Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
БЕЗГИН И. Г.. ЭКСПЕДИЦИЯ В ХИВУ ОСАДА ВЕНДЕНА. DrevLit.Ru - библиотека древних рукописей

№ 319

Из письма директора пароходной компании Н. Новосильского командующему Каспийской флотилией о развитии пароходного сообщения

(ноябрь 1855 г.)

Ваше превосходительство, милостивый государь Николай Александрович! (Контр-адмирал Васильев Н. А.)

...Вашему превосходительству известно, что при главнейшем пункте отправления в Россию персидских товаров Месседишер (Опущены слова, не имеющие смысловой связи с текстом) (что между Астрабадом и Энзели) нет никакой гавани и стоянка судов так неудобна, что в бурю прошлого года погибло там их несколько десятков. В этом месте при ветрах от NW бывает такое волнение, что с судов по целым неделям не съезжают на берег, — какая же затруднительная должна быть погрузка товаров в таких местах для парохода. Чтобы заставить персиян обращать товары свои на Астрабад или Энзели, надобно мне принять участие в Московской купеческой компании, ведущей торговлю с Персией, и постараться энергически изменить к лучшему действия ее, осуждаемые консулами нашими в упомянутых местах. К сожалению, для сношений наших с туркменцами и через Ново-Петровское укрепление с Хивой предстоит исправить те дурные понятия, кои народ сей получил о русских вследствие постоянных обманов астраханских рыбопромышленников, покупающих у туркмен рыбные товары. А, между тем, с народом этим при добросовестности легко завести торговые сношения, доставляя им те предметы, которые они получают теперь из Персии за привозимую туда ими нефть и соль. Нет сомнения, что туркмены взамен своей нефти и соли охотно будут брать от нас на месте то, что они достают за эти же продукты ценой морского опасного путешествия.

Таким образом, можно достигнуть двух целей: 1) расширения торговых наших сношений с Персией через доставку туда необходимых ей нефти и соли и 2) отстранения поводов туркменам к развитию мореплавания. [443]

Если бы для всего этого нужна была только моя деятельность, я почел бы себя счастливым потрудиться на пользу отечества, но сверх трудов моих в деле этом необходим значительный капитал, а я, употребляя все денежные средства мои на учреждение пароходства по р. Куре, должен буду для осуществления обширного плана этого прибегнуть к составлению компании.

Вот почему нужна мне привилегия или ограждение от конкуренции в продолжение того времени, в какое, по соображению моему, затраченный безвозвратно капитал компаньонов моих будет возвращен из доходов предприятия. Без такого обеспечения компания и при доверии ко мне не состоится.

Мне остается к краткому изложению предмета этого присоединить только то, что ваше превосходительство, поставленные в главе управления Астраханским краем и Каспийским морем, ознакомившись с положением торговли нашей с Персией и Туркменией, с характером здешних русских промышленников и армянских капиталистов, знаете, можно ли ожидать улучшения торговли этой, и не следует ли правительству, так долго не достигающему при нынешней системе предположенных им результатов, допустить вмешательство в это дело пароходной компании с большими средствами и с просвещенным патриотическим взглядом на принимаемые ею на себя обязанности.... (Опущены сведения, сообщающие о перевозочных ценах на коммерческие грузы и т.д.)

Н. Новосильский

ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, д. 1293, лл. 28—34 об.

Подлинник.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.