Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

47. Ал-Му'тамид (256-279 г.). О борьбе правительства против 'Исы-ибн-аш-Шейха в начале царствования ал-Му'тамида (256-7 г.) мы только что говорили.

В 257 г. в Палестине возникла междоусобная война между лахмитами и джузамитами, от которой пострадали обе стороны (ал-Я'кубий, стр. 125 пер.).

В 258 г. заведующим хараджем в Дамаске, Палестине и Урдунне был назначен Ахмед-ибн-ал-Мудаббир. Он сам просил об этом назначении, желая удалиться из Египта, опасаясь всемогущего там Ибн-Тулуна, которого должен был подкупить, дабы иметь возможность спокойно уехать (Ибн-Халдун, стр. 636 пер.). По ал-Макризию (Хитат, I, 319), ал-Му'тамид потребовал от Ахмеда-ибн-Тулуна присылки денег: тот отвечал, что харадж не в его власти; тогда ал-Му'тамид назначил его заведующим хараджем в Египте (а Ибн-ал-Мудаббира, по сведениям Ибн-Халдуна, перевел в Сирию) и правителем сирийской пограничной области. Это известие помещено у ал-Макризия в числе событий 259 г.

В 263 г. ал-Муваффак, брат халифа ал-Му'тамида, приказал Мусе-ибн-Буге сместить Ахмеда-ибн-Тулуна и назначить на его место правителем Египта [797] Амаджура, который с 257 г. правил Дамаском. Муса выступил в поход, но остановился в Ракке и в Сафаре 264 г. скончался (ал-Макризий, Хитат. I. 319-20). В этом же году умер Амаджур. Узнав об этом, Ибн-Тулун двинулся в Сирию, чтобы овладеть ею. Правитель Рамлы от имени Амаджура перешел на сторону Ибн-Тулуна и был утвержден в своей должности. Сын и преемник Амаджура, 'Алий, добровольно покорился в Дамаске. Ахмед-ибн-Тулун пошел дальше, овладел Химсом, Хамой, Халебом и вернулся в Египет владетелем Сирии (Ибн-ал-Асир, Ибн-Халдун, стр. 491, 636-7 пер.; ал-Макризий, Хитат, 320). По Ибн-ал-Асиру, Амаджур скончался в 264 г.; Ибн-Халдун дает месяц: Ша'бан. Поход был совершен, по Ибн-ал-Асиру, в 265 г.; по ал-Макризию, Ибн-Тулун выступил из Египта в Ша'бане 264 г., т. е. как только получил известие о кончине Амаджура. По Ибн-Халдуну, Ахмед-ибн-Тулун стоял некоторое время лагерем при ал-Асбаге (около Каира) и вел переговоры с 'Алием, сыном Амаджура. По Ибн-ал-Асиру, в Рамле встретил Ибн-Тулуна сын Амаджура. По ал-Макризию и Ибн-Халдуну, его встретил там один из воевод Амаджура, Мухаммед-ибн-Рафи' (или: -ибн-абу-Рафи'). Последнее мы считаем более достоверным.

Овладев Сирией, Ахмед-ибн-Тулун, стал укреплять ее. Он построил цитадель в Яфе (Ибн-ал-Асир, стр. 491 пер.) и укрепленную гавань в 'Акке. Об этом последнем сооружении подробно рассказывает географ ал-Мукаддасий (стр. 787 пер.). Эти постройки относятся к промежутку между 265 и 270 г.

В 263 г. александрийским яковитским [798] патриархом был назначен Михаил. Ибн-Тулун потребовал от него 20,000 динаров. Для уплаты этой суммы патриарх принужден был продать евреям церковные дома, заповедную землю, церковь и обложить свою паству особым сбором. Несмотря на это, до смерти Ибн-Тулуна. была уплачена только половина требуемой суммы (ал-Мекин, стр. 561-2 пер.; ал-Макризий, стр. 658 пер.).

В правление Ибн-Тулуна хараджем Дамаска, Урдунна и Палестины заведывал переведенный сюда из Египта в 258 г. Ахмед-ибн-ал-Мудаббир; деньги посылались в казну халифа. В 267 г. Ахмед-ибн-Тулун арестовал Ибн-ал-Мудаббира и его имущество (под предлогом злоупотреблений и казнокрадства), но затем помирился с ним, получив от него 600 тысяч динаров. (Ибн-Тагриберди, стр. 697 пер.). По ал-Я'кубию (ум. после 292 г.), харадж Дамаска равнялся (во второй половине III в.) 300 тысячам динаров, харадж Урдунна — 100,000 (Не считая доходов с государственных имений), харадж Палестины с доходом государственных имений — 300 т. динаров (Ал-Я'кубий, стр. 728-30 перев.). Таким образом через руки Ахмеда-ибн-ал-Мудаббира проходили значительные деньги, и сумма в 600 тысяч динаров, уплаченная им Ибн-Тулуну, вовсе не невероятна.

10 Зу-л-Ка'ды 270 г. умер Ахмед-ибн-Тулун (Ал-Мас'удий, стр. 322 перев.). С 265 г. он владел Сирией, и правители Дамаска, Урдунна и Палестины были его ставленниками. Правителем Палестины с 265 г. был Мухаммед-ибн-Рафи' (см. выше; Рамла считалась административным центром Палестины), уже правивший ею при Амаджуре. Чувствуя приближение смерти, [799] Ахмед-ибн-Тулун приказал магометанам, евреям и христианам помолиться за него на гopе Мукаттаме, но их молитвы не помогли ему (Евтихий, стр. 287 пер.).

Преемник Ахмеда-ибн-Тулуна, его сын Хамаравейхи, начал с того, что, по совету воеводы Абу-Абдуллы Ахмеда, ал-Васития. велел убить своего брата ал-'Аббаса. Затем в Сирию было послано войско под предводительством ал-Васития. Этот последний, опасаясь, что Хамаравейхи отомстит ему за совет убить брата, остановился в Палестине и вошел в сношения с ал-Муваффаком, братом халифа, предлагая ему низвергнуть Хамаравейхи (ал-Макризий, Ибн-Тагриберди, стр. 697-8 перев.). С другой стороны Исхак-ибн-Кендадж и Мухаммед-ибн-абу-Садж, владетели ал-Джезиры, пожелали воспользоваться смертью Ахмеда-ибн-Тулуна и овладеть его наследством. Они просили помощи у ал-Муваффака, который, с своей стороны, не прочь был принять их услуги для покорения областей Ибн-Тулуна. Союзники разбили войска тулунидов при Шейзаре, и вскоре сын ал-Муваффака, ал-Му'тадыд, вступил в Дамаск. Войско Хамаравейхи отступило до Рамлы (ал-Макризий, Ибн-Тагриберди, Ибн-ал-Асир, стр. 698, 491-2 пер.), а сам Хамаравейхи выступил из Египта с громадным войском (70,000, по ал-Макризию). Тем временем союзники поссорились: ал-Му'тадыд обвинял их в трусости (Ибн-ал-Асир, стр. 492 пер.) (По Кемал-ад-дину (стр. 594 перев.), они покинули ал-Му'тадыда еще до битвы при ат-Тавахине). Под Рамлой, при ат-Тавахине, египтяне встретились с месопотамцами. Ал-Му'тадыд разбил правое крыло Хамаравейхи; тот бежал в Египет. Но пока войска ал-Му'тадыда грабили брошенный лагерь, отряд войск [800] Хамаравейхи, бывший в засаде, бросился, под командой ал-Айсара, на победителей и в свою очередь разбил их (ат-Табарий, Евтихий, ал-Мас'удий, Ибн-ал-Асир, Кемал-ад-дин, ал-Макризий, Ибн-Тагриберди, стр. 250-1, 287-8, 322-3, 492-3, 594, 698-700 перев.). Ал-Айсар и ал-Васитий пошли вперед и овладели Дамаском. Первый из этих воевод, считая Хамаравейхи мальчишкой (стр. 700 пер.), задумал отложиться от него. Но в 272 г. Хамаравейхи снова пошел в Сирию, убил ал-Айсара и овладел Дамаском (стр. 700 перев.).

Ат-Табарий, ал-Мас'удий, Ибн-ал-Асир, ал-Макризий, Ибн-Тагриберди согласны в том, что битва при ат-Тавахйне произошла в 271 г. По ат-Табарию (стр. 251 пер.); она произошла 16 Шевваля, по ал-Мас'удию — во вторник 15 Шевваля (стр. 323 пер.). У этого последнего ошибка на одно число: в 271 г. 15-е Шевваля приходилось в понедельник. У ал-Макризия и Ибн-Тагриберди совершенно иначе: Хамаравейхи вышел из Египта 10 Сафара 271 г., затем произошла битва; вернулся Хамаравейхи 3 Раби' I, снова выступил 23 Рамадана, прибыл в Палестину, вернулся 17 Шевваля; наконец 3 Зу-л-Ка'ды 272 г. в третий раз пошел в Сирию, убил ал-Айсара и вступил в Дамаск 7 Мухаррема 273 г. Следовательно, битва произошла в конце Сафара, что совершенно несогласимо с сообщениями ат-Табария и ал-Мас'удия. Эти писатели значительно более древни; первый из них был современником сражавшихся при ат-Тавахине (Ат-Табарий родился в 224 г.; в 271 году ему было 47 лет), а второй писал в 332 г., т. е. через 61 г. после этой битвы, между тем как ал-Макризий родился в 776 г. Показания ат-Табария и [801] ал-Мас'удия подтверждаются косвенно сообщением Ибн-ал-Асира, который, черпая в данном случае не из ат-Табария, говорит, что ал-Му'тадыд после победы при Шейзаре прибыл в Дамаск в Ша'бане 271 г.; следовательно битва произошла позже Ша'бана, а никак не в Сафаре. Даты третьего выступления Хамаравейхи из Египта (Зу-л-Ка'да 272 г.) и его вступления в Дамаск (7 Мухаррема 273 г.), по ал-Макризию, косвенно подтверждаются Ибн-ал-Асиром, который говорит, что в 273 г. Хамаравейхи вступил в соглашение с Ибн-абу-Саджем и разбил его соперника Ибн-Кендаджа (Ибн-ал-Асир, VII, 295-6), т. е. был в Сирии и ал-Джезире. Что касается остальных дат ал-Макризия, то в них вкралась какая-то ошибка. Быть может битва при ат-Тавахине у него ошибочно отнесена ко времени первого выступления (О котором другие писатели не говорят) Хамаравейхи из Мисра. Мы предполагаем, что 10 Сафара 271 г. Хамаравейхи выступил с войсками из своей столицы и, проводив их, вернулся назад. Получив известие о занятии в Ша'бане 271 г. ал-Му'тадыдом Дамаска, Хамаравейхи в следующем месяце, Рамадане, снова отправился с главными своими силами, был разбит 16 Шевваля и в том же месяце вернулся; по ал-Макризию — 17 Шевваля, по Ибн-Тагриберди — 18-го (Оба писателя черпали из одного и того же источника; см. стр. 698 перев.; у ал-Макризия: ***, У Ибн-Тагриберди: ***). Если мы примем число Ибн-Тагриберди, то оно легко объясняется: Хамаравейхи бежал с поля битвы 16 Шевваля, когда битва была еще далеко не окончена; бежал он стремглав, не останавливаясь (Ибн-ал-Асир, стр. 293 пер.), и загнал [802] под собой пять верховых животных (Евтихий, стр. 287 пер.). При такой поспешности он мог доехать до Египта в два дня. Дата Ибн-Тагриберди подтверждает наше предположение о сущности ошибки источника ал-Макризия и Ибн-Тагриберди. Прибавим еще, что у Ибн-Тагриберди весьма глухо говорится о причине возвращения Хамаравейхи из Палестины во второй раз: ***, "по обстоятельствам".

После битвы при ат-Тавахине (при Мельницах) (См. Якут, стр. 1060, 1105 перев.) ал-Му'тадыд бежал в Ирак; Сирия подчинилась власти Хамаравейхи. Но бывший в ней воевода ал-Айсар, презирая Хамаравейхи за его бегство с поля битвы и считая его мальчишкой, задумал отложиться от него. Когда это обнаружилось, Хамаравейхи собрал войско и в Зу-л-Ка'дe 272 г. выступил из Египта. Затем, по одним сведениям он вызвал ал-Айсара в Рамлу и собственноручно убил его (Это известие неправильно помещено под 275 г.); по другим — он разбил ал-Айсара, взял в плен и казнил (стр. 700 пер.), а 7 Мухаррема 273 г. вступил в Дамаск. Затем Хамаравейхи вошел в соглашение с Ибн-абу-Саджем, владевшим частью ал-Джезиры; тот признал его своим государем и при его содействии разбил Ибн-Кендаджа (Ибн-ал-Асир, VII, 295-6), другого владетеля ал-Джезиры. Битва произошла 9 Джумады I 273 г. (Ат-Табарий, SIII, 2112). Ал-Муваффак, устрашенный возрастающим могуществом Хамаравейхи, заключил с ним мир. В Раджебе 273 г. евнух Фалик привез в Египет указ о назначении Хамаравейхи правителем Египта и Сирии на 30 лет (Ал-Макризий, Хитат, I, 321). [803]

По сведениям Ибн-Халдуна (стр. 593 пер.), когда Хамаравейхи заключил мир с Ибн-Кендаджем, то принял к себе на службу родоначальника ихшидитов Тугджа-ибн-Джуффа, который раньше служил при Ибн-Кендадже, и назначил его правителем Дамаска и Табарии (т. е. Урдунна). По Ибн-ал-Асиру (VII, 299), Ибн-Кендадж воевал с Хамаравейхи и заключил с ним мир в 274 г.

В том же 274 г. Ибн-абу-Садж предпринял поход на Хамаравейхи (Ибн-ал-Асир, VII, 299-300; Евтихий, стр. 288 перев.). Этот последний вышел из Египта в Зу-л-Ка'де 274 г. (Ал-Макризий, Хитат, I, 321), а в Мухарреме 275 г. встретился с Ибн-Абу-Саджем при Орлином Перевале, около Дамаска, разбил его (Mестo сражения верно у Ибн-ал-Асира стр. 300: ***; у ал-Макризия: ***; у Евтихия: ***, как и у Ибн-ал-Асира, VII, стр. 299: ***) и загнал вглубь ал-Джезиры. После этого Хамаравейхи вернулся в Египет (в Джумаде II 275 г.; у ал-Макризия ошибочно 276 г.; Хитат, I, 321). В Месопотамии завязалась борьба, с переменным счастьем, между Ибн-абу-Саджем и Ибн-Кендаджем, пока этот последний, получая значительные подкрепления от Хамаравейхи, не разбил окончательно Ибн-абу-Саджа и не заставил его бежать в Багдад, куда тот прибыл в Раби' I 276 г. (Ибн-ал-Асир, VII, 301; Т. SIII, 2116).

К царствованию ал-Му'тамида относятся еще следующие события.

В 256 г. патриархом антиохийским был назначен Стефан. Он патриаршил только один день. После него был назначен Фаддей (Или: Феодосий, см. стр. 1745 перев. — исправление к стр. 286); он патриаршил [804] 21 год, т. е. по 277 г. — В 10-м году царствования ал-Му'тамида патриархом Иерусалимским был назначен Илья (Евтихий, стр. 286-7 перев.).

Относительно положения христиан у нас есть следующие данные.

В 259 г. секретарем Кенджура, правителя Куфы, был христианин (ат-Табарий, стр. 1403 пер.). У Хамаравейхи был везирь христианин, которого однажды подвижник Бунан заставил сойти с лошади (стр. 1403 перев.). В 271 г. чернь разрушила монастырь около Багдада; этот монастырь был возобновлен на средства христианина 'Абдуна-ибн-Махлада, брата везиря Са'ида-ибн-Махлада (ibid.). Этот последний был везирем ал-Муваффака, брата халифа, но при получении должности принял ислам (Ибн-Халликан, стр. 592 пер.). В 272 г. толпа в Багдаде разрушила строящийся храм (стр. 1403 перев.).

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.