Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОСТРОВ — ПЕРИМ, ИЛИ БАБ-ЭЛЬ-МАНДЕБ.

Остров Перим или Баб-эль-Мандеб, занятие которого Англичанами, в Феврале 1857 года, наделало столько шуму, находится при самом входе в Красное море, в широте 12° 38' N, долготе 41°9' О от Парижа, и, по своему положению, справедливо может считаться ключом этого моря.

Красное море, суживаясь постепенно к югу, образует наконец собою пролив, отделяющий Азию от Африки, коего ширина между обоими берегами составляет 14 1/2 миль или 26 850 метров. Посредине этого пролива лежит остров Перим, разделяющий его на два второстепенные пролива или лучше сказать прохода неравной ширины, из которых один — большой, находится между Перимом и Африканским берегом, а другой, малый, между Перимом и берегом Азии. Но более широкий из этих проливом, имеющий почти 10 миль расстояния между берегами, стеснен группою островов, называемою Восемь братьев. Опасаясь подводных скал, существующих между этими островами, суда почти никогда не рискуют ходить большим проходом, хотя глубина его до 120 брассов, а грунт дна — ил с песком. Группа Восемь братьев состоит из 8 островов одинаковой высоты, около 300 ф.; все они вулканического происхождения и лежат к SW от Перима. У берегов их водятся в изобилии черепахи и ловится рыба отличного вкуса. Все суда, идущие в Красное море и обратно, предпочитают всегда малый проход или пролив, как наиболее безопасный, хотя ширина его только 3180 метров (по карте Моресби). Но в этом проходе, к NO от Перима, находится скала, называемая Устричною, или скалою Рыбаков (Roche du Pecheur, Roche du Pilote, Roche des Huitres), которая еще более его суживает, между тем как пространство между этою скалою и Азиатских берегом по недостаточной глубине и подводным опасностям, совершенно непроходимо для судов. Следовательно, по необходимости, все суда должны проходить узким каналом между скалою Рыбаков и островом Перимом, [67] Канал этот, имеющий ширины не более 2500 метров (около 1 1/2 миль), не представляет, судоходству никакой опасности; глубина его посредине от 12 до 17 брассов, подле скалы 11 брассов, а у самого Перима от 7 до 5 брассов.

Остров Перим имеет длины 4 1/2 мили, ширины 2 мили, возвышается над поверхностно моря в самой высокой своей части на 230 Фут, склоняясь к бёрегам постепенно; оконечность его, лежащая к Африканскому берегу, возвышеннее и шире оконечности к стороне Азии; весь остров имеет Фигуру эллипса и, по словам очевидцев ь, похож на огромное яйцо, положенное поперек пролива; высокие берега его достаточно защищены от действия приливов, которые, впрочем, и не возвышаются здесь более 6 или 7 Фут. Почва острова голая, скалистая и бесплодная, как все скалы вулканического происхождения, идущие по восточному берегу Красного моря от Баб-эль-Мандеба до Синая. На острове нет ни пресной воды, ни растений, и нельзя полагать, чтобы остров был когда-нибудь обитаем. Нужны были важные политические причины, чтобы заставить людей оставаться здесь и строить постоянные жилища. Независимо от своего положения при входе в Красное море, остров еще более важен по своей просторной гавани иди порту, в котором легко может поместиться до сорока линейных кораблей; вход в него узок, но безопасен и якорное место закрыто от всех ветров, исключая четверти компаса от S до W. Приливы и отливы, как уже сказано, доходят до 7 Фут; прикладной час порта 11 1/2 ч. При южных ветрах вода возвышается всегда более, чем при северных, отчего выход несколько затруднителен, когда ветер дует от юга. Глубина порта от 6 до 7 брассов; мелей нет, кроме песчаной банки к N от острова, которая, как замечено, увеличивается в протяжении. По словам моряков, посещавших Перим, гавань эта превосходна и в ней всегда можно найти безопасное убежище. Вот все сведения, имеемые до сих пор о Периме. Правда что еще в начале нынешнего столетия английские гидрографы составили подробную карту здешней местности, но эта карта и по сие время не опубликована, и в [68] настоящее время можно только, в случае надобности, придерживаться карт Моресби и гидрографических заметок Горсбурга.

Мыс Баб-эль-Мандеб, образующий SW оконечность Аравии и лежащий в широте 12° 40' N, долготе 14° 11' O от Парижа, т.е. на две минуты севернее Перима, и на столько же восточнее, далеко выдается от азиатского берега, так что суда, идущие от О, обыкновенно видят его миль за 40 или 50, почему он и дал свое название проливу, при входе которого находится. Возвышенная часть мыса, называемая Жибель-мен-Али, имеет 871 фут он поверхности моря. Издали мыс этот можно принять за половинку гигантских ворот или дверей и, кажется, этому обстоятельству он обязан своим именем, сохранившимся доселе. Баб по-арабски значит дверь, ворота. Но к этим воротам, еще в глубокой древности, приложили название ворот слез или печали (Баб-эль-Мандеб); следовательно надо полагать что Красное море казалось весьма негостеприимным для первых его плавателей, а потому они и окрестили его таким мрачным именем. Ныне, когда это море стали посещать гораздо чаще, напрасно было бы искать поводов такого грустного названия: 18 лет уже, как пароходы Восточной Полуостровской Кампании (Peninsul and Oriental С°) бороздят его воды, перевозя ост-индскую почту и пассажиров, но не случилось еще ни одного несчастия, которое можно было бы оплакивать. И чем более знакомятся с берегами Красного моря, тем более открывают его природный богатства, всех родов, которыми просвещение, без сомнения, не упустит воспользоваться.

Против Бабъ-эль-Мандеба, на африканской стороне пролива, возвышается над берегом высокой пик Жибель Сижарн или Pac Сежан, составляющий как-бы другую половинку дверей, которые ведут из Индейского моря в Красное. Мыс этот, выдающийся от Абиссинского берега длинным языком земли, имеет 382 ф. высоты и вытягивается в море на 2000 фут. Ближайшие к нему города, по этой части берега, суть Зейла (в широт. 11° 17' N, долг. 40° 45' О от Парижа) и бербера, лежащим градусом южнее, и на два градуса восточнее. [69]

Чтобы дополнить географический эскиз этих мест, надобно прибавить, что мыс Аден, весьма схожий с Жибель-Сижарном, лежит почти под одною широтою с Перимом, восточнее его на два градуса. Мыс Гвардафуй, составляющие оконечность африканского берега в этих широтах, находится только несколько южнее Перима, и восточнее его на восемь градусов. Наконец остров Сокотора, под широтою Адена и восточнее мыса Гвардафуй на три градуса, с многочисленными и весьма хорошими убежищами для якорной стоянки, изобилующий населением и всякого рода запасами и провизией. Как Аден и Перим, он принадлежит также Англичанами. Остров Сокотора гранитный, имеет 30 миль длины и до 10 миль ширины.

Из представленного очерка Перима, легко видеть, что остров этот вовсе не имел истории, и довольно трудно было-бы отыскать о нем хотя малейшие указания у древних авторов. Суда проходили мимо его не останавливаясь, всегда ища убежища у Аравийского берега, далее к северу или востоку. Имя Перима впервые стало делаться известным в конце прошедшего столетия, когда Англичане, опасаясь Французов, высадившихся в Египте, завладели этим островом на противоположной оконечности Красного моря. Они занимали его около двух лет, пока не рассеялись все их опасения. Построенное Англичанами на острове укрепление и остатки колодца, еще в 1834 году видел Капитан Геннь, находившейся в индейских водах и имевший поручение от Ост-индской компании, вместе с Лейтенантом Вельстеном, споспешествовать известным ученым трудам Моресби.

По какому праву Англия заняла Перим в 1799 году? Уступила ли его Порта Оттоманская, тогдашняя союзница Англии? Было ли это насильственное занятие вооруженною рукою, оправдывавшееся тогдашними военными обстоятельствами? — Отвечать трудно. Но тем не менее, однакож, английское правительство считает себя законным владетелем Перима, именно с этого времени, как отвечал в нынешнем году председатель контроля г. Вернон Смит, на вопрос об этом предмете [70] в одном из последних заседаний парламента. Это может быть так, хотя и ее совсем ясно объяснены права; но что совершенно справедливо, так то, что в 1837 г., по поводу просьбы, представленной парламенту об учреждении паро-ходного сообшения на Красном море, никто из членов и не вспоминал, что Англия владеет этим островом. Гг. Пикок, Туртон и Гид, когда в комитете спросили их совета, предлагали занять Перим, вследствие хороших качеств его гавани, точно также как другие советовали занять остров Камаран и подобные тому пункты на Красном море, но ни один из бывших при этом слушателей не имел никакого повода заключить, что Перим был владение английское.

В таком положении были дела, когда ни с того, ни с сего, статья Bombay Times, от 16 Марта 1857 г., сообщила свету, что английский Флаг уже с месяц развевается на Периме, вследствие договора, между резидентом Адена и начальником племени Самалисов. По этому договору Перим уступлен Англии под тем предлогом, что берега его не были достаточно безопасны от пиратов, которые еще в 1855 году ограбили Лейтенанта Буртона и его сопутников, бурею выброшенных на остров. Взамен того, Англия обязывалась покровительствовать торговлю Берберы от нападений пиратов. Договор был заключен в начале 1857 г., а 14 Февраля английский Флаг уже развевался на Периме. Отряд артиллеристов находящихся в службе Ост-индской компании, вступил торжественно во владение островом и тотчас же приступил к сооружению на нем батареи. Сараи, крытые соломой, служили сначала и укреплениями и арсеналом, а с. Адена привозили необходимую провизию для пропитания гарнизона.

Первый из Французских журналов, сообщивший эту новость, если не ошибаемся, был Moniteur de la Flotte; за ним все европейские журналы повторили ее, с приличными комментариями, известными уже публике. Мы не намерены заниматься в нашей статье теми вопросами, которые может поднять занятие острова Перима, но скажем. вместе с прочими, что не будь проекта прорытия Суэцкого канала, то Англия наверное [71] оставила бы в забвении свой титул обладательницы Перима, как и делала это уже полстолетия. Весьма вероятно, что Английский кабинет предусмотрев неизбежное, ранее или позднее, прорытие перешейка, принял благоразумно меры к своему обеспечению. Это действие предусмотрительности, — весьма не новое в привычках английской политики, и им только и можно истолковать себе постоянные старания Англии покровительствовать своей огромной империи в Восточной Индии и своей торговле в азиатских морях.

Но как бы то ни было, подробности, нами сообщенный, доказывают, что Перим может быть укреплен весьма легко, и не надобно далеко ходить за примерами, чтоб сказать, что это будет второй Гибралтар, если Англия того захочет. Нет места в мире, более к тому благоприятного, и можно сказать, что корабли, входящие в Красное море, или выходящие из него, должны проходить, буквально, под пушками Англичан. И нет способа избежать их в проходе, которого вся ширина не более 2000 метров. Некоторые путешественники, недавно плывшие в Индию чрез эти места, свидетельствуют, что Англия не теряет времени, и что на Периме уже воздвигаются укрепления с большою деятельностью. В непродолжительном времени мы узнаем в чем состоят тамошние сооружена. (Из журнала L`Isthme de Suez).

Текст воспроизведен по изданию: Остров Перим или Баб-эль-Мандеб // Морской сборник, № 3. 1858

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.