Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

6. Ал-Я'кубий. Этот писатель, который был, по всей вероятности, современником ал-Белазурия (Скончавшегося в 579 году, между тем как ал-Я'кубий был жив еще в 292 г.), поставил себе целью, во второй части своего сочинения, изложит в связном сокращенном рассказе важнейшие события со времени рождения Мухаммеда. Для достижения этой цели ал-Я'кубий, пользуясь сочинениями своих предшественников, отбрасывает все несущественное: стихи, подробности, иснады. В той части его сочинения, которая подлежит нашему рассмотрению, иснады не встречаются вовсе; поэтому единственным способом определения его источников было бы сравнение его известий с coобщениями его предшественников, если бы сам ал-Я'кубий не указал, в предисловии ко 2-й части сочинения, тех авторов, которыми он пользовался. К сожалению, ал-Я'кубий называет, по его собственным словам, не все свои источники, а, очевидно, те, которые он ставил выше и из которых черпал больше, чем из других.

Нижеследующие лица названы у ал-Я'кубия, как его источники.

Исхак-ибн-Сулейман-ибн-'Алий (-ибн-'Абдулла-ибн-ал-'Аббас) (И. Тгр. I, 435-6) хашимит, член царствовавшей в то время династии 'аббасидов, двоюродный брат халифов Абу-л-Аббаса и ал-Мансура. В 170 г. он был назначен правителем Медины (И. Тгр. I, 459; И. Ас. VI, 75), в 174 г. — правителем Синда и Мекрана (И. Тгр I, 474; И. Ас. VI, 82), в 177 г. — правителем [31] Египта (И. Тгр. I, 486; И. Ас. VI, 96), а в 194 г. был правителем Химса. В Фихристе сохранились имена лиц переводивших для него сочинения с языков сирийского и индийского (Фих. 244, 245), из чего можно заключить, что Исхак был занят не одной только служебной карьерой. О его сочинениях мы ничего не нашли; но ясно, что скончавшийся позже 292 г. ал-Я'кубий не мог пользоваться устными сообщениями Исхака. Год смерти Исхака нам неизвестен; но, соображая, что Исхак едва ли был назначен в 170 г. правителем Медины ранее 20 летнего возраста, что в 200 г. ему было едва ли менее 50 лет, мы заключаем, что он скончался в 1-й половине III века хиджры, в 30-х годах или еще раньше. Кроме того, мы увидим, что все названные ал-Я'кубием авторы скончались либо в конце II века хиджры, либо в первой половине III века, около начала ее.

Абу-л-Бахтарий Вахб-ибн-Вахб, корейшит, был судьей при халифе Харуне, а затем правителем Медины (Фихр. 100). Он скончался в 200 г. (И. Кут. 258) и оставил несколько сочинений, перечисленных в Фихристе. Его считали передатчиком ненадежным (Фих. 100; И. Халл. № 796). Вероятно, он потворствовал 'аббасидам. У ал-Я'кубия он передает со слов Джа'фара-ибн-Мухаммеда (ас-Садика), скончавшегося в 148 г.

Абан-ибн-'Осман, корейшит, потомок омейядов, которого все считали надежным знатоком хадисов и фикха. Он написал книгу о походах пророка и скончался в 105 г. (Нав. 125; Як. IV, 55; Fischer, Biograph. d. Gewahrsm. d. Ibn-Ishaq, стр. **). По своему происхождению Абан, сын халифа 'Османа, был, конечно, ревностным защитником омейядов. [32]

Ал-Вакидий (ум. 207); Ибн-Хишам (ум. 218); Ибн-Исхак (ум. 151).

Абу-л-Хассан аз-Зиядий был судьей, оставил несколько сочинений, перечисленных в Фихристе, и скончался в 243 г. (Фих. 110). Из того обстоятельства, что он был судьей, можно заключить, что он был сторонником 'аббасидов. Через его посредство ал-Я'кубий пользовался данными известного генеалога и историка, Хишама ал-Кельбия (ум. 204).

'Иca-ибн-Язид-ибн-Да'б скончался в 171 г. (И. Тгр. I, 464). Благоприятно отзываясь об его познаниях, Ибн-Тагриберди прибавляет, что однажды халиф ал-Хади подарил ему 30000 золотых монет. Следовательно 'Иса был сторонником 'аббасидов.

Ал-Хейсам-ибн-'Адий, известный историк, скончавшийся в 209 г., написавший более 50 сочинений (Фих. 99). Он держался учения хариджитов (И. Кут. 267). Говорят, что за неблагоприятный отзыв об ал-'Аббасе, дяде пророка, он просидел несколько лет в тюрьме (И. Халл. № 790). Но так как, по словам Ибн-Халликана (№ 790, стр. 126 и 128), ал-Хейсам был постоянным собеседником халифов ал-Мансура, ал-Хади, ал-Мехдия и ар-Рашида, то едва ли его можно считать врагом 'аббасидов.

Мухаммед-ибн-Кесир, корейшит. В своем Китаб Футух-ал-Бульдан ал-Белазурий три раза (Стр. 58, 162, 252) передает со слов Мухаммеда-ибн-Кесира через посредство скончавшегося в 224 г. ал-Касима-ибн-Селлама. И. Тгр. I, 635, называет Мухаммеда-ибн-Кесира ал-Миссисия ас-Сан'ания, скончавшегося в 216 г. Этот последний передавал со слов Мусы-ибн-Мухаммеда, корейшита, уроженца ал-Белька (Як. I, 729); [33] Мухаммеда-ибн-Кесира ас-Сан'ания слушал в Дамаске Джа'фар-ибн-Мухаммед ар-Рас'аний (Як. II, 732). Мы думаем, что этот ас-Сан'аний ал-Миссисий тождественен с Мухаммедом-ибн-Кесиром ал-Белазурия и Корейшитом ал-Я'кубия. Нисбы ал-Миссисий (житель или уроженец Миссисы) и ас-Сан'аний (житель или уроженец ас-Сан'а, селения около Дамаска (Пребывание М. ибн-К. в Дамаске и нисба его учителя, уроженца ал-Белька, указывают на ас-Сан'а Дамаска, а не Иемена) не указывают на племя и не противоречат нисбе ал-Кураший (корейшит). По году своей смерти ас-Сан'аний подходит к остальным авторам, которыми пользовался ал-Я'кубий. Есть, правда, другой Мухаммед-ибн-Кесир, ал-'Абсий, скончавшийся в 223 г. (И. Тгр. I, 660), но его нисба не позволяет отождествить его с Мухаммедом-ибн-Кесиром корейшитом.

'Алий-ибн-Мухаммед ал-Мада'иний, знаменитый историк, скончавшийся в 215 г. Список его сочинений есть в Фихр. 101-4.

Абу-Ма'шар ал-Маданий, скончавшийся в 170 г. Он написал книгу о походах (Фих. 93). Некоторые ученые считали его передатчиком ненадежным (Зех. Class. part. I, стр. 51).

Мухаммед-ибн-Муса ал-Хуварезмий, современник Ма'муна (царствовал: 198—218), писавший об астрономии (Фих. 274).

Машааллах Арифметик, современник Мансура (царствовал: 136—158). Его сочинения перечислены в Фихристе, 273.

Просматривая даты кончин писателей, перечисленных ал-Я'кубием: 105, 130 (около: Исхак-ибн-Сулейман), 170, 171, 200, 207, 209, 215, 216, 218, 243, [34] 2-я половина II века (Машааллах), 1-я половина III в. (ал-Хуварезмий), мы видим, что ал-Я'кубий, скончавшийся после 292 г., едва ли мог знать их лично; вероятнее, что он пользовался их сочинениями посредством списков. Bсе те из перечисленных писателей, о которых мы имеем сведения, дающие нам возможность сделать заключение о их направлении, оказываются сторонниками 'аббасидов, частью состоявшими на их службе. Исключение представляет Абан-ибн-'Осман, который у ал-Я'кубия передает со слов Джа'фара-ибн-Мухаммеда. Этот последний не есть ас-Садик, который родился в 80 г. и со слов которого Абан, бывший взрослым в 36 г. (И. Кут. 101) и скончавшийся в 105 г., передавать не мог. Подходящей личностью оказывается Джа'фар, сын сподвижника Мухаммеда-ибн-Масламы (Wuestenfeld, Register z. d. genealog. Tabellen, 316—17), скончавшегося в 43 г.

Таким образом, рассмотрение упомянутых ал-Я'кубием источников приводит к заключению вполне согласному с заключением, выведенным де Гуэ из генеалогии ал-Я'кубия и из рассмотрения его сочинения (De Goeje. Ueber die Geschichte der Abbasiden von al-Jakubi в Travaux de la 3-me session du Congres international des orientalistes, S-t Petersbourg, 1876, t. II, стр. 153): законными государями он признавал лишь потомков Мухаммеда. По словам Хаутсмы, издателя истории ал-Я'кубия, он был шиит, принадлежал к числу поклонников Мусы, сына Джа'фара ас-Садика, но однако фанатиком не был. Особенный интерес он представляет нам потому, что не имеет ничего общего с ат-Табарием, но относится к тому же классу писателей, как и ал-Мас'удий, Евтихий и ал-Мекин. Ал-Я'кубий, по мнению де Гуэ, отличался [35] любовью к истине (Ibid. 156), не щадил трудов для приобретения надежных сведений (Ibid. 161) и был, вообще, очень хорошо осведомлен. Если судить по датам кончины перечисленных им авторов, то мы можем рассчитывать на достоверность сообщаемых им известий о II в. хиджры, тем более, что предок ал-Я'кубия, Вадых, был губернатором Армении и Адербейджана при ал-Мансуре (136—158) и губернатором Египта при ал-Мехдии (Ibid. 156). Принимая же во внимание время, когда жил ал-Я'кубий, мы должны считать надежными те сведения, которые относятся к III в. хиджры. Окончательное же суждение о достоинствах сочинения ал-Я'кубия может быть выведено из сравнения отдельных сообщаемых им известий с параллельными местами других авторов.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.