говори[ти] короткими речми, учтиво и остерегателно, чтоб государеву имяни было к чести и к повышенью. А будет чего не ведают, а хотя б и ведают, а учнут спрашивать о великих делех, чего в сем наказе не написано и им 160 о том отговаривати, что им про те дела слышати 161 не случилос, а во многие слова не входити. А что с ними 161 поговорят и им 161 то все себе записать подлинно и порознь по статьям.

Да как их ко государю 162 ис Крыму царь, и калга, и нурадын отпустят и им 161 ехати ко государю к Москве не мешкая 163. А приехав к Москве явит[ися] /Л. 174/ и статейный список и вестово[е] писмо отдати в Посолском приказе диаком думному Алмазу Ивано[ву] да Ивану Патре[кееву].

А однолично им 161, Тимофею и подъячему Ивану 164 едучи в Крым держати у себя государевы грамоты, и наказ, и легкие поминки, а назад едучи ис Крыму ко государю, царевы и калгины и нурадыновы грамоты, и все вестовое 165 писмо, и статейной 166 список с великим береженьем, чтоб про то нихто не сведал и на станех в степи или в городех, где лучитца постоять быть осторожливым 167 и во всяких мерах остерегатеным 167, чтоб государево дело исполнить во всем по сему государеву наказу. А розни им меж себя отнюд ни в чем не держати 168.

А 169 для государевых дел посланы с ними для переводу татарской переводчик Абдул Байцын* да для толмачества и розсылки 170 [станичник Иван Сабанин. /Л. 175/ А будет им для государева дела по[на]добятца в Крыме для писма и спра[вки] татарского писма переводчик, или для писма молодой подъячей, или для розсылки толмачь, и им, Тимофею и подъячему Ивану, переводчика, и подъячево, и толмача имати в Крыме у посланников у Сидора Лодыженского да у подъячево у Олексея Огаркова. А государева грамота к ним о том послана с ними ж, Тимофеем и с подъячим Иваном. [260]

/Л. 176/ Да память Тимофею и подъячему Ивану. В прошлых годех посылало от государя в Крым 171 х калге и к нурадыну в лехких поминках против того ж, что и ныне с ними послано, калге 4 пары соболей, две по 15-ти рублев, а две по 10-ти рублев, нурадыну 3 пары, пара в 15 рублев, а две по 10 рублев. И во 160-м, и во 161-м году, как были в Крыму посланники Прокофей Коптев да Демид Хомяков и подъячии, и они тех лехких поминков давали калге по 3 пары, а нурадыну по 2 пары, а по паре ценою по 10-ти рублев пара 172 у них отставили и им не давали. И им, Тимофею и подъячему Ивану 173, тех лехких поминков калге и нурадыну поднести 173 против того ж, а по паре б у них отстояли. А будет тех дву пар станут на них спрашиват и отстоять будет не мочно, и им те лехкие поминки калге и нурадыну поднести 174 сполна, чтоб за то от них роздратья какова не было.

РГАДА. Ф. 123 Дела 1654 г № 2. Л. 35-176. Отпуск, черновой

Комментарии

1. Вписано сверху вместо зачеркнутого: в стыд.

2. Вписано сверху. Далее слова, вписанные сверху и не требующие комментария, отмечены в тексте звездочкой.

3. и и их вписаны сверху вместо зачеркнутого: и их.

4. Вписано сверху вместо зачеркнутого: государя.

5. Исправлено соответственно из: царь .. калга.

6. Далее зачеркнуто соответственно: от ... посланники.

7. Далее зачеркнуто: еще.

8. Далее зачеркнуто: по вся годы.

9. Далее вставлено сверху, а затем зачеркнуто: многие.

10. и Ислам.. наговаривати вписано сверху другими почерком и чернилами вместо зачеркнутого: а не такое дело собою вымышляти, о чем было стыдно и говорити.

11. На полях помета крестиком.

12. они ж вписано сверху.

13. Далее зачеркнуто: Сеферъ Газы ага, и большой казнадар Сумхазы ага, и разменной Маметша княз.

14. Далее зачеркнуто: и чтоб.

15. Далее зачеркнуто: о том.

16. про . посланников вписано сверху аналогично вместо зачеркнутого: о том.

17. с великим . . царевичем вписано сверху аналогично вместо зачеркнутого: им, государем.

18. Исправлено из: будут.

19. Далее зачеркнуто: от того.

20. Далее зачеркнуто: так ж.

21. о том вписано сверху вместо зачеркнутого: быв.

22. Исправлено из: роспрашивая.

23. где.. мерами вписано сверху.

24. Исправлено из: много; ли вписано сверху.

25. Исправлено из: статьи.

26. Исправлено из: приводили.

27. на то.. и нурадын вписано сверху между строк.

28. Исправлено из: помоц.

29. Далее на Л. 119-129 зачеркнуто: Хотя им о том от ц-го в-ва и не наказано, чтоб им, царю и калге и нурадыну за то, что они войну на ево, государева недруга пойдут, какая присылка посулити. Вписано сверху вместо зачеркнутого: объявити толко (Л. 120) они на себя перенимают.

30. Исправлено из: стояли... великого государя.

31. Вписано сверху. Далее зачеркнуто: с.

32. Исправлено из: своей.

33. Вписано сверху и исправлено вместо зачеркнутого соответственно: в войну пойдут ... будут.

34. Далее зачеркнуто: И впредь. И... будут вписано сверху.

35. Вписано сверху вместо зачеркнутого соответственно: будут .. учнет.

36. что.. объявили вписано сверху между строк.

37. Исправлено из: такое.

38. См. док. 4.

39. уже. на меру сойдут вписано сверху.

40. толко. что вписано сверху вместо зачеркнутого: а шерти.

41. См. док. 4.

42. Далее зачеркнуто: Крым (имеется в виду Крым Гирей).

43. Далее зачеркнуто: И ими без тово.

44. дружба .. их вписано сверху вместо зачеркнутого: в том их вспоможенье на.

45. Исправлено из: калгу.

46. ныне и вперед вписано сверху.

47. Исправлено из: наговаривали.

48. Исправлено из: или.

49. Исправлено из: будет.

50. по их вписано сверху вместо зачеркнутого: по их их.

51. Вписано сверху вместо зачеркнутого: в том крепость.

52. своих грамотах исправлено и зачеркнуто вместо: своей, Цареве, грамоте.

53. о том .. же вписано сверху.

54. что .. договору повторено дважды, второй раз зачеркнуто.

55. Далее вписано сверху и затем зачеркнуто: по их договору.

56. давать .. глядя вписано сверху вместо зачеркнутого: на них взять, о том было и им говорить в стыд.

57. Далее на Л. 132-133 зачеркнуто: А ц-го в-ва дружба и любовь к царю, и калге, и нурадыну и так есть многая по вся годы присылает (Л. 133) к ним свое, ц-го в-ва, любителные поминки, а к ним ближнем людем, свое ц-го в-ва, жалованье. А против той ево, государевы посылки от царя, и от калги, и от нурадына еще ни малого какова воздаяние не бывало.

58. Далее зачеркнуто: и без.

59. И .. Ивану вписано сверху.

60. Далее зачеркнуто: а писать.

61. буде не мочно .. к сему наказу вписано сверху другим почерком между строк вместо зачеркнутого: и о той статье что написат, дават ли в том писмо.

62. Далее зачеркнуто: царского величества.

63. Исправлено из соответственно: Жанбек .. тем.

64. А .. пристоит — вставка с Л. 136 об.

65. А как вписано сверху другим почерком и чернилами (аналогично и ниже на Л. 136) вместо зачеркнутого: А будет.

66. Вписано сверху вместо зачеркнутого: ево.

67. Далее вписано сверху тем же почерком и чернилами, что и весь текст, и зачеркнуто: недруга.

68. и .. его вписано сверху вместо зачеркнутого: и он, Тимофей, чает, что.

69. в то время вписано сверху.

70. пошлет уговариват вписано сверху вместо зачеркнутого: о том. Сверху было также вписано, а затем зачеркнуто: для того.

71. Далее зачеркнуто соответственно: их. . пошлет После не делали зачеркнут основной текст, исправления (даем в скобках): А крепости им (ему) дать не пригоже (А имат ца им в том и крепость дават не пристоит) и не избытное то дело, чтоб ему в таком воровском деле дать крепость, за вора нихто не ручаетца. И в крепости отказати впрям .

72. Далее зачеркнуто соответственно: войною .. и ше(рть).

73. См. док. 4.

74. Далее зачеркнуто: по тому образцовому писму.

75. за печатью вписано сверху.

76. Исправлено из: будут.

77. Далее зачеркнуто: и ничего у них не отнимали.

78. людей, иных вписано в тексте и на полях.

79. Зачеркнуто: людей.

80. После дорогою зачеркнуто: сами, ратным ... людем вписано сверху.

81. разоряти не велели исправлено и вписано сверху вместо зачеркнутого: не разоряли.

82. Далее на Л. 141-142 зачеркнуто: и ратным своим людем по тому ж приказали чтоб они.

83. Тем бы оне вписано аналогично на полях.

84. Далее зачеркнуто: в том.

85. тех .. то вписано сверху вместо зачеркнутого: про то.

86. Исправлено соответственно из: И . их.

87. и побивати вписано сверху.

88. Далее зачеркнуто: искони вечные подданные чер.

89. Далее зачеркнуто: и.

90. Исправлено из: учинилос.

91. Вставлено сверху вместо зачеркнутого: будет.

92. Далее зачеркнуто, включая исправления сверху (отмечены в скобках): и для того (А им о том ведат надобно), будет они в войну пойдут против его ц-го в-ва недруга, Яна Казимера, короля полского, и им бы (и они бы уже) в тех черкаских городех полских и литовских людей приходу не чаяли и опасенья никакова не держали.

93. Исправлено из соответственно: просить... государевом.

94. Далее зачеркнуто: им.

95. по быти вписано сверху; перед по зачеркнуто: веру; вместо зачеркнутого: крест целовали, что быти.

96. з землями и з городами вписано сверху.

97. их людей вписано на полях и между строк.

98. всякую .. особно вписано сверху.

99. И .. они вписано сверху вместо зачеркнутого И чтоб.

100. в вписано в тексте вместо зачеркнутого: во всех.

101. Исправлено из измененного и зачеркнутого: написано было.

102. А вписано в текст вместо зачеркнутого: А с ними, Тимофеем и подъячим Иваном После для в тексте и сверху зачеркнуто соответственно: тое, такие.

103. и .. грамоту вписано сверху. Далее зачеркнуто: и.

104. Исправлено из: послалли.

105. Далее зачеркнуто: ево.

106. Исправлено из: велеть.

107. Далее зачернуто: u/x/.

108. Шаим мурзе вписано сверху.

109. Далее зачеркнуто соответственно: искони... холопи.

110. под Терком вписано сверху вместо зачеркнутого: под Астараханью.

111. Далее зачеркнуто: в Калмыки.

112. Так в тексте. Очевидно, следует читать: аманатном.

113. на двору вписано сверху. Далее на Л. 153-154 зачеркнуто: в крепи А у Ислам Гирея царя и у иных крымских (Л. 154) царей в подданстве николи не бывал И Ислам Гирею царю за нево. Шаим мурзу, стояти и к ц-му в-ву об нем писати непригоже, потому что он искони вечной цаского величества холоп.

114. Далее вписано сверху соответственно: говорити ... как.

115. и давно вписано сверху.

116. Далее зачеркнуто: посылка.

117. и есть ли хто ис. а также взят вписано сверху вместо зачеркнутого соответственно и не взяли ль у . кого.

118. и что той вписано сверху вместо зачеркнутого и исправленного: не посулил л/ь/. и не дали После оманаты зачеркнуто: и где.

119. Далее зачеркнуто: и где.

120. дали л исправлено из: не дали л же.

121. о том исправлено из того.

122. Далее зачеркнуто: в Крыму.

123. Край листа осыпался. Аналогично в подобных случаях и далее.

124. Далее зачеркнуто: по чьему.

125. сулить. И вписано сверху вместо зачеркнутого: обещает. И не присылал ли.

126. в Крым ли вписано сверху вместо зачеркнутого: чтоб (он, пре/жней/) ево, Василья воеводу, отдали ему, Стефану воеводе, и будет присылал, и что он от того царю новой воевода сулил, и за чем ему Василья воеводу не отдали.

127. и .. присыланы вписано сверху вместо зачеркнутого: и о каких делех. и не зовут ли они крымского с собою на гетмана на Богдана Хмельнитцкого и на все войско Запорожское.

128. Далее зачеркнуто: государю.

129. и о царегородцких, и о кызылбашских вписано в тексте и между строк.

130. отнюд и не знатно вписано сверху и в тексте вместо зачеркнутого соответственно нихто... не догадно.

131. а их вписано сверху вместо зачеркнутого: а ево.

132. и Ивану вписано сверху.

133. Присланы они исправлено из: Прислан он.

134. Исправлено из: ему.

135. Далее зачеркнуто: не.

136. Исправлено из: ним.

137. Вписано сверху вместо зачеркнутого: ево.

138. Далее зачеркнуто: говорити.

139. Далее зачеркнуто: им.

140. гонцов вписано сверху и в строку.

141. Великия и Малыя вписано сверху.

142. Далее зачеркнуто: его.

143. Вписано в строку.

144. Вписано сверху другим почерком и чернилами.

145. А их бы вписано сверху аналогично вместо зачеркнутого: ево.

146. велел исправлено из: велети.

147. Исправлено из: ему.

148. Далее зачеркнуто: и пом/инки/.

149. Исправлено из аналогично: он послан. Зачеркнув: к преж/нему/.

150. Далее зачеркнуто: им.

151. калгины и ну повторено из зачеркнутого на Л. 171.

152. Вписано в строку другими почерком и чернилами.

153. Кристина Ваза, дочь Густава Адольфа Ваза, королева шведская отказалась в 1654 г. от престола.

154. и Ивану вписано сверху.

155. Великия и Малые вписано сверху; Росии исправлено из: Русии.

156. Далее зачеркнуто: с турским салтаном и.

157. и .. Ивану вписано сверху вместо зачеркнутого: и подъячему.

158. Далее зачеркнуто: с турским Магмет салтаном и.

159. Исправлено соответственно из его... ему.

160. Исправлено из: ему.

161. Далее зачеркнуто соответственно: ему...потому что был в поместье от Москвы в далних городех.

161а. Исправлено из: ним.

162. их ко государю вписано сверху вместо зачеркнутого: ево.

163. Далее зачеркнуто соответственно: к нигде Ондрею Иемирову.

164. и .. Ивану вписано сверху.

165. все вестовое исправлено из: вестовое.

166. Далее зачеркнуто: свой.

167. Исправлено из соответственно: осторожливому . остерегателному.

168. А .. держати вписано в тексте и между строк.

169. А вписано в тексте вместо зачеркнутого: А с ними.

170. и розсылки вписано сверху вместо зачеркнутого: толмач.

171. Далее зачеркнуто: к царю.

172. Далее зачеркнуто: у ни о них.

173. Далее зачеркнуто соответственно: учинить по тому же . поговоря.

174. Далее зачеркнуто: все.

Текст воспроизведен по изданию: Россия, Крым, Польша, Украина в середине 50-х годов XVII века: Из материалов чрезвычайного посольства в Крымское ханство во главе с дворянином Т. Г. Хотунским и подъячим Поместного приказа И. Фоминым 1654-1655 гг. Ч. 2 // Славяне и их соседи, Вып. 10. М. Наука. 2001

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.