Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ХОДЖА МУХАММАД ШАРИФА

ТАЗКИРА-ЙИ ХОДЖА МУХАММАД ШАРИФ

«Жизнеописание Ходжа Мухаммад Шарифа». Автор неизвестен. Сочинение написано в Восточном Туркестане, по-видимому, во второй половине XVI в., на довольно простом староуйгурском языке, включающем в свой состав известное количество элементов народного разговорного языка, его кашгарского диалекта. Это прежде всего заметно в лексике и фонетике памятника. Простота языка объясняется назначением сочинения. Можно предположить, что оно было написано с целью защиты в Кашгарии интересов суфийского ордена увайсиййа, довольно широко распространенного в этой стране еще со времени принятия кочевниками ислама в период правления караханида Сатук-Богра-хана и игравшего значительную идеологическую, политическую и хозяйственную роль, и обоснования прав Мухаммада Вали-суфи на преемственность в руководстве в Кашгарии этим орденом после смерти Ходжа Мухаммад Шарифа. Это явствует из того, что после описания смерти Ходжа Мухаммад Шарифа его тазкира сосредоточивает свое внимание на этом лице. Перед смертью [233] Ходжа Мухаммад Шариф якобы заявил: «Пусть на мое место сядет Мухаммад Вали-суфи. Какое бы затруднение у Вас ни было, пусть молится Мухаммад Вали-суфи. Мы также окажем помощь молитвой. Ради нас получайте прощение грехов у Мухаммада Вали-суфи». Далее сообщается: «На третий день (после смерти Ходжа Мухаммад Шарифа. — В. Ю.) устроили поминки и Мухаммада Вали-суфи посадили на место Хазрата Великого Ходжи. Все люди изъявили покорность Мухаммаду Вали-суфи». Внешней причиной написания этого агиографического сочинения было увековечение памяти Ходжа Мухаммад Шарифа и необходимость дать в руки адептов ордена увайсиййа пособие по биографии этого известного в XVI в. в Кашгарии суфийского деятеля.

В Восточном Туркестане Ходжа Мухаммад Шариф пользовался громкой известностью, восточнотуркестанские авторы посвятили ему несколько своих тазкира, ряд из которых был написан в стихах.

Ходжа Мухаммад Шариф, по его тазкира, родом был из Сайрама на Сыр-Дарье, в раннем детстве оказался без отца и воспитывался матерью. После смерти матери направился в Самарканд, где и получил образование в медресе. Во время обучения он пользовался благосклонным вниманием жены Ходжа Мас'уда, которая поддерживала его материально. Во время учебы в медресе он старательно изучал духовные труды, проводил время за чтением Корана и в молитвах и изнурял себя постами.

После окончания учения по призыву чудесно явившегося ему Сатук-Богра-хана отправился в Кашгар, где занимался ремеслом парфюмера. За неумышленное разглашение места захоронения Сатук-Богра-хана он вынужден был совершить хадж в Мекку, по возвращении жил при мазаре вышеназванного караханида, который в Восточном Туркестане почитается как святой, обративший в ислам кочевников-шаманистов. Слава о святости Ходжа Мухаммад Шарифа быстро и широко распространилась, в числе его мюридов был Чагатаид Абд ар-Рашид-хан (умер во второй половине XVI в.; разные источники сообщают разные даты его смерти).

Ходжа Мухаммад Шариф явился «открывателем» многих ложных мазаров в Кашгарии. Его перу принадлежит сочинение на персидском языке, затем переведенное на староуйгурский, под названием «Тазкира-йи Богра-хан» 1. Последний памятник представляет собой жизнеописание шейхов ордена увайсиййа, к числу которых отнесены многие мусульманские святые. В «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» делается попытка в отношении многих из них доказать, что их могилы находятся в Кашгарии. [234]

В «Тазкира...» содержится любопытный материал об использовании в хозяйстве на мазарах, хранившихся служителями ордена увайсиййа, труда болорских рабов.

Ходжа Мухаммад Шариф был духовным наставником и советником Чагатаида Абд ар-Рашид-хана, который постоянно советовался с ним и в последние годы своей жизни пригласил Ходжа Мухаммад Шарифа на постоянное жительство в Яркенд. Умер Ходжа Мухаммад Шариф в 1565/1566 г.; по другому списку его тазкира — в 1563/1564 г. Похоронен он в местности Беш-Арик, под Яркендом.

В сочинении сообщается о набеге Абд ал-Латифа, сына Абд ар-Рашид-хана, на киргизов и о последующей его гибели. Этот эпизод известен из ряда других персо- и тюркоязычных сочинений. Из этих сочинений известно, что Абд ал-Латиф погиб от казахов и киргизов, выступавших под руководством казахских ханов. Разные сочинения называют различные имена казахских ханов. «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» о казахах ничего не говорит, сообщает лишь о нападении на Абд ал-Латиф-султана со стороны киргизов, о которых говорится, что они жили в Кара-Тегине.

После совета с Ходжа Мухаммад Шарифом и посещения целого ряда мазаров Абд ар-Рашид-хан предпринял карательный поход против киргизов, известия о котором и содержатся в публикуемых в настоящем сборнике извлечениях. По сообщению «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф», сражение между Абд ар-Рашид-ханом и киргизами произошло при Иссык-Куле.

Источник называет число и месяц, когда Абд ар-Рашид-хан принял решение выступить в поход на киргизов. Год устанавливается по другому тазкира, о чем говорится в примечаниях к извлечениям.

Как и многие сочинения агиографического жанра, это тазкира содержит неравноценные по своей значимости части и элементы. В этом отношении оно является типичным образцом многочисленной житийной литературы Средней Азии и Восточного Туркестана. Если первая часть сочинения легендарна, стереотипна и целиком проникнута духом суфийского благочестия, то вторая, начиная с момента вступления Ходжа Мухаммад Шарифа на землю Кашгарии после его возвращения из паломничества в Мекку и встречи с Абд ар-Рашидом, реалистична и содержит достоверные исторические известия. Взаимоотношения ходжи и его приверженцев с ханами и местным населением, с кочевниками окружающих Кашгарию гор, забота о распространении влияния ордена увайсиййа, хозяйственная деятельность этой религиозной корпорации — таков далеко не полный перечень важных вопросов, освещенных во второй части этого любопытного и оригинального восточнотуркестанского памятника. [235]

Источник для изучения истории казахов не привлекался. Известны три списка этого сочинения 2. Все они хранятся в ЛО ИНА АН СССР.


Комментарии

1. А. М. Мугинов. Описание уйгурских рукописей Института народов Азии. АН СССР, ИНА, ИВЛ. М., 1962, стр. 64.

2. А. М. Мугинов. Указ. соч., стр. 77-78. Один из списков «Тазкира-йи Ходжа Мухаммад Шариф» остался А. М. Мугиновым неописанным.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.
Rambler's Top100