Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Богра-хан, упомянутый в Кутадгу Билик

Хорошо известно, что старейшее дошедшее до нас полное литературное произведение тюрков-мусульман – Кудатку билик, или Кутадгу билик, - было написано в 462/1069-70 г. Юсуф хасс-хаджибом, уроженцем Баласагуна на р. Чу, для хана, жившего в Кашгаре и называемого «Машрик малики Табгач хани Малик Богра-хан» (Царь Востока, хан Китая, царь Богра-хан), «Табгач Кара-Богра ханлар хани» (китайский Кара-Богра, хан ханов), «Табгач Улуг Богра-хан (китайский великий Богра-хан) и еще проще «Ордукент хани бег» (хан столичного города, т.е. Кашгара, князь). Указания относительно хронологии кашгарских государей XI в. очень неопределенны и немногочисленны и не основаны на нумизматических свидетельствах; поэтому довольно трудно установить, какого именно царя упоминает Юсуф. Несомненно, что он принадлежал к династии илек-ханов (Т. е. Караханидов; ср. наст. изд., т. II, ч. 2, стр. 519). Главным источником по истории этой династии для всех мусульманских и европейских ученых является обширный труд Ибн ал-Асира, особенно сведения, приведенные им под 408/<1017-18> г. Ибн ал-Асир сообщает, что Арслан-хан, сын Кадыр-хана Юсуфа, владетель Кашгара, Хотана и Баласагуна, был низложен и взят в плен своим братом Богра-ханом; некоторое время спустя Богра-хан был отправлен своей женой, которая умертвила также и Арслан-хана, в 439/<1047-48> г. Богра-хан правил всего пятнадцать месяцев; ему наследовал Тогрул-хан, сын Юсуфа Кадыр-хана (т.е. его брат), который правил шестнадцать лет (до 456/<1064> или 457/<1065> г.). Его сын Тогрул-тегин был через два месяца низложен «Харун Богра-ханом, братом Юсуфа Тогрул-хана и сыном Тафгач-Богра-хана (?)»; Харун-Богра-хан зашел за (‘абара) Кашгар, взял в плен Харуна (? Ошибка, вместо Тогрул-тегина); войско этого последнего подчинилось ему, и он захватил Кашгар, Хотан и соседние области до Баласагуна, где он и царствовал двадцать девять лет и умер в 496/<1102-03> г. Эти сведения, конечно, не могут быть вполне точными; если Богра-хан Харун был братом Тогрул-хана, то он должен был быть сыном Юсуфа Кадыр-хана и, действительно, на предыдущей странице сам Ибн ал-Асир так его и называет. Царствования, упомянутые Ибн ал-Асиром, которые, по его словам, продолжались с 439 по 496 г.х. (пятьдесят [420] семь лет), покрывают не весь указанный период, а примерно на десять лет меньше. Действительно, от более раннего автора, Абу-л-Фазла Бейхаки (Та’рих-и Бейхаки, изд. Морлея, 230), мы знаем, что первый Богра-хан (которого Ибн ал-Асир называет Махмудом) умер не в 439/<1047-48>, а в 449/<1057-58> г. В таком случае Богра-хан Харун должен был бы царствовать с 467/<1074-75> до 496/<1102-03> г., а Тогрул-хан – с 451/<1059-60> до 467/<1074-75> г.; Кутадгу билик, написанное в 462/<1069-70> г., следовательно, было составлено в царствование Тогрул-хана, однако Богра-хан, по-видимому, был соправителем своего брата; Ибн ал-Асир говорит о войне, которую вели эти два брата против Шемс аль-Мулька, хана Самарканда. Поэтому было вполне естественно прийти к заключению, что Богра-хан, упомянутый Юсуфом хасс-хаджибом, был Богра-хан Харун ибн Юсуф, и это мнение было мною высказано в статьей «Богра-хан» в «Энциклопедии ислама» (<См. наст. изд., т. II, ч. 2, стр. 508.>).

Однако такого мнения нельзя более придерживаться после открытия еще одной рукописи Кутадгу билик в намангане в Фергане (Описана Валидовым (который её открыл) по-русски в ЗВОРАО, т. XXII. Рукопись была упомянута мною в EI, s.v. Ilek-Khane; < см. наст. изд., т. II, ч. 2, стр. 519>) (к несчастью, она уже снова утеряна) (<В настоящее время находится в Ташкенте>), где Богра-хан, которому посвящено сочинение, назван Абу Али Хасан б. Сулейман. Следовательно, это был не брат, а сын Арслан-хана Сулеймана. Действительно, мы встречаем это имя в Мулхакат ал-Сурах Джемаля Кураши (или Карши) (Судя по словам самого автора (Бартольд, Туркестан, ч.I. стр. 140: ***), нисба *** в этом случае не происходит от Курайш (ср. ЗВОРАО, т. XI, стр. 286), хотя автор в своем предисловии говорит о себе как о *** подобно пророку); в своем кратком рассказе об илек-ханах он почти не приводит дат, но его генеалогические сведения более точны, чем сведения Ибн ал-Асира; в этом сочинении сообщается, что сыном Сулеймана Арслан-хана и отцом того Ахмеда Арслан-хана, который, согласно Ибн ал-Асиру, разбил кара-китаев в 522/<1128> г., был Хасан Тафгач-хан (Бартольд, Туркестан, ч. I, стр. 133 вверху). Следовательно, это и должен быть Тафгач-хан, или Богра-хан, упомянутый в Кутадгу билик (< Ср. о нем также наст. изд., т. II, ч.2, стр. 508, прим. 6>).

В одном официальном документе, датированном месяцем зу-л-хиджжа 474 или 494 г.х. (т.е. со 2 мая 1082 или с 27 сентября 1101 г.; документ немного поврежден как раз в этом месте, и нельзя быть уверенным, следует ли читать *** или *** ), который был найден в Яркенде (См. примечание <Э. Д. Росса> в конце статьи), государь, правивший в это время в Кашгаре, назван Тафгач-Богра-Кара-хакан Абу Али Хасан, сын Сулеймана Арслана-Кара-хакана. Мы приводим ниже текст и перевод этого документа, который окончательно [421] устанавливает, какому именно государю было посвящено Кутадгу билик, и который полностью опровергает утверждения Ибн ал-Асира.

*** [422]


Перевод

Во имя милосердного бога; славлю бога и молю его снисхождения.

Этот документ засвидетельствован шейхом, кадием и имамом Абу Бекром Мухаммедом ибн Абд ас-Самадом ибн Исма’илом ал-Бухари – да спасет его бог и сохранит – в его палате управления и правосудия в провинции Яркенд, в которой он тогда был кадием и правителем в ней и ее окрестностях, назначенным самым главным хаканом, начальником, царем, которому споспешествует бог, победителем, триумфатором, славой веры, укрепителем могущественной монархии (т.е. династии халифов Аббасидов), прибежищем блистательного братства, убежищем чистого общества, помощником мусульманства, царем востока и Китая – Тафгач Богра Кара-хаканом Абу Али ал-Хасаном, сыном Сулеймана Арслана Кара-хакана, любимца наместника бога (халифа Аббасида), друга и повелителя правоверных, и назначенный Тегином (князем), самым славным начальником, опорой династии, силой братства Чагры-тегином Абу Муса Харуном, сыном царя востока Тафгач Богра Кара-хакана (Тегин, по всей вероятности, был непосредственным правителем Яркенда, под верховным управлением его отца, хакана), слугой правителя верных – да хранит их обоих бог долгое время и дарует им свою помощь. [Кадий свидетельствует], что первого зу-л-хиджжа 474 [или 494 г.] человек по имени Хаджи Инал, сын Пулада Субаши Кара Банд [или Юнд] Инала, предстал перед ним в палате управления. Он был еще безбород; у него только пробивались усы, тело же было очень волосатым, на голове волосы прямые; хорошего сложения, темнолицый, широкоплечий, глаза с голубоватым оттенком, брови широко расставлены. Он привел к кадию человека по имени Харун, сын Тагхача. Кадий знал хорошо обоих по виду, имени и родству. Человек, пришедший первым, требовал от приведенного им человека кусок земли, расположенный в округе Рабул, одном из округов провинции Яркенд, напротив мечети, записанный за Исхаком ал-Джабаллом, приносящий тринадцать нош осла пшеницы и состоящий как из непригодных, так и из пригодных для земледелия участков внутри его четырех межей; с одной стороны участок соприкасается с землей Юсуфа Инала, с другой – с арыком, принадлежащим Сукман-бегу, с третьей стороны опять подходит к земле Юсуфа Инала, а с четвертой – к общественной дороге, участку земли Джубаз Инала и к каналу, называемому Азак. Словами своего прошения он говорит, что вся эта земля, ограниченная как укаазано выше, была собственностью его отца, поименованного [423] в прошении, и что он (отец) умер и оставил ее в наследство и другим наследникам и теперь это их законное имущество, однако человек (обвиняемый) захватил участок несправедливостью и силой. Требовалось, чтобы он (ответчик) отдал землю им (наследникам), но он отказался; он (жалобщик) просит, чтобы ответчика допросили. Его допросили: он полностью отрицает обвинения и утверждает, что земля – его законная собственность, купленная у одного (лица) за установленную цену и оплаченная наличными деньгами. Жалобщику было предложено представить доказательства, если таковые имеются, справедливости его обвинений и правдивости его слов. Он представил трех свидетелей мужчин, подтверждающих обоснованность его требований, и просил кадия выслушать и внимать их словам. Это были: Абд ал-Джелиль Чагры Субаши, сын Мусы, сына Амлука; Абу Бекр аш-Шаладжи, сына Бурака, сына Ярба; Джибраил – военный офицер (висак-баши), сын Мусы, сын Бахчара. Он (кадий) разрешил им свидетельствовать, после того как требования жалобщика и отрицания ответчика были повторены; все они по очереди один за другим дали показания, согласные со словами жалобщика; свидетельства были здравыми и правильными, согласными и в словах и в значении, без каких-либо противоречий содержанию жалобы. Кадий собрал сведения относительно их репутации и нашел, что они праведные и справедливые [люди], и их правомочность как свидетелей была установлена. Решение было вынесено против ответчика; он (кадий) сообщил ему (ответчику) и приказал ему представить свидетельства, если таковые имеются, говорящие против такого решения. Оказалось, что он этого не может сделать, несмотря на то что для этого ему было предоставлено столько же времени, сколько и жалобщику. В это время жалобщик молил кадия произнести решение согласно его жалобе. Он (кадий) призвал помощь бога, Наивысшего, прося оградить его от колебаний и сомнений, и произнес решение, по которому земля в указанных выше границах принадлежит человеку, в пользу которого были представлены свидетельства, и другим наследникам его отца, и он приказал человеку, против которого было вынесено решение, прекратить владеть землей и передать её человеку, в пользу которого вынесено решение; он предоставил ответчику право требовать с человека, у которого он купил землю, те деньги, которые он заплатил. Затем человек, в пользу которого было вынесено решение, попросил его (кадия), чтобы решение, которое было правильным, было зарегистрировано в доказательство его справедливости. Кадий снизошел к этой просьбе и приказал зарегестрировать решение, чтобы оно могло в случае нужды служить доказательством. Это было выполнено в указанное выше время.

[Другим почерком и чернилами]:

Мухаммед ибн Абд ас-Самад ибн Исма’ил говорит: указанное выше решение было вынесено мною, копия с него снята по моему приказанию, строчка с подписью написана моей рукой. [424]


Примечание

Оригинал документа, о котором говорит проф. Бартольд, входит в собрание арабских и уйгурских юридических документов, найденных под деревом в саду около Яркенда в 1911 г. Они были переданы тогдашнему генеральному консулу в Кашгаре сэру Джорджу Макартни, который препроводил их правительству Индии. В настоящее время эти документы хранятся в Главном археологическом управлении Индии. В моем распоряжении, однако, имеются фотографии с них.

Всего имеется пятнадцать документов или отрывков. Семь из них – на арабском языке, пять – на тюркском языке арабским письмом и три – на тюркском языке уйгурским письмом.

Арабские документы подписаны и засвидетельствованы по-арабски, за исключением одного, на котором подписи свидетелей написаны уйгурским письмом. Большинство документов датировано, наиболее ранний – 474 г.х., а самый поздний – 529 г.х., т.е. все они относятся к концу XI или началу XII в. н.э. Особый интерес представляют тюркские документы, в том отношении, что они относятся ко времени, когда и уйгурский и арабский алфавиты применялись одновременно для того, чтобы писать по-тюркски. – Э. Денисон Росс.

(Напечатано: W. Barthold, Bughra Khan, mentioned in the Qudatqu Bilik, Bulletin of the School of Oriental and African Studies, vol. III, pt. 1. 1923 pp. 151-158. На русском языке печатается впервые )

(пер. В. В. Бартольда)
Текст воспроизведен по изданию: Богра-хан, упомянутый в Кутадгу Билик // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М. Наука. 1968

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.