Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

34. Ал-Мансур (136-158 г.). Вступив на престол, ал-Мансур утвердил Салиха в должности правителя Египта и Палестины (ал-Макризий, стр. 664,19-22; Ибн-Тагриберди, стр. 693 перевода). Между тем Дамаскинцы, узнав о смерти халифа ас-Сеффаха (он скончался 13 Зу-л-Хиджжы 136 г.), составили заговор, присягнули одному из уцелевших Омейядов (стр. 694 перевода) и восстали. Время этого восстания определяется точнее на основании следующих данных. Еще при ас-Сеффахe Салих отправил из Египта в Ифрикию Абу-'Ауна; этот последний пробыл там [742] 11 месяцев (У ал-Макризия, стр. 664 перев. 11 дней; в таком случае Абу-‘Аун вернулся задолго до смерти ас-Сеффаха; но восстание вспыхнуло именно по случаю кончины халифа), и был вызван обратно в Египет для отправления на войну против воcставших в Сирии (стр. 655, 693-4 перевода), следовательно вернулся около Джумады II 137 г. (Абу-‘Аун от Джумады II до Рамадана (3 месяца) воевал против восставшего в северной Сирии Абдуллы-ибн-Алия: этот последний был окончательно разбит 4 или 7 Джумады II 137 г. (T. SIII, 97)). Подавив восстание и прислав три тысячи голов в Египет, Абу-'Аун вернулся назад и встретился с Салихом, который 4 Рамадана 137 г. выехал из Мисра в Палестину (стр. 665, 694 перев.). В Палестине Салих оставался до 138 года, когда ал-Мансур приказал ему отправиться в поход против Румов.

О восстании в Палестине против ал-Мансура какого-то бунтовщика сообщает ат-Табарий (стр. 236-7 перев.), но из его рассказа решительно не видно, к какому году царствования оно относится.

Ал-Я'кубий (стр. 116 перевода) говорит, что ал-Мансур назначил своих родственников, Мухаммеда-ибн-Ибрахима правителем Урдунна, а 'Абд-ал-Ваххаба-ибн-Ибрахима правителем Палестины. Года ал-Я'кубий не дает. Эти назначения состоялись не ранее 138 года, так как до того Палестиной правил Салих. В 141 г. он был, по сведениям ат-Табария, правителем Киннесрина, Химса и Дамаска (T. SIII, 138). 'Абд-ал-Ваххаб-ибн-Ибрахим скончался в 157 году (Ибн-Тагриберди, стр. 695 перевода).

В 140 г. ал-Мансур совершил хаджж. На возвратном пути, следовательно в начале 141-го года, он посетил Иерусалим и пробыл в нем месяц (ад-Динаверий, ал-Я'кубий,.ат-Табарий, ал-Мас'удий, [743] Ибн-ал-Асир, стр. 93, 116, 236, 322, 475 перев.); 15 Раби' I 141 года к ал-Мансуру в Иерусалим приехал из Египта Абу-'Аун и был лишен должности правителя Египта (Ибн-Тагриберди, стр. 695 перевода).

В 154 г. ал-Мансур поехал в Сирию и снова посетил Иерусалим. Поездка была вызвана желанием проводить Язида-ибн-Хатима, который отправлялся с 50 тысячами войска в Ифрикию на войну против восставших (ал-Я'кубий, ат-Табарий, Ибн-ал-Асир, стр. 116, 236, 475 перевода).

В Мусир-ал-Гараме (стр. 625 перевода) сохранился рассказ о посещении ал-Мансуром Иерусалима, вероятно о первом его посещении. Он застал восточную сторону мечети в развалинах после землетрясения 130 г. Желая восстановить разрушенное, но не имея в своем распоряжении лишних наличных сумм (Если это происходило в 141 г., при возвращении халифа из Мекки, то у него могло, действительно, не оказаться свободных денег, так как при посещении Мекки и Медины халифами принято было щедро одарять жителей этих городов), он велел перечеканить в монету золотые и серебряные украшения ворот мечети и издержать на постройки. Быть может, это распоряжение было сделано с задней мыслью испортить украшения времен Омейядов, дабы люди не восхищались ими и не поминали их, и с расчетом, что когда впоследствии попорченное будет восстановлено, слава восстановления будет принадлежать 'Аббасидам.

Что касается положения христиан при ал-Мансуре, то, по Ибн-ан-Наккашу (стр. 1353-5 перевода), оно было весьма для них благоприятным. Желая захватить Омейядов, успевших ускользнуть от преследований при ас-Сеффахе, и их припрятанные сокровища, [744] ал-Мансур приказал христианам объявлять все, что они знают об Омейядах. В этом отношении можно было полагаться далеко не на всех арабов: многие из них остались тайными приверженцами павшей династии. Пользуясь этим случаем, а также и вообще благосклонностью халифа, христиане стали доносить, быть может, угрожать тем или другим мусульманам. Без сомнения, несмотря на распоряжения 'Омара II, среди администрации было, по-прежнему, много не-мусульман. Такое положение дел вызвало жалобы правоверных. Когда ал-Мансур находился в Мекке, во время хаджжа, красноречивый проповедник Шебиб-ибн-Шейба (ум. 164) (И.Тагриберди, изд. Juynboll, I, 441) стал убеждать халифа заступиться за мусульман и уволить зиммиев. Ал-Мансур согласился, но оказалось, что заменить их не так-то легко. Сам Шебиб советует смещать их понемногу, а не сразу, оправдывая свой со-вет интересами мусульман, против которых зиммии якобы найдут средство восстановить халифа. В действительности затруднение состояло в том, что нельзя было отыскать сразу достаточное число мусульман, надежных и способных быть чиновниками. Попытка Шебиба едва ли достигла своей цели; все осталось по-прежнему.

Евтихий (стр. 277-8 перев.) сообщает о назначении при ал-Мансуре двух антиохийских и одного иерусалимского патриархов. Ал-Мекин сообщает о смещении и аресте антиохийского патриарха Георгия и о назначении взамен его Давида, угодного ал-Мансуру епископа (стр. 557-8 перев.).

В 146 г. умер в Египте яковитский патриарх. При его преемнике произошло возмущение коптов [745] против сборщиков податей. Высланное против бунтовщиков войско было разбито (ал-Макризий, стр. 654-5 перевода), вследствие чего ал-Мансур сместил в Раби' II 152 г. Язида-ибн-Хатима, правителя Египта (Ибн-Тагриберди, I, 393 и 408 (дата назначения преемника Язида)). Ал-Макризий говорит, что это восстание произошло в 150 г., но так как, по тексту Ибн-Тагриберди, отставка Язида была вызвана поражением его войск, высланных против восставших, то между восстанием и отставкой не могло быть такого большого промежутка времени, какой необходимо вытекает из даты ал-Макризия, т. е. более года. Мы думаем, что в его тексте описка: вместо 150 надо читать 151 год. В последующем изложении ал-Макризия (стр. 655, 3-25) хронологическая путаница. Сообщив о поражении мусульман, он описывает бедствие христиан, которое, по ал-Мекину (стр. 558 перевода), они испытали незадолго до смерти ал-Мансура (158 г.). Дальше говорится о разрушении церквей в Египте при 'Алии-ибн-Сулеймане, назначенном в 169 году (См. другое место ал-Макризия, стр. 665 перев. и Ибн-Тагриберди, I, 456), о правлении Мусы-ибн-'Исы (171-172 г.), о смерти патриарха М. с. на (в 153 году) (Был назначен в 146 году и патриаршил 7 лет (стр. 654 перев.)) и о восстании коптов в 156 г. Из этих событий к царствованию ал-Мансура относятся: кончина патриарха (в 153 г.), восстание коптов в 156 году при правителе Египта Мусе-ибн-'Алии (155-161гг.) (Ибн-Тагриберди, I, 417-418), их поражение и бедственное состояние, более подробно описанное у ал-Мекина (стр. 558 перевода).

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.