Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

54. Ал-Мустекфи (333-4 г.), ал-Мути' (334-363 г.), Ихшидиты (334-358 г.). В 335 г. Сейф-ад-даула овладел на время Дамаском, но вскоре потерял его. Сообщения об этом имеются у Яхъи, Ибн-ал-Асира, Кемаль-ад-дина, ал-Макризия и Ибн-Тагриберди. у которого, кроме сведений без обозначения источника, есть выписка из ал-Мусаббихия (стр. 334, 498-9, 535-7, 669-70, 703-4 перев.). Из этих писателей [819] Ибн-ал-Асир и ал-Макризий ход войны излагают очень кратко, не указывая, где происходили сражения. Всего подробнее сообщение Кемаль-ад-дина. У него есть подробность, которая имеется только у Ибн-ал-Асира (разговор Сейфа с ал-'Укайлием), и другая (о матери Сейфа), которую мы находим лишь у ал-Мусаббихия. Сообщение Яхъи крайне сжато: дата занятия Дамаска, движение Сейфа на Рамлу, битва в Урдунне, бегство в Халеб. Сведения ал-Мусаббихия не противоречат сообщениям Кемаль-ад-дина. У ал-Макризия, Ибн-Тагриберди и Яхъи есть показание (о Рамле), отсутствующее у остальных.

В общих чертах дело было так: пользуясь кончиной ал-Ихшида в Дамаске и уходом в Иepyсалим и Египет Онуджура, сына ал-Ихшида, и Кафура, его министра, с их войсками, Сейф занял Дамаск. Bскоре дамаскинцы, недовольные его вымогательствами и имевшие основание ожидать еще худшего, списались с Кафуром, прося его освободить их. Кафур выступил из Египта, его войска разбили Сейфа, и этот последний бежал в Халеб.

Решительное сражение произошло, по Кемаль-ад-дину и ал-Мусаббихию, около ал-Леджжуна (по Кемаль-ад-дину при ал-Аксале, к ю.-в. от Назарета, верстах в 20 от ал-Леджжуна). На эту же, очевидно, битву указывает и Яхъя, говоря, что рабы (войска) ал-Ихшида оказали Сейфу сопротивление в Урдунне и прогнали его в Халеб. Ибн-ал-Асир говорит, что Сейфа выгнали дамаскинцы; о битве он умалчивает. Ал-Макризий говорит, что Кафур одержал победу, но не сообщает, где. По Ибн-Тагриберди, Сейф был разбит под Рамлой. О движении Сейфа на Рамлу сообщает еще ал-Макризий; об этом же [820] движении и вступлении Сейфа в Рамлу говорит Яхъя. Сведение, что Сейф, заняв Дамаск, пошел дальше (в Табарию), есть у Кемаль-ад-дина, который, однако, о Рамле умалчивает. Так как о битве при ал-Леджжуне сообщает древнейший из перечисленных писателей (ал-Мусаббихий, ум. 420), которого подтверждает прямо автор наиболее подробного рассказа (Кемаль-ад-дин) и косвенно — скончавшийся через 38 лет после ал-Мусаббихия Яхъя, то едва ли можно сомневаться в достоверности этих сообщений. На ал-Аксаль (около ал-Леджжуна) указывает и Якут, как на место поражения Сейф-ад-даулы (стр. 981перев.). Что же касается Рамлы, то возможно, что Сейф занял было ее (Яхъя), но очистил в виду приближения войск Кафура и, быть может, получив известие об угрожающем настроении населения Дамаска в своем тылу. Возможно, что при Рамле произошли стычки, но Ибн-Тагриберди, должно быть, ошибается, сообщая о решительной там битве; он смешивает стычки при Рамле с битвой при ал-Леджжуне.

Ал-Ихшид скончался в Дамаске, в Зу-л-Хиджже 384 г. По Яхье, Сейф-ад-даула овладел Дамаском в Сафаре 335, т. е. в то время, когда Кафур с Онуджуром, по Ибн-Тагриберди, вступали в Миср (начало Сафара); по ал-Макризию, известие о занятии Дамаска и движении Сейф-ад-даулы на Рамлу получилось в Египте немедленно после вступления Кафура в Миср. Что касается изгнания Сейфа, то, по смыслу сообщений ал-Макризия, Ибн-Тагриберди и по прямому указанию Кемаль-ад-дина, это случилось в том же 335 г., в Джумаде II, по показанию последнего. По Ибн-ал Асиру, Сейф был изгнан в 336 г. Это, без сомнения, ошибка. [821]

По сохранившемуся у Якута известию, мать Сейф-ад-даулы оказывала благодеяния обитателям монастыря около Халеба (Якут, стр. 1032 перев.)

В 342 г. скончался в Рамле и похоронен в Иерусалиме ал-Хасан-ибн-Тугдж, победитель при ал-Леджжуне, назначенный правителем Дамаска от имени Онуджура и переведенный затем в Рамлу (Ибн-Тагриберди, стр. 704-5 перев.). В Дамаске его место занял Шу'ла-ибн-Бедр; этот последний в 344 г. убит в Табарии, в сражении против 'укайлита ал-Мухалхиля (ibid., стр. 705).

Онуджур, сын ал-Ихшида, скончался в Зу-л-Ка'де 349 г., перенесен в Иерусалим и погребен рядом со своим отцом (Ибн-Халликан, стр. 591 перев.). Его преемником был 'Алий-ибн-ал-Ихшид. Государством правил евнух Кафур.

Яхъя сообщает о назначении при халифе ал-Мути' в 338 г., Агафона патриархом Иерусалимским, в 340 г., Агапия патриархом Антиохийским, в 346 г. — Христофора патриархом Антиохийским и в 352 г. — Иоанна пaтpиapxoм Иерусалимским (стр. 335, 337 пер.).

В Мухарреме 349 г., при получении в Египте известий об успехах Льва Фоки в Диарбекре и Сиpии, и в Сафаре 350 г., при известии о взятии Фокой Крита, взволнованная мусульманская чернь в Мисре разграбила и осквернила несколько церквей. Сперва толпа намеревалась, по-видимому, отомстить только мелькитам, но затем от нее пострадали и яковиты и несториане (Яхъя, стр. 335-6 перев.). По всей вероятности, подобные же беспорядки происходили и в Палестине и в Сирии, но о них у нас известий нет. Отметим, во всяком случае, что успехи [822] греков распаляли фанатизм мусульман и ухудшали положение их единоверцев во владениях халифов.

В Мухарреме 350 г. была построена джамия в ал-Джизе (около Мисра). Столбы для нее были похищены из одной церкви джизехского округа (ал-Ма-кризий, стр. 669 перев.).

В 351 г. на окраине Палестины, в пустыне аш-Шерат, возмутился бунтовщик из племени Сулейм, угрожавший и Сирии. В конце года он был захвачен в плен и 6 Зу-л-Кады 351 г. привезен в Миср (Яхъя, стр. 336-7 перев.).

В 354 г. множество людей бежало в Дамаск, Рамлу и другие города, спасаясь от нашествия греков и от голода в северной Сирии (Там, по известиям Ибн-ал-Асира, ели собак и падаль (VIII, 414). Такое переполнение Палестины озлобленными против греков мусульманами возбудило фанатизм населения и повело в следующем году к разгрому церкви Воскресения в Иерусалиме и yбиению патриapxa (Яхъя, стр. 338 перев.) (Греки, взяв в 354 г. Тарс, обратили соборную мечеть в конюшню и сожгли кафедру. (Ибн-ал-Асир, VIII, 15))

11-го Мухаррема 355 г. скончался 'Алий-ибн-ал-Ихшид; его перенесли в Иерусалим и похоронили рядом с отцом и братом. Египтом, Cирией и Хиджазом стал править евнух Кафур от имени халифа ал-Мути' (Яхъя, стр. 339 перев.; Ибн-Тагриберди, II, 354-5).

В правление Кафура, 5 Джумады II 355 г., были разорены церковь Воскресения и церковь Сионская в Иерусалиме, а патриарх на следующий день убит. Раздраженная уже в предшествующем году успехами [823] греков мусульманская чернь воспользовалась распрей патриарха с правителем Иерусалима, Мухаммедом-ибн-Исма'илом ас-Синаджием, не перестававшим вымогать от него деньги, несмотря на предписания правителя Сирии, ал-Хасана-ибн-'Абдулла-ибн-Тугджа (см. подробный рассказ у Яхъи, стр. 339-342 пер.). Из сообщения об этом событии мы узнаем, что, по обычаю, патриарх должен был по праздникам одарять власти. Высшее начальство защищало христиан; правитель Сирии посылает одного из своих воевод для охраны патриарха и христиан.

Как и в 328 г. — при разрушении церквей в 'Аскалане, евреи в Иерусалиме помогали мусульманам, разрушая и опустошая их еще больше.

После убийства Иоанна, патриархом Иерусалимским был назначен один из жителей Кайсарии, Хабиб Абу-Сахль, нареченный Христодулом. Он восстановил двери церкви Воскресения, возобновил алтарь, начал обстраивать церковь, но вскоре умер (Яхъя, стр. 341-2 перев.).

В 356 г., 10-го Джумады II был убит патриарх Антиохийский Христофор. Его убиение было вызвано завистью некоторых старшин антиохийских, не прощавших патриарху влияния, которое он имел на Сейф-ад-даулу, и, вероятно, желанием ограбить патриаршую казну. Однако их замысел, быть может, и не был бы приведен в исполнение, так как у патриарха были искренние друзья, знатные мусульмане, если бы не прибытие в Антиохию пяти тысяч хорасанцев, которые шли в поход против греков и были, без сомнения, достаточно возбуждены против христиан. Этими хорасанцами воспользовался главный враг патриapxa, Ибн-Маник, обвинив его в злоумышленном [824] сношении с греками и предательстве. Хорасанцы зарезали Христофора ночью, в доме Ибн-Маника; на утро этот последний ограбил патриархию и церковь Касьяна, причем казначея подвергли пытке, понуждая его выдать спрятанные сосуды (Яхъя, стр. 343-346 перев.). Затем престол антиохийский оставался незанятым два года и 9 месяцев (стр. 346 перев.).

Правителем Сирии (Дамаска и Палестины) при Кафуре (355-7 г.) был ал-Хасан-ибн-'Абдулла-ибн-Тугдж (Яхъя, стр. 339 перев.). Он жил в Рамле (ibid., стр. 340 перев.).

В Джумаде I (Хитат, I, 330) или II (Wuestenfeld, Geschichte der Fatimiden-Chalifen; 104) 357 г. Кафур скончался. Его преемником был провозглашен ихшидит Абу-л-Фаварис Ахмед.

Вскоре после этого карматы вторглись в Сирию, овладели Дамаском и его округами, заняли Палестину и подошли к Рамле. Здесь 3 Зу-л-Хиджжы 357 г. произошло большое сражение под стенами города. Египетские войска были разбиты, ал-Хасан:ибн-Абдулла бежал и в Мухарреме 358 г. прибыл в Миср (Яхъя, стр. 346 перев.). Карматы два дня опустошали Рамлу, взяли 125000 динаров выкупа и увели много пленных.

Прибыв в Египет, ал-Хасан-ибн-'Абдулла сначала арестовал везиря Абу-л-Фадла Джа'фара-ибн-ал-Фурата, который поссорился с войсками из-за жалования, но потом освободил его, передал ему управлeниe и 1-го Paби' II 358 г. удалился в Сирию (Ибн-Халликан, стр. 584, 595 перев.). в качестве правителя Дамаска (Ибн-Тагриберди, стр. 705 перев.). Для того, чтобы обезопасить себя от нашествия [825] карматов, он согласился платить им ежегодно 300 тысяч динаров (Ибн-ал-Асир, стр. 500 перев.; Ибн-Халдун, т. IV, 50). В Дамаске ал-Хасан-ибн-'Абдулла пробыл недолго, около четырех месяцев. В Ша'бане 358 г. войска фатимидов заняли Египет, и в этом же месяце ал-Хасан уехал из Дамаска в Рамлу, на встречу фатимидского полководца Ибн-Фалаха (Ибн-Тагриберди, стр. 705 перев.).

В 358 г., 28 Сафара, Христодул, патриарх Иepyсалимский, скончался в Мисре, куда ездил, вероятно, хлопотать о восстановлении церкви Воскресения. Его преемником назначен Фома.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.