Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

VI. Муджир-ад-дин

(См. выше стр. 1217 и 1246 прим. I)

(Писал в 1496 г.).

Преимущества благородной Меджид-ал-Аксы и передаваемые об этом стихи Корана и хадисы.

/Стр. 201/ В начале этого сочинения уже была речь о начале суры „Ночного посещения" (Начало этой суры (XVII) читается: “слава Тому, кто перенес раба своего ночью из священного храма в храм отдаленный, окрестности которого Мы благословили, чтобы показать ему чудеса Наши. Подлинно, Он все слышит и видит”. Речь идет о ночном путешествии Мухаммеда в храм Иерусалимский. См. выше, стр. 1090). Если бы по части преимуществ не было бы ничего, кроме этого стиха, то и этого было бы достаточно, потому что если благословенна окрестность храма, то сам он вдвойне благословен. Всевышний, повествуя о пророке своем, Моисее, говорит, что Моисей сказал (Коран V, 24. Слово “ал-мукаддаса” стоит в этом месте Корана в страдат. залоге. См. также Якут, IV, 590): „войдите в /Стр. 202/ землю ал-мукаддаса (благословенную), т. е. очищенную. Бейт-ал-Мукаддас (храм Иерусалимский) назван „ал-Мукаддас", потому что в нем очищаются от грехов. Об этом было сказано раньше в отделе о названиях Иерусалима. — Ибн-'Аббас говорит: роса и дождь увлажняют Бейт-ал-Мукаддас с тех пор, как Бог сотворил годы и дни. — Относительно слов Всевышнего (Коран XXI, 71): „Мы спасли его и Лота (и перевели их) [1388] в ту землю, в которой Мы благословили творения наши", он (Ибн-Аббас) говорит: это та благословенная (ал-мукаддаса) земля, где Бог благословил творения свои, потому что вся пресная вода на земле вытекает из-под основания Благородной ас-Сахры (Скалы) и затем распределяется по земле. — Еще сказал Всевышний (Коран XXI, 10): земля — наследие моих праведных рабов. Согласно одному из толкований, здесь разумеется земля благословенная (ал-ард-ал-мукаддаса = Палестина), которую получит в наследство народ Мухаммеда. — Всевышний Бог еще говорит (Коран XXIII, 52): „и Мы дали им обоим, как приют, возвышенность (рабва) спокойную и ручьистую". Ибн-'Аббас говорит, что это Бейт-ал-Мукаддас; такого же мнения Катада и Ка'б. Ка'б говорит: она ближе (всей) земли к небу (и отстоит от него) на 18 миль; он имеет в виду, что рабва (возвышенность) есть место, возвышающееся над поверхностью земли. — Еще сказал Всевышний (Коран L, 40; см. выше 780): „вслушайся в тот день, когда глашатай провозгласит с места близкого (к Богу)". Глашатай — Исрафил, который провозгласит о сборе на Страшный Суд с Сахры (Скалы) Иерусалимской, которая находится в средине земли. Передают, что „близкое" место — Сахра Иерусалимская. — И сказал Всевышний: „в домах, которым Бог позволил возвыситься, и в которых поминают имя Его (Коран XXIV, 36. Продолжение коранической фразы гласит: “и прославляют Его утром, и вечером люди, которых ни торговля, ни договор не отклоняют от прославления Бога” и т. д. Под домами разумеются мечети)", разумея Бейт-ал-Мукаддас. — Еще сказал Всевышний (Коран LVII, 13): „И будет поставлена между ними стена (В день Страшного Суда, между верующими и лицемерами), в которой ворота, с внутренней стороны которых милосердие, а с внешней, [1389] спереди, наказание", разумея (стену) между верующими и лицемерами; это стена между раем и адом, в которой, т. е. в этой стене, ворота, за которыми милосердие, т. е. рай, а снаружи ее, т. о. вне этой стены, перед этой наружной частью — наказание. Передают со слов Абу-л-'Аввама, что он сказал: я слышал, как 'Абдулла-ибн-'Омар говорил, что та стена, о которой Бог упоминает в Коране в словах: „и будет поставлена между ними стена" — это восточная стена Бейт-ал-Мукаддаса, внутри ее милосердие — мечеть, а снаружи, перед нею, наказание — вади Джаханнам. — Имам Ахмед в своем Муснаде пере-дает из хадисов Умамы следующий: посол Божий сказал: часть моего народа не перестанет явно придерживаться истины и побеждать своих врагов, причем ни их противники, ни несчастье, постигшее их, не нанесут им вреда; в таком положении будут они находиться, пока не придет к ним приказ Бoжий (Пока не настанет Страшный Суд). (Мухаммеду) сказали: о посол Божий, где же /Стр. 203/ они (будут находиться)? Он ответил: в Иерусалиме и около Иерусалима. — (Передают) со слов Абу-Хурейры: посол Божий сказал: четыре города райские — Мекка, Медина, Дамаск и Иерусалим. — (Передают) со слов Му'аза, что посол Божий сказал: Всевышний Бог говорит: о Сирия! ты избранная из моих стран, и Я привожу к тебе избранников из моих рабов;. кто родился у тебя и предпочел тебе другую страну, тот сделал это в наказание за грех, а кто родился не у тебя и выбрал тебя, тот сделал это вследствие моей милости к нему. О Сирия, развернись для жителей твоих с дарами твоими, подобно [1390] тому как расширяется матка для ребенка, так как мое око над тобою с росой и дождем с тех пор, как Я создал года и дни. Если кому не хватит у тебя денег, тому хватит у тебя хлеба. О Иерусалим, ты благословен Моим светом, — ты место сбора и воскресения мертвых; в день воскресения мертвых Я поведу тебя в брачном шествии, как ведут невесту к супругу ее; кто войдет к тебе, у того будет вдоволь оливкового масла и пшеницы. — Со слов Му'аза передают, что посол Божий сказал: о Му'аз, подлинно Бог, которому присущи могущество и величие, отдаст вам, после меня, Сирию от ал-'Ариша до Евфрата; их (Завоевателей) мужи, жены и служанки будут стоять на страже против неприятеля до дня воскресения мертвых; тот из вас, кто изберет себе один из берегов Сирии или Иерусалим, будет находиться на войне против неверующих до дня воскресения мертвых. — Со слов Ка'ба Ученого (передают), что Всевышний Бог сказал Иерусалиму: ты Мой рай, Моя святыня и Мой избранник; кто поселится у тебя, сделает это вследствие Моей милости, а кто уйдет от тебя, сделает это потому, что Я разгневался на него.

О молитве в Бейт-ал-Мукаддасе.

Передают со слов пророка, что он сказал: Соломон просил у Господа своего трех (милостей); Он даровал ему две, и мы надеемся, что Он даровал ему и третью. Он просил у Него мудрости, которая со-ответствовала бы Его мудрости; Он даровал ему это. Еще просил он Его о царстве, которое не было бы [1391] под силу никому после него; Он даровал ему это. И просил он Его, чтобы всякий человек, вышедший из дома своего с единственной целью совершить молитву в Бейт~ал-Мукаддасе, был чист от грехов своих, как в тот день, когда мать родила его; и мы надеемся, что Он даровал ему это. — (Передают) что Мекхуль сказал: кто отправится в Иерусалим с единственной целью помолиться, и совершит там пять молитв: утром, в полдень, пополудни, вечером и ночью, — станет чист от грехов своих, как в тот день, когда мать родила его. — Со слов Ка'ба: пожаловался Бейт-ал-Мукаддас Господу своему на запустение; тогда Бог открыл ему: я наполню тебя /Стр. 204/ поколениями, простирающимися ниц, которые будут спешить к тебе, как спешат коршуны к гнездам своим, и будут так же томиться по тебе, как голуби по своим яйцам. Тогда кто-то сказал: Побойся Бога, Ка'б! разве у него (Иерусалима) есть язык? Ка'б ответил: да, и сердце, подобное сердцу каждого из вас. — Со слов Анаса: посол Божий сказал: если кто посетит Иерусалим, с расчетом (получить награду в загробной жизни, предаваясь богоугодным занятиям) (Мухтесибан. См. D о z у, Supplement aux dict. ar. I, 284. Под благовидными занятиями можно разуметь изучение богословия), Бог дарует тому награду тысячи мучеников за веру. — С его же слов (передают, что Мухаммед (В тексте: уа 'анху салла-л-лаху 'aлейхи уа саллама. 'А н х у — со слов его, т. е. Ка'ба; но так как слова с а л л а-л-л а х у и т. д. не могут относиться к Ка'бу, то я предполагаю, что после 'а н х у случайно опущено кала (р а с у л ь-а л л а х и)) сказал): кто посетит ученого (богослова), тот точно Иepycaлим посетил, а если кто посетит Иерусалим в расчете (получить награду в загробной жизни, [1392] предаваясь богоугодным занятиям), того мясо и тело Бог не допустит коснуться огня адского. — Со слов Абу-Хурейры: посол Божий сказал: кто помолится в Бейт-ал-Мукаддасе, тому прощаются все грехи его. — Со слов Ка'ба Ученого: кто придет в Бейт-ал-Мукаддас, совершит каноническую молитву справа и слева от Сахры, обратится с мольбою на месте Цепи и подаст милостыню, малую или великую, того прошение будет исполнено, Бог удалит его горе, и он останется чист от грехов своих, как в тот день, когда мать родила его; и если он попросит у Бога степень мученика за веру, Бог дарует ему это. Впрочем. Бог лучше знает истину.

О великом значении молитвы в Бейт-ал-Мукаддасе передают со слов Абу-д-Дарда, что пророк сказал: молитва в мечети Меккской имеет в 100,000 раз большее значение, чем молитва в другом месте, молитва в моей (т. е. Мединской) мечети в тысячу раз, а молитва в Бейт-ал-Мукаддасе в пятьсот раз. Передает это имам Ахмед.

О значении добрых дел и грехов в мечети Иepyсалимской передают со слов Джерира-ибн-'Османа и Сафвана-ибн-'Амра, что они сказали: доброе дело в Бейт-ал-Мукаддасе зачитывается за тысячу, и грех за тысячу. — Со слов ал-Лейса-ибн-Са'да, слышавшего от Нафи'я, который сказал: когда мы находились в Бейт-ал-Мукаддасе, Ибн-'Омар сказал мне: Нафи', выйди с нами из этого дома, ибо здесь грехи считаются более тяжелыми, как и добрые дела имеют большее значение. И он вступил в состояние ихрама (См. выше 236 прим. 2) и вышел из Бейт-ал-Мукаддаса... (Далее автор сообщает мнение ученых, что по причине святости этих трех мечетей (Меккской, Мединской, Иерусалимской) совершенный в них грех наказывается строже, чем совершенный в другом месте, но однако за один грех не записывается на небе нескольких грехов, потому что в Коране (VI, 161) сказано: кто явится с добрым делом, тому (зачитываются) десять по-добных, а кто придет с грехом, тому воздаяние именно за таковой). [1393]

/Стр. 205/ Путешествие в мечеть Иерусалимскую. — Со слов Абу-Са'ида ал-Худрия (См. Лубб-ал-Лубаб, Liber as-Sojutii de nominibus relativis, ed. Veth, Lugd. Batav. 1840, стр. 89) (передают), что посол Божий сказал: только к трем мечетям люди будут собираться в путь: к Месджид-ал-Хараму (мечети Меккской), к Месджид-ал-Аксе (мечети Иерусалимской) и к этой моей мечети (Мединской)...

Преимущества вступления в состояние ихрама (Ихлаль = ихрам. См. Тадж-ал-'Арус, VIII, 171, строчки 5 — 6 снизу) перед хаджжем и 'умрой ('Умра = малое паломничество), начиная с Иерусалима. — Сообщают со слов Умм-Селимы, супруги пророка, что она слышала, как посол Божий сказал: если кто вступит в состояние ихрама перед хадджем или 'умрой начиная от благородной Месджид-ал-Аксы стремясь в Месджид-ал-Харам (мечеть Меккскую), тому Бог простит его предшествующие и последующие грехи, и ему следует рай. — От Иерусалима вступил в ихрам 'Омар-ибн-ал-Хаттаб, затем сказал: где бы я ни был, Иерусалим мне нравился. (В тексте: *** что следовало бы перевести: “я желал бы, чтобы я не пришел в Иерусалим”. Но такая фраза не вяжется с характером 'Омара, как его представляют себе мусульманские писатели. Я читаю э н н а вместо э н н и, но остаюсь в неуверенности, так ли следует читать. В рукописи Азиатского Музея эта фраза опущена, хотя предшествующее ей *** (он сказал) есть. Возможно, что текст испорчен) От Иерусалима же вступил в ихрам сын его, 'Абдулла.

Вода и ветры исходят из-под ас-Сахры (Скалы) [1394] Иерусалимской. Передают со слов Абу-Хурейры, что пророк сказал: пресные воды и оплодотворяющие ветры (Ветры, приносящие тучи и дождь) выходят из-под Сахры Иерусалимской. — Со слов Ибн-'Аббаса (передают), что посол Божий сказал: главных рек четыре: Сайхан, Джайхан. Нил и Евфрат; что касается Сайхана, то это река Балха; что касается Джайхана, то это Тигр; что касается /Стр. 206/ Нила, то это Нил египетский; что касается Евфрата, то это Евфрат Куфы; вся вода, которую пьют потомки Адама, — от этих четырех рек и выходит из-под ас-Сахры Иерусалимской. — Относительно преимущества воды Иерусалимской и пользы ее передают, что если кто захочет напиться воды в середине ночи, то пусть он скажет: вода! тебя приветствует вода Иерусалимская! затем выпьет — и будет находиться в безопасности с дозволения Бога, которому присущи могущество и величие.

Иерусалим — земля, гдe соберутся на страшный суд, и воскреснут мертвые. (Передают) со слов Абу-Зерра: я сказал: о, посол Божий, молитва в твоей мечети (Мединской) лучше, чем молитва в мечети Иepycaлимской Он сказал: молитва в этой моей мечети лучше, чем четыре молитвы там, хотя какое прекрасное место для молитвы земля, где соберутся на страшный суд, и где воскреснут мертвые! — Со слов Ка'ба: Ка'ба (Здание в виде куба в Мекке) находится как раз под Посещаемым Домом (Ал-Бейт ал-Ма'мур. Особое здание на небе, которое было показано Мухаммеду при его Ми'радже (ночном путешествии на небо)), что на седьмом небе, Домом, к которому ходят совершать хаджж ангелы Всевышнего Бога; если бы от него отвалился камень, то упал бы (прямо) на камни Священного Дома (т. е. Ка'бы); рай же на [1395] седьмом небе как раз над Бейт-ал-Мукаддасом (храмом Иерусалимским); если из рая упадет камень, то упадет на благородную ас-Сахру; по этой причине она была названа Уришалим, а рай — Дар-ас-Селам (Объяснение основывается на созвучии слова Уришалим (арабизир Иерусалим) и выражения Дар-ас-селам) (Дом Спасения). — Мукатиль-ибн-Сулейман говорит об Иерусалиме: нет в нем пядени, где бы не молился один из посланных (Богом) пророков, либо не стоял приближенный (к Богу) ангел. — Вахб-ибн-Мунеббих говорит: жители Иерусалима — соседи Бога, и Бог обязан не позволять обижать своих соседей. — Со слов 'Абдуллы-ибн-'Омара: запрещенное (религией) (На земле) запрещено и на семи небесах настолько же, насколько и на земле, а мечеть Иерусалимская настолько же священна на семи небесах, как и на земле.

Охранение ангелами, мечетей Меккской, Мединской и Иерусалимской. — Со слов Ибн-Мас'уда, слышавшего как пророк сказал: есть три ангела: ангел приставленный к Ка'бе, ангел, приставленный к моей мечети, и ангел, приставленный к Месджид-ал-Аксе (мечети Иерусалимской). Что касается ангела, приставленного к Ка'бе, то он провозглашает ежедневно: кто не исполняет предписанных Богом обязанностей, тот выходит из-под защиты Божией. Что касается ангела, приставленного к этой моей мечети, то он провозглашает ежедневно: кто не соблюдает сунны посла Божьего, тот не достигнет его Водоема, и не дойдет до него заступничество Мухаммеда. Что касается ангела, приставленного к Месджид-ал-Аксе, то он провозглашает ежедневно: кто приобретает средства к существованию запрещенным образом, тому его заслуги будут брошены в лицо. [1396]

/Стр. 207/ Преимущество, при невозможности добраться до Иepyсалима, освещения благородной мечети Иерусалимской, которое заменяет молитву в ней, и преимущество украшения ее. — Передают со слов Меймуны, дочери Са'да, клиентки посла Божьего, что она сказала ему: посол Божий, изложи нам свое мнение о Бейт-ад-Мукаддасе. Он сказал: (это) — земля сбора на страшный суд и воскресения мертвых; ступайте туда и молитесь там, ибо (совершенная) там молитва равняется тысяче молитв. — Мы сказали: а если кто не в состоянии добраться туда? Он сказал: если кто не в состоянии прийти туда, пусть доставит туда масла, которое будет гореть там в светильниках, ибо тот, кто доставит туда масло, будет подобен тому, кто приходил туда. — Еще сказал (Мухаммед): если кто зажжет в Бейт-ал-Мукаддасе светильник, ангелы не перестанут просить за него прощения у Бога, пока будет длиться свет его (светильника) в мечети. В пророчествах Яхъи (Иоанна Крестителя) (сказано): кто возведет в Бейт-ал-Мукаддасе строение или оставит там нечто хорошее на память о себе или же произведет там какое-либо улучшение, тому Бог прибавит к его жизни 15 лет и умножит его богатство и потомство, а если это будет царь, Бог даст ему власть над землей.

Описание ад-Даджжаля (Антихриста у мусульман), да поразит его Всевышний Бог! — Ад-Даджжаль не вступит в Бейт-ал-Мукаддас. — Передают со слов ад-Даххака, что у ад-Даджжаля нет бороды но густые усы; его лицо длиной в два локтя, ростом он в 80 локтей, а между плечами — 30 локтей; его платье, сапоги, седло и уздечка (украшены) золотом с драгоценными камнями; в его руке топор о двух лезвиях. по внешнему виду он [1397] огнепоклонник, щит его — персидский, и язык его — персидский; земля будет вполне покорена им и его приверженцами, так что он будет попирать населенные места ее и спустится к водопоям ее, за исключением четырех мечетей: мечети Меккской, мечети Мединской, мечети Иерусалимской и мечети ат-Тура (Месджид-ат-Тур). Со слов 'Абдуллы-ибн-Мас'уда: ад-Даджжаль проникнет повсюду на земле, за исключением четырех мечетей и населенных мест: Мекки, Медины, Иерусалима и Тур-Сины (Синайской горы). — Подобное же передается со слов 'Абдуллы-ибн-'Амра-ибн-ал-'Аса. — Передает Саур со слов Халида-ибн-Сафвана: защита верующих от ал-Месих-ад-Даджжаля (Ал-Месих-ад-Даджжаль = ложный Мессия = антихрист) — Иерусалим. — Со слов Раби'и-ибн-Язида: посол Божий сказал: вы не перестанете сражаться против неверующих, пока оставшиеся из вас в живых не сразятся с ад-Даджжалем в долине Урдуннской; между вами будет река; вы будете на западе от нее, а его приверженцы на востоке от нее. Раби'я говорит: и рассказчик, один из сподвижников посла Божьего. прибавил: я ни от кого не слышал о реке Урдунне, кроме как от посла Божьего. — Передают еще, что пророк Божий, Иисус, — спасение да будет над Ним! — возьмет три /Стр. 208/ камня из камней Иерусалимских; первый из них, говоря: „во имя Бога Авраамова!" второй, говоря: „во имя Бога Исаакова!" и третий, говоря: „во имя Бога Иаковлева!" Затем Иисус выйдет с теми мусульманами, которые будут при нем, против ад-Даджжаля. Тот, увидав его, убежит от него, но он догонит его у ворот Лудда, пустит в него первым камнем и попадет в него между глазами его; затем он [1398] пустит вторым и третьим; тогда ад-Даджжаль упадет и Господин наш Иисус, — спасение да будет над Ним! — ударит его и убьет его; и евреи подвергнутся избиению до такой степени, что камни и деревья будут говорить: верующий! подо мной (спрятался) еврей, поди и убей его! — (Мухаммед) сказал: приблизится время, когда спустится к вам Сын Марии в качестве имама правосудного и изломает крест и перебьет свиней.

Преимущество азана в Бейт-ал-Мукаддасе. — Передают со слов Джабира, что некто спросил: посол Божий, кто из людей войдет в рай первым? Тот ответил: пророки. — А затем кто? — Мученики за веру. — А затем кто? — Муэззины Бейт-ал-Мукаддаса. — А затем кто? — Муэззины мечети Меккской. — А затем кто? — Муэззины моей мечети (т. е. Мединской). — А затем кто? — Остальные муэззины.

Со слов ал-'Ала-ибн-Харуна: дошло до меня, что мученики за веру слышат по пятницам призыв муэззинов Бейт-ал-Мукаддаса к утренней молитве. — Со слов Ка'ба: никогда не примет раб (Божий) мученической кончины за веру, на сухом пути или на море, не услышав при этом призыв к молитве муэззинов Бейт-ал-Мукаддаса; и с неба мученик слышит призыв к молитве муэззинов Бейт-ал-Мукаддаса.

Преимущество милостыни в Бейт-ал-Мукаддасе. — Передают со слов ал-Хасана ал-Басрия: кто подаст в Бейт-ал-Мукаддасе один дирхем милостыни, тот будет обеспечен от (прикосновения) адского огня, а кто подаст лепешку, будет подобен тому, кто подал в милостыню горы земные из золота.

Преимущество поста и раскаяния в грехах там же. — Передают со слов Ка'ба: кто пропостится один [1399] день в Бейт-ал-Мукаддасе, Бог избавит его от адского огня, а кто три раза попросит у Бога в Бейт-ал-Мукаддасе простить верующих мужчин и женщин, тому записывается в заслугу столько, сколько всех хороших деяний верующих мужчин и женщин, и ради моления его удаляется каждый день и каждую ночь каждому верующему и верующей по 70 прощений.

Преимущество погребения в Бейт-ал-Мукаддасе. — Уже Моисей просил своего Господа о погребении на расстоянии брошенного камня от Благословенной земли. Об этом было упомянуто раньше при рассказе о Моисее. — Со слов Ка'ба: в Бейт-ал-Мукаддасе тысяча могил, в которых покоятся пророки. — Со слов Абу-Хурейры, который передает следующие слова пророка (Мухаммеда): кто умер в Бейт-ал-Myкаддасе, тот точно на небе умер.

/Стр. 209/ Преимущество ас-Сахры. — Передают со слов Ибн-'Аббаса, что он сказал: Скала (Сахра) Иерусалимская одна из райских скал. И (передают) со слов 'Убады-ибн-ас-Самита слова посла Божьего: Сахра Иepyсалимская находится под пальмой, пальма над одной из райских рек, а под пальмой этой — Acия, жена Фараона, и Мария, дочь 'Имрана, нанизывают ожерелья для жителей рая до дня воскресения мертвых. — Со слов 'Ал!я-ибн-абу-Талиба: я слышал как посол Божий сказал: Иерусалим — князь среди земельных участков, а Скала Иерусалимская — княгиня среди скал. — Со слов Умм-'Абдулла, дочери Халида-ибн-Са'дана, слышавшей от своего отца: не настанет день страшного суда без того, чтобы Ка'ба не была приведена, как невеста, к ас-Сахре в сопровождении всех, совершивших к ней хаджж или малое паломничество. Увидев Ка'бу, ас-Сахра скажет: [1400] привет посетительнице и посещаемой! — И передают, что в день воскресения мертвых Бог, которому присущи могущество и величие, превратит ас-Сахра в мелкий белый жемчуг и протянет ее в ширину через все небо и землю.

Преимущество молитвы справа от ас-Сахры. — Со слов Абу-Хурейры, слышавшего от Абу-Са'ида. что посол Божий сказал: в ту ночь, когда я был перенесен к Бейт-ал-Мукаддасу. я совершил молитву справа от ас-Сахры. — Ал-Мушарраф говорит: нет двух человек, которые сомневались бы, что Мухаммед был вознесен на небо от того купола, который называется Куббет ал-Ми'радж (купол Вознесения).

/Стр. 431/ ... Передают со слов 'Алия-ибн-абу-Талиба: самая серединная земля — Иерусалим, и самая близкая к небу часть всей земли — Иерусалим. Со слов Ибн-'Аббаса и Му'аза-ибн-Джебеля: всего ближе небо к земле в Иерусалиме; (тут оно) в 18 милях от нее... Положение, что Иерусалим — середина земли, не подлежит сомнению, ибо если обсудить положение Иерусалима, он окажется в середине земли, остальные же страны окружают его со всех сторон. Напротив него, на юге, находится пояс благородного Хиджаза, области Иемена, царство Хинд (Индия) и прилегающие к нему страны. Со стороны востока — Багдад. 'Ирак, царство персов и прилегающие к нему страны. Со стороны севера — области Сирийские, царство румов и прилегающие к нему страны. Со стороны запада — области Египетские, царство ал-Гарба (Марокко) и прилегающие к нему страны. Отсюда ясно, что город Иерусалим в середине мира. Впрочем, Бог лучше знает истину...

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.