Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 232

1848 г. ноябрь 7 110. Записка переводчика Оренбургской пограничной комиссии губернского секретаря Субханкулова об усуре.

1. Что значит усур? Усур, или гушур, от арабского слова гашара, значит десять, гашарун — десятый, или десятая часть. Произносится же усур на испорченно киргизском наречии.

По священному писанию магометанского закона, каждый хлебопашец обязывается по окончании уборки хлеба раздать десятую часть со всего полученного им хлеба исключительно беднейшим людям, или дозволяется отдать эту часть таким лицам, которые постоянно занимаются религиозными правилами. От этого подаяния не избавляются и те, которые не сеют хлеба, но имеют безбедное состояние.

2. Откуда произошел усур и каким образом распространился он между здешними киргизами? Начало гушура произошло во время законодательства Магомета, в Аравии. Отсюда со временем, по распространении магометанского исповедания, сбор этот перешел в соседственные Аравии азиатские владения и, наконец, явился в Бухарии и Хиве.

И так как р. Сыр-Дарья протекает мимо ханств Ташкендского, Кокандского, Бухарского и частью Хивинского, а кочующие по этой реке киргизы исповедуют (хотя не со всей точностью) магометанскую религию, то, состоя частью до настоящего времени под владычеством помянутых ханств, они отдавали наряду с другими магометанами, каждогодно десятую часть полученного с обитаемой ими земли хлеба, разумеется, те только, которые исключительно занимаются земледелием, а скотоводцы платили зякет скотом.

3. Куда употребляют его в настоящее время здешние киргизы? Киргизы кичкенечиклинского рода, дюрткаринского и частью чумекеевского, разных отделений, кочующие по обеим берегам Сыр-Дарьи, по низложении некоторым образом властей, в особенности ханства Хивинского, когда стали управляться сами собою при посредстве султанов, биев и батырей своих или ведя беспрестанные между собой распри, или защищая себя от набегов хивинских шаек, необходимым сочли, для предосторожности, иметь надзор за неприятелем: на наемку из среды себя таковых людей требовались расходы. Так как обитающие ныне по Сыр-Дарье киргизы преимущественно занимаются хлебопашеством, то собираемый гушур, вместо того, чтобы отдавать религиозным и беднейшим людям, перевели на предмет наемки караульщиков для наблюдения за неприятелем.

4. Если они употребляют гушур на наемку людей для наблюдения за неприятелем, то сколько пудов платят и за какое время? При найме караульщиков, за какое время, какое количество отдают они хлеба, в точности определить невозможно, потому что, смотря по времени года и по расстоянию места, откуда следует делать наблюдения, платят неравное количество хлеба.

5. Кто именно собирает гушур? Сбором гушура занимаются здесь бии и старейшины каждого отделения [и] подотделения, розно. [365]

6. Сколько пудов берут они хлеба на гушур с каждого человека или с одной кибитки? Гушур собирается вообще с числа батманов снятого одним хозяином хлеба. Где сеют хлеб без поливки, гушур берется с 10 батманов один, где с поливного — там с 20 один; следовательно с одного мешка, в котором заключается 20 батманов, равняющихся 5 пудам российского веса, в первом случае взыскивают по одному, а в последнем — по 2 батмана. Приблизительный вес батмана 10 ф.

7. Не оставляют ли сборщики часть гушура в свою пользу? Сборщики оставляют ли в свою пользу сколько-нибудь из собираемого ими в гушур хлеба — это еще не дознано, но, конечно, весьма вероятно.

8. Если существование сбора не приносит пользу туземцам, то уничтожением оного, не лучше ли будет народу, потому более, что большая часть этого сбора едва ли не остается в руках сборщиков? Так как за возведением на Раиме укрепления междоусобные неприязненные действия кочующих по правой стороне р. Сыр-Дарьи киргиз, а равно набеги на них со стороны засырдарьинских ордынцев, хивинских и каракалпакских шаек почти уже прекратились, то за этим существование сбора гушура нисколько не принесет пользы туземцам, а уничтожение его весьма будет полезно народу, ибо сумма общего сбора этого весьма значительна, а киргизы присырдарьинские крайне разорены, ибо, по мнению их, до настоящего времени потерпели 36-й грабеж от хивинцев.

9. Какое число людей занимается здесь хлебопашеством, какое количество хлеба сеют в совокупности в одном году и сколько получается в оный мешков или пудов? Не приведя прежде в известность числа кибиток киргиз, кочующих в окрестностях Раимского укрепления, невозможно определить в точности число людей, занимающихся хлебопашеством; следовательно, нельзя узнать и количество засеваемого хлеба и сколько получается мешков или пудов. По собранным, под рукой, сведениям, видно, что в 1848 г. здешние киргизы сеяли разного хлеба, именно: алтынбаева отделения в числе 100 кибиток, курманаева отделения и кутукова, в том числе киргизова и каракисекова родов 300 кибиток, кулекова отделения 100 кибиток, джакаемова отделения 50 кибиток. Итого 550 кибиток.

Для некоторого соображения количества сеянного ими хлеба можно сказать только, что самый богатый киргиз сеял три мешка, беднейший же — от 2-3 батманов до 1 пуда. По приблизительным соображениям общий засев хлеба, начиная от ур. Каратюбе до устья Сыра, можно положить от 2 до 3000 дес., из коих каждая дает около 100 п. ячменя, проса или пшеницы. Ячмень и пшеница сеются с начала до конца апреля, просо — в июле.

10. Сколько мешков хлеба перерасходовано, по крайней мере, в нынешнем году на наемку караульщиков? На наемку караульщиков в 1848 г. израсходовано в первый раз, зимой — 70 мешков, второй раз, летом — 20 мешков хлеба.

11. Не берет ли часть гушура и батыр Джонходжа Нурмухамедов? В прошедшие, годы Джонходжа-батыр собирал здесь значительное количество хлеба под видом гушура. Приезжавший ныне предпочтительно с этой целью сын этого батыра по имени Ит-Джемес, увез из собранного здесь в гушур хлеба на 23 верблюдах, на каждом по три мешка, всего около 400 п. (полагая 6 п. в каждом мешке).

Не все киргизы охотно платили этот сбор, а насилья употребить посланные не осмеливались и потому ныне сбор гушура в пользу батыря был незначителен.

Губернский секретарь Субханкулов.

ЦГА КазССР, ф. 4, on. 1, д. 3516, лл. 2-3 и об.


Комментарии

110. Датиров. по док. № 235.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.