Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

15. 1646 г. ноября 7. — Распросные речи прибывшего в Астрахань хивинского посла Шейх-Бабы.

… И по отписке головы стрелецкого Степана Щукина юргенской посол Ших-Баба в Астарахань приехал. И боярин и воеводы князь Федор Семеновичь Куракин да окольничей князь Андрей Федоровичь Литвинов-Мосальской да дьяки Тимофей Голосов да Калистрат Акинфеев юргенского посла Ших-Бабу велели поставить в Белом каменном городе на посадцком дворе, а в приставех велели у него быть астараханцу сыну боярскому Ивану Булгакову да толмачю Лукашке Тимофееву да с ними на карауле для всякого береженья 5-ти человеком стрельцов, и посылали к юргенскому послу к Ших-Бабе на подворье подьячего Митьку Протопопова спросити ево посла, откуды он и от ково послан, и к государю ли к Москве он послан или в Астарахань прислан, и листы с ним есть ли, и сколь давно и ис которого города он поехал, и сколько человек с ним людей, и которою дорогою ехал, и с какими людьми на дороге где видался, и что ныне в Юргенской земле делаетца. ||

И юргенской посол Ших-Баба сказал: в нынешнем де во 155-м году в сентябре месяце послал ево юргенской Абыл-Газы царь из Балха к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии к Москве в послех с своим царевым листом и здравствовати ему великому государю ево царскому величеству, что он великий государь учинился отца своего великого государя на его царском превысочайшем престоле Росийского царствия. Да царскому же де величеству велел балхинской царь ведомо учинити, что вь Юргенской земле он Абыл-Газы учинился царем и доступил юрту отца своего юргенского царя Арап-хана внове, а прежде сего вь Юргенской земле был царем брат его Исфендияр царь, и Исфендияр царь умер своею смертью. А как де вь Юргенской земле был царем брат его Исфендияр царь, и он де Абыл-Газы царь в те поры жил в горах и по островам, от брата своего убегал. Да и про то де велено ему великому государю ведомо учинить, что в Балхе городе был || царем Надыр-Магаметь царь, а юргенским де да индейским людем в проезде [317] от него была большая шкота, грабеж и убойство. И в прошлом де во 154-м году летом юргенской Абыл-Газы царь писал к индейскому царю, что в прежних годех у прежних юргенских царей с ним с индейским царем был во всем мир и совет, и торговые их люди на обе стороны ездили с товары своими повольно, и вперед бы де ему юргенскому Абыл-Газыю царю с ындейским царем быть по тому же в миру и в совете, и торговым бы их людем вперед ездить с торги на обе стороны повольно, а на балхинского б царя велел он индейский царь с свою сторону войною послать своих индейских ратных людей, а он де юргенской царь з другую сторону на балхинского царя пошлет своих юргенских ратных людей. И индейской де царь посылал на балхинского царя сына своего с ратными своими людьми, и индейской де царевичь с ратными людьми город Балх взяли, а Надыр-Магаметь царь из Балха побежал в Кизылбашскую землю, и кизылбашские де люди ево встретили и повезли к шаху. И ныне де в Балхе сидит индейского царя сын || и сь юргенским с Абыл-Газыем царем живут они в миру и совете, и торговые люди с товары своими на обе стороны ездят повольно; а в Бухарской де земле сидит царем Абдазиз царь, и сь юргенским де Абыл-Газыем царем и с ындейским царем и с сыном ево, которой сидит в Балхе, живут они в миру и в совете. А от Бухарские де земли до Юргенча конною ездою 10 днищ, а Юргенчь от города Хивы в дву днищах, а Хива от Балха в 10-ти днищах, а Балх де город от Индейские земли от первого украинного города Кабыля в 15-ти днищах, а ки-зылбашской де украинной город Мары от Балха в 7-ми днищах. И отпущен де он посол Ших-Баба к великому государю от юргенского царя Абыл-Газыя с листом из города ис Хивы до Астарахани степью, и в Астарахань де к боярину и воеводам и к диаком от Абыл-Газыя царя лист с ним прислан, и тот де лист пришлет он в сьезжую избу к боярину и воеводам и к диаком завтро ноября в 8-м числе. || Да с ним же де с Ших-Бабою ис Хивы указал Абыл-Газы царь ехать к великому государю к Москве сыну ево Ших-Бабину Ша-Маметю, и он де Ших-Баба того сына своего Ша-Маметя отпустил в Астарахань наперед себя морем на караганской бусе. А товаров с ними ничего не послано, а степью де с ним отпущены ис Хивы царевы люди Пир-Маметь да Девлет-Маметь да ево посольские люди Елай да Досум, а даров де к великому государю от Абыл-Газыя царя с ним ничево не послано, потому что де на дороге в проезде грабят их калмыцкие люди. И ехал де он посол Ших-Баба с царевыми и со своими людьми всего 5 человек ис Хивы степью до реки Енбы 17 ден, а с ним де с Ших-Бабою было товаров ево бурметей и зенде-ней и азямов 2 таи, а по цене всего на 80 руб., и на Ембе де наехал он калмыцкого Далантая-тайшу с улусными ево людьми дворов з 200, и калмыцкой де Далантай-тайша его посла Ших-Бабу с людьми у себя в улусех остоновил, и он де посол Ших-Баба Далантай-тайше говорил, что он послан от юргенского царя к великому государю к Москве в послех с листом и он бы ево у себя не держал, отпустил бы ево в Астарахань [318] вскоре, и Далантай де тайша товары ево все у него взял на себя и держал ево посла с людьми у себя в улусех || 8 ден, а в 9-ой день отпустил ево Далантай-тайша из улусов своих в Астарахань, а за товары ево, что у него взял, хотел Далантай-тайша дать ему по цене лошадьми и животиною, и для де тово он Ших-Баба оставил у Далантай-тайши в улусе царева человека Пир-Маметя да своево человека Досума, а з достальными де людьми с царевым человеком з Девлет-Маметем да с своим сь Елаем сам третей из Далантай-тайшиных улусов приехал он вь Яицкой острожок в 5-й день, и едучи дорогою видел он за рекою Яиком у Лебяжья озера от Яицкого городка в дву днищех калмыцкие улусы дворов с 400, а которого тайши те улусы того он не ведает и в тех он улусех не был; а в Яицком де острожке жил он 3 дни и лошади свои, на которых он ехал, продал он в Яицком острожке повольно, потому что степью ехать в Астарахань не посмел, боялся воровских калмыцких людей и татар; и ево де посла Ших-Бабу да с ним царева человека Давлеть-Маметя да с ними же выходца ис калмыцких улусов юртовского татарина отпустил в Астарахань голова стрелецкой Степан Щукин в ясаульном стругу с стрельцами, || а тот де юртовской татарин ис калмыцких улусов вышел вь Яицкой острожок до ево послова приезду, а не с ним вместе приехал, и ныне де с ним послом в Астарахани людей 4 человека: сын ево Ше-Маметь, да царев человек Давлеть-Маметь, да ево пословых 2 человека Авез да Елай. А как де был он посол Ших-Баба у калмыцкого у Далантай-тайши в улусех, и он де слышел от Далантай-тайши, что прислан от государя с Москвы к ним калмыцким тайшам посланник Олферей Кудрявцев и живет де он у Мамсрень-тайши Дайчинова, а Мамсрень де тайша с улусы своими кочюет в Енбинских вершинах от Лаузан-тайшиных улусов скорою ездою в 15-ти днищах, а иные де тайши с улусы своими кочюют меж собою порознь улус от улусу днища по 3 и по 4, а не все вместе кочюют, а на чем де Олферей Кудрявцев с калмыцкими тайши договор учинил, про то он ни от ково не слыхал и сам он Оьферья не видал. Да от Далантая же де тайши слышел он, что в нынешнее в зимнее время ему Далантаю-тайше с улусы своими кочевать на Ембинском нижнем устье у моря || от Яицкого острожка в дву днищах, а Лаузан-тайша з братьею и с улусными своими людьми в котором месте ныне кочюет, и в которых местех ему зи[мо]вать, и под Астарахань калмыцкие люди для миру и торгу или войною приходить хотят ли или нет, про то он ни от ково не слыхал же. А к юргенскому де царю калмыцкие тайши присылают послов своих по часту для того, чтоб юргенские люди были с ними в миру и ездили б к ним в улусы, а их бы калмыцкие люди по тому ж ездили к ним для торгу повольно. И в Юргенскую де землю калмыцкие люди для торгу лошади и животину пригоняют, а в Юргенской земле покупают и возят к себе зендени и бязи, а юргенские де люди по тому ж к ним в улусы с товары ездят, а войною де калмыцкие люди в Юргенскую землю не ходят. И которые де юргенские люди с товары ездят в калмыцкие [319] улусы, и у тех де торговых людей товары калмыцкие тайши емлют на себя, а после того дают им лошадьми и животиною не по большой цене, а от черных де калмыцких людей грабежу никому юргенским людем нет. || А трюкменские де люди, которые кочюют от Юргенской земли к морю у Караганской и у Кабаклыцкой и у Сартыш[с]кой пристаней, в прежних годех бывали послушны у прежних у юргенских царей, а ныне де они трюкменцы юргенскому Абыл-Газыю царю не послушны, и юргенским людем на проездех чинят грабеж и убойство, а ссылаютца де они трюкменцы и подать дают калмыцким людем. И юргенской де Абыл-Газы царь до его Ших-Бабина в Астарахань отпуску за 4 месяца послал х калмыцким тайшам к Шункею да к Лаузану да к Мамсреню с товарыщи посла своего Кадыр-кула с тем, чтоб они тайши трюкменских людей отдали ему Абыл-Газыю царю а сами ими не владели, а будет они трюкменцов ему не отдадут и он де Абыл-Газы царь пошлет на них калмыков и на трюкменцов ратных своих людей и учинит их трюкменцов в послушанье у себя и в неволю, и тот де юргенской посол Кадыр-кул ис калмыцких улусов назад в Юргенчь при нем не бывал. || А которого де юргенского посла Эминь-Абыза в прошлом во 154-м году боярин и воеводы князь Борис Алексан-дровичь Репнин с товарыщи отпустили из Астарахани степью, и тот де Эминь посол в Юргенскую землю не бывал, а видел он его у калмыцкого Далантая-тайши в улусе, потому что Далантай де тайша животы ево все у него пограбил, а хочет ему за те ево животы в платеж збирать у улусных своих людей лошади и животину, а вскоре ль его в Юргенскую землю отпустит, того он не ведает.

Толмачил у роспросу толмач Лукашка Тимофеев.

ИАИ Акад. Наук СССР. Астраханские акты, акт 1646 г. ноября 7, на 9 сст. Печатается по подлиннику, а первый, сохранившийся сстав — по копии середины XIX в. Начало утрачено.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.