Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

30. Хишам (105-125 г.). Этот халиф относился к христианам благосклонно, о чем свидетельствуют сведения ат-Табария, передаваемые им по ал-Мада'инию (родился в 135 г., через 10 лет после кончины Хишама) (Стр. 215-6 перев.), показания ал-Мекина и ал-Макризия. Эти последние говорят, что Хишам написал в Египет приказание обращаться с христианами, как обращались с ними прежде, и согласно с заключенными с ними договорами (Здесь разумеются условия, на которых копты подчинились арабам) (стр. 551, 652-3 перев.). Положение не только христиан, но и всех зиммиев было настолько хорошо в некоторых областях, что вызвало ропот и даже восстание среди наиболее нетерпимых из мусульман (стр. 215, 462 пер.). Некоторые из правителей при Хишаме были сыновья христианок. Таковы были: 'Убейда-ибн-'Абд-ар-Рахман ас-Суламий, правитель Ифрикии с 109 года, Ханзала-ибн-Сафван, бывший дважды правителем Египта и [721] назначенный в 124 году в Ифрикию. Халид-ибн-'Абдулла ал-Касрий, правитель Ирака. Один из племянников Хишама родился от христианки (стр. 758-9 пер.). Эти матери-христианки не изменяли своей вере. Мать Ханзалы-ибн-Сафвана посещает церковь (ibid.); Халид ал-Касрий выстроил для своей матери новую церковь (стр. 462 пер.). Этот последний приобрел славу покровителя зиммиев. Мусульмане обвиняли eго в том, что он разрушает мечети (незаконно построенные в кварталах, отведенных по договорам исключительно не мусульманам?), строит храмы (огнепоклонников, евреев) и церкви, назначает огнепоклонников начальниками мусульман и женит зиммиев на мусульманках (ат-Табарий и Ибн-ал-Асир, стр. 215, 462-3 пер.). Конечно, в этих обвинениях есть доля преувеличения (Если судить по Ибн-ал-Асиру, то разрушение мечетей сводится к разрушению минаретов, ради общественной нравственности. Заметим, что при Мухаммеде минаретов не было: разрушая их, Халид восстанавливал сунну пророка), но без сомнения приписываемые Халиду деяния были им совершаемы. Однако, мы думаем, что это было не новшество, а продолжение установившегося в I веке хиджры порядка вещей, против которого восстали наиболее нетерпимые факихи не у дел, учителя 'Омара II, их последователи, а за ними множество других мусульман. Насколько нам известно, только в одной из провинций арабской империи христиане пострадали при Хишаме, и то вопреки его распоряжениям. По сведениям ал-Мекина (стр. 551 пер.), повторяемым ал-Макризием (стр. 652-3 пер.), назначенный Хишамом правитель Египта, благосклонности которого ха-лиф поручил христиан, удвоил (По ал-Макризию: увеличил) харадж, [722] приказал произвести перепись людям и животным, наложил на христиан клеймо с изображением льва и отрубал руки тем, у кого такого клейма не оказывалось (клейма заменяли расписки в получении поголовной подати). Это дошло до Хишама, он сместил притеснителя и назначил eго правителем Ифрикии. Ал-Мекин называет этого правителя 'Абдуллой-ибн-Сафваном; ал-Макризий — Ханзалой-ибн-Сафваном. 'Абдуллы-ибн-Сафвана в числе правителей Египта, насколько нам известно, не было. Что касается Ханзалы-ибн-Сафвана, то при Хишаме он был правителем Египта от 118-го по 124 г., после чего был действительно назначен в Ифрикию (Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, стр. 308. По сведениям ал-Макризия (из ал-Куда’ия ум. 454), сбором хараджа в Египте заведывал ‘Абдулла-ибн-ал-Хабхаб до 116 года, а затем его сын ал-Касим до 124 года (Хитат, I, 208,3).По Ибн-Тагриберди (I, 287, 288, 293, 304), ‘Абдулла-ибн-ал-Хабхаб заведывал хараджем до 114 года, после чего назначен в Ифрикию; по Ибн-ал-Асиру (V, 137) он назначен в Ифрикию в 116 г. Так как упомянутые ал-Мекином притеснения христиан тесно связаны с взиманием хараджа, то, быть может, в его тексте надо читать “’Абдулла ибн-ал-Хабхаб” вместо “’Абдулла-ибн-Сафван”. Но ал-Макризий читает “Сафван” и прибавляет “будучи вторично назначен правителем Египта”, что может относиться только к Ханзале-ибн-Сафвану. Заметим, что наместник в Египте *** не всегда собирал подати: для их сбора обыкновенно особо назначался ***. Мы не знаем, были ли эти должности соединены в лице Ханзалы-ибн-Сафвана. Если судить по текстам ал_Мекина и ал-Макризия (стр. 653 перев.), то да; но по другому, вышеупомянутому, сведению этого последнего, хараджем заведывало другое лицо). По ал-Макризию (ст. 653 пер.) и Ибн-Тагриберди (I, 312) в 121 году копты в Са'иде восстали и оказали вооруженное сопротивление сборщикам податей. Это восстание в Египте было вторым, вызванным при Хишаме увеличением податей. О первом в 107 году ал-Киндий [723] (ум. 350; у ал-Макризия, Хитат, I, 79) говорит: во время правления в Египте Хурра-ибн-Юсуфа (105 -108 г.) написал ‘Абдулла-ибн-ал-Хабхаб, заведующий хараджем, Хишаму-ибн-'Абд-ал-Мелику, что земля египетская может вынести увеличение (податей), и он прибавил по карату на каждый динар. Тогда возникли смуты в округах Тенуди, Курбайт, Тарабия и во всем восточном Хауфе. Хурр послал к ним заведующих списками (***), они стали сражаться с ними, и было много убитых. Это — первое восстание коптов в Египте и произошло оно в 107 г. Подобное же известие есть еще в другом месте у ал-Макризия (стр. 652,9 перев.), помещенное среди выписок из ал-Мекина. Как видно, оба восстания, 107 и 121 г., были вызваны увеличением податей.

В начале царствования Хишама, царь румов, Лев, назначил Козьму мелькитским патриархом в Александрию. Козьма приехал к Хишаму с подарками и выпросил от него разрешение на возвращение мелькитам церквей, отнятых у них в Египте яковитами в течение тех 77 лет, пока мелькиты в Египте оставались без патриарха (Евтихий, ал-Мекин, ал-Макризий, стр. 276-7, 554-5, 654 перев.). По Евтихию, это случилось в 7-м году правления Хишама ( = 111 г. хиджры); по ал-Мекину — в 3-й год его правления (=107 г.); по ал-Макризию, — в 107 году. По ал-Макризию, мелькиты были без патриарха 77 лет: по Евтихию — 97 лет. Первая цифра вернеe. Вычитая 77 из 107, получаем 20, т. е. год завоевания Египта (Wellhausen, Skizzen und Vorarbeiten. VI Heft, стр. 6) и бегства александрийского патриарха. [724] Принимая другие цифры, мы получаем неверную дату завоевания Египта (107—97=10; 111—97=14; 111-77= 33). Указанное нами вычитание подтверждает верность цифр ал-Макризия.

В первом году царствования Хишама (105 г.) патриархом антиохийским был назначен Иоанн (ал-Мекин, стр. 553 пер.).

В 120 году патриархом александрийским был назначен Михаил (ал-Мекин, стр. 553 пер.).

По Евтихию (стр. 277 пер.), в 17-м году царствования Хишама (121 г.) патриархом Иерусалимским был назначен Илия.

В 117 году хиджры правитель Египта, ал-Валид-ибн-Руфа'а, позволил христианам выстроить церковь Иоанна в квартале ал-Хамра, между Каиром и Мисром. Тогда толпа фанатиков мусульман под предводительством Вухейба ал-Яхсабия восстала против правителя, но была усмирена, и их предводитель убит (ал-Макризий, стр. 653 и 663 пер.). Это восстание показывает, что в то время среди народа распространилось убеждение о недозволенности христианам строить, новые церкви, между тем как власти считали себя в праве разрешать постройку таковых, вопреки приказам 'Омара II.

В 118 г. скончался урдуннский судья 'Убада-ибн-Нусей (Ибн-ал-Асир, стр. 461 пер.).

По сведениям ал-Белазурия (стр. 53 пер.), Хишам перевел морской арсенал из 'Акки в Сур. Причиной этого было нежелание одного мусульманина, у которого в 'Акке были мельницы и склады, уступить их для расширения арсенала. Хишам не пожелал употребить насилие и предпочел перевести арсенал [725] в другое место. О справедливости Хишама передает нам и ат-Табарий (стр. 215-16 пер.) (По Ибн-ат-Тыктака (Elfachri, изд. Ahlward, Gotha, 1860, стр. 156), Хишам был крайне скуп, но очень умен, кроток и воздержен).

Якут говорит (стр. 1082 пер.), что Хишам построил на берегу моря, близ Кайсарии, город Кефер-Лаб.

Одно из селений в Урдунне, Рейсун, принадлежало брату Хишама, Мухаммеду, который, будучи назначен в 105 г. правителем Египта, бежал оттуда от чумы и отказался от должности (Якут, стр. 1041-2 пер.; Ибн-Тагриберди, стр. 1773 пер., дополнение к стр. 1041).

Хишам преследовал еретиков-мусульман. При нем был четвертован и распят кадарит, распространявший свое учение в Назарете (Ибн-ал-Асир, стр. 462 пер. и выше, стр. 718-19 Введения).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.