Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

52. Ар-Ради (322-329 г.). Этот халиф назначил правителем Египта Мухаммеда-ибн-Тугджа, в руках которого была уже Сирия. Ибн-Тугдж, получивший вскоре после этого почетное прозвище "ал-Ихшид", вступил в Миср 23 Рамадана 323 г. (Ибн-Халликан, Абу-л-Фида, стр. 594, 609 перев.).

В 323 г. патриархом антиохийским был назначен авва Феодосий (он же Стефан) служивший секретарем в Багдаде у евнуха Муниса — вопреки указам ал-Муктедира (Евтихий, стр. 293 перев.).

В Джумаде I 325 г. мусульмане в Иерусалиме разорили церковь св. Константина и храм Воскресения (Евтихий, ал-Мекин, ал-Макризий, стр. 293, 564, 659 перев.).

В 326 г. патриарх константинопольский сносится с патриархами александрийским и антиохийским, которые со времен Омейядов не поминали его во время богослужения (Евтихий, Яхъя, стр. 294, 329 перев.).

В 328 г. скончался в Александрии патриарх Евтихий. Во время его 7-ми летнего правления, между ним и его паствой был раздор великий, говорит Яхъя. Православные разделились на две партии, домогались содействия властей, а те пользовались этим и грабили церкви.

В 328 же году, насколько можно судить по контекстам (Яхъя, ал-Мекин, ал-Макризий, стр. 330, 564, 659 перев.), мусульмане разрушили большую церковь Марии в 'Аскалане. Мусульманам помогали евреи. Хлопоты епископа о возобновлении ее были тщетны. [814]

О положении зиммиев при ар-Ради можно судить по стихам, сочиненным в порицание этого халифа за его пристрастие к иноверцам. Автор стихов не отрицает, что зиммии "честны, искусны и умны" и "умножают богатства халифа". Одно из стихотворений было написано по случаю замены еврея Ибн-Фадлана христианином Ибн-Маликом. К сожалению, не указано, какие места они занимали. Все это сообщает Ибн-ан-Наккаш (стр. 1364-5 перев.), за достоверность известий которого, правда, ручаться нельзя. Однако мы видели столько примеров христиан, занимавших видные места, что этому сообщению можно верить.

В 328 г. Мухаммед-ибн-Тугдж ал-Ихшид потерял свои владения в Сирии, кроме Рамлы (= Палестины). Известия об этом имеются у Яхъи, Ибн-ал-Асира, Кемаль-ад-дина, ал-Мекина и ал-Макризия (стр. 331-2, 496-7, 534-5, 563-4 и Хитат, I, 329). Сообщения Яхъи и Ибн-ал-Асира очень схожи; не будь лишних подробностей у последнего и разницы в одной дате, можно было бы подумать, что оба черпали из одного и того же источника. Ал-Мекин списывает Яхъю, сокращая его изложение. У ал-Макризия особый источник, данные которого не противоречат однако известиям Яхъи и Ибн-ал-Асира. Что касается Кемаль-ад-дина, то его сведения расходятся со сведениями остальных.

В 327 г. (в Раби' II, по Кемаль-ад-дину) Ибн-Раик, удаленный халифом, по приказанию Баджкема, в Сирию (см. стр. 496, прим. 1 пер.), выступил в поход. Он овладел в 328 г. Халебом, затем Химсом, взял Дамаск, в котором правителем от имени ал-Ихшида был Бедр-ибн-'Абдулла, по [815] прозвищу Будейр, и, следуя дальше, овладел Рамлой. По ал-Макризию, в Мухарреме 328 г. (Еще: Ибн-Тагриберди, II, 271) ал-Ихшид пошел в ал-Ферама, между ним и Ибн-Раиком, бывшим в Рамле, завязались переговоры, вследствие которых ал-Ихшид в Джумадe I (Ibid.: в новолуние Джумады I) вернулся в Фостат. Если это так, то дата Кемаль-ад-дина о взятии Халеба в 328 г. сомнительна; принимая ее, придется допустить непомерно быстрое движение Ибн-Раика из Халеба до Рамлы. Впрочем, сам Кемаль-ад-дин предпосылает этой дате выражение: "говорят, что", как бы не ручаясь за ее достоверность. По ал-Макризию, в Ша'бане 328 г. Ибн-Раик снова выступил из Дамаска, направляясь в Египет. Навстречу ему вышел ал-Ихшид (Ibid., 272: 26 Ша'бана 328 г.) и сражение произошло при ал-'Арише. Сначала Ибн-Раик одержал победу, и его люди занялись грабежом лагеря ал-Ихшида. Тогда этот последний, собрав своих людей (Яхъя), ударил на врагов и разбил их (по Ибн-ал-Асиру, их разбило войско, сидевшее в засаде). Ибн-Раик спасся с 70 людьми и бежал в Дамаск. По ал-Макризию и Яхъе, битва произошла 15 Рамадана 328 г. Ал-Ихшид послал вслед за Ибн-Раиком своего брата Абу-Насра ал-Хусейна (См. Ибн-Тагриберди, II, 272, прим. 1)-ибн-Тугджа во главе авангарда (По Ибн-ал-Асиру, во главе многочисленного войска; сведение Яхъи достовернее). В то время, как этот отряд находился в ал-Леджжуне, на него внезапно напал Ибн-Раик, подошедший к нему усиленными переходами. Войско ихшидитов было разбито, и Абу-Наср, брат ал-Ихшида, убит. Ибн-Раик отправил его труп с почетом, извинениями [816] и своим сыном в качестве искупительной жертвы к ал-Ихшиду. Тот одарил сына Ибн-Раика, отпустил его, и вскоре оба воеводы заключили мир с тем, что ал-Ихшиду будет принадлежать Рамла, которую он уже занял, двигаясь вслед за своим братом, а остальная Сирия — Ибн-Раику, которому ал-Ихшид обещал уплачивать ежегодно 140 тысяч динаров.

Что касается даты битвы при ал-Леджжуне, то ее дают только Яхъя и Ибн-ал-Асир (ал-Мекин списывает Яхъю). У первого Вторник 11-го Зу-л-Ка'ды, у второго 4 Зу-л-Хиджжы 328 г. Так как в 328 г. 11-го Зу-л-Ка'ды действительно был Вторник (4-е Зу-л-Хиджжи был четверг), то мы предпочтем дату Яхъи, писателя, к тому же, более древнего.

По Кемаль-ад-дину, сначала была битва, в которой ал-Ихшид был разбит и отдал Ибн-Раику Дамаск, оставив за собой Рамлу и Египет. Потом произошла битва при ал-Джифаре (местность около 'Ариша), в которой был взят в плен сын Ибн-Раика. Ради его освобождения Ибн-Раик возвращается (будучи разбит?) и убивает Абу-Насра, брата ал-Ихшида (битва при ал-Леджжуне). Так как речь идет об ал-Ихшидe, то мы предпочтем сведения ал-Макризия и Яхъи, хорошо осведомленных об истории Египта, тем более, что их сообщения подтверждаются Ибн-ал-Асиром.

Якут приводит из ал-Мутенеббия хвалебное стихотворение в честь Бедра-ибн-'Аммада, бывшего правителем пограничных областей (т. е. побережья) Урдунна от имени Ибн-Раика (стр. 975-6 перев.). [817]

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.