Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

VIII. Евтихий.

(ум. 940)

Са'ид-ибн-ал-Батрик (сын патриция), избранный в 934-м году патриархом александрийским под именем Е в т и х и я, составил краткую всеобщую историю, доведенную до 937 г. и озаглавленную Назм-ал-Джавахири т. е. “Нить драгоценных камней”. Текст и латинский перевод этого сочинения изданы Пококком в 1658 г. под заглавием Соntехtiо gemmarum sive Eutychii Patriarchae Alexandrini Anna1es. Так как в С.-Петебургской публичной библиотеке есть рукописный экземпляр всеобщей истории Евтихия, то я имел возможность сравнить обе редакции, печатную и рукописную, причем оказалось, что они oбе пополняют друг друга, не представляя ни та, ни другая, полного текста Назм-ал-Джавахири. Список С.-Петербургской публичной библиотеки и печатное издание являют многочисленные следы недобросовестности переписчиков, которые ради скорейшего окончания своей работы позволяли ceбе сокращать текст Евтихия, пропуская отдельные слова, фразы и даже известия. Перевод нижеследующих отрывков сделан по восстановленному, в пределах возможности, тексту Евтихия. Цифры на полях относятся к изданию Пококка. В переводе указаны лишь важнейшие различия обеих редакций, из которых печатная обозначается буквой А, а рукописная — буквой В. Сводный арабский текст напечатан в Приложении. Об Евтихии см. "Wuestenfeld, Die Geschichtsch. d. Araber, 35—46.[256]


Наступление Арабов. Осада Газзы.

/Стр. 249/ И вернулся Ираклий из Иерусалима в Дамаск и остался там, требуя от Мансура денег. И пробыл Модест патриархом девять месяцев и умер. После смерти Модеста престол Иерусалимский оставался шесть лет без патpиapxa. . . .

/Стр. 258/ Затем Абу-Бекр написал в Йемен, ат-Таиф, Мекку и кроме того другим племенам арабским, прося их содействия для похода против румов. Они прибыли к нему, и он послал 'Амра-ибн-ал-'Аса, Шурахбиля-ибн-Хасану, Абу-'Убейду-ибн-ал-Джарраха и Язида-ибн-абу-Суфьяна, дав им отряды, причем главнокомандующим был 'Амр-ибн-ал-'Ас, и приказал им направиться в Сирию по дороге, ведущей через Айлу. Абу-Бекр запретил им, при этом, убивать дряхлых стариков, малых детей и женщин, срубать плодовые деревья, опустошать возделанные местности, сжигать пальмы и подрубать их, и резать овец, коров и козлов (Козлов только у А. Запрещалось, конечно, pезaть без нужды. Ср. ат-Табарий, Сер. I, стр. 1850 (выше стр. 140). Запрещение Абу-Бекра свидетелъствует о том, что арабы вели войны в духе ветхозаветных евреев, которые истребляли не только своих неприятелей, но и весь их скот. См. Книга Иисуса Навина, VI, 20; Перв. книга Царств, XV, 3). И они пошли и остановились в одном из селений Газзы, называемом Тадун, в местности, прилегающей к Хиджазу. И дошло до них известие о том, что войска Ираклия сосредоточились в городе Газзе; Ираклий же в это время находился в Дамаске. Тогда 'Амр-ибн-ал-'Ас написал Абу-Бекру, прося у него подкреплений и уведомляя его о [257] сосредоточении войск Ираклия. И предписал Абу-Бекр Халиду-ибн-ал-Валиду идти с находившимся у него войском к 'Амру-ибн-ал-'Асу, чтобы подкрепить его. Халид-ибн-ал-Валид пошел из ал-Джезиры /Стр. 261/ путем, ведущим через пустыню, и прибыл к 'Амру-ибн-ал-'Асу. Между тем войска Ираклия укрепились в Газзе и, когда мусульмане дошли до Газзы, то патриций, начальник войска ираклиева, отправил в лагерь мусульман просьбу прислать к нему одного из вождей их для переговоров с ними через его посредство. И сказал Халид 'Амру-ибн-ал-'Асу (В: и сказали 'Амру-ибн-ал-Асу): Ты ступай к нему (В: ты (годен) для этого). И переоделся (И переоделся только у В.) 'Амр и пошел (И пошел только у А.), ему отворили ворота Газзы, и он вошел. Когда он приблизился к патрицию, тот приветствовал его и сказал ему: что привело вас в нашу страну и чего вы хотите? И сказал ему (Пропущено у В.) 'Амр-ибн-ал-'Ас: наш государь приказал нам сражаться против вас, пока вы не примете нашей веры; тогда у вас будут такие же права и обязанности (Пропущено у В.), как и у нас, вы будете нашими братьями, и мы не будем считать дозволенным обижать вас и причинять вам зло. Если же вы откажетесь принять ислам, то платите нам поголовную подать, по взаимному соглашению, ежегодно, вечно, пока мы будем существовать и вы будете существовать; мы же будем сражаться за вас против того, кто будет притеснять вас и сколько-нибудь посягать на ваши земли, вашу кровь, ваши имущества и ваших детей (Пропущено у В.); мы возьмем от вас на себя это дело защиты, так как вы будете под нашим покровительством, и мы дадим вам в [258] том обязательство. Если же вы откажетесь и от этого, то между нами и вами не может быть других /Стр. 262/ отношений, кроме разрешения спора мечом, сражаться которым мы будем, пока не умрем все до последнего, или же не добьемся того, чего хотим от вас. Когда патриций услышал речь 'Амра-ибн-ал-Аса и увидел, что он не очень-то смущается перед ним, то сказал своим: я подозреваю, что этот человек начальник врагов. Затем он приказал своим отрубить голову 'Амру, когда тот дойдет до городских ворот, чтобы выйти из города. И был при 'Амре слуга, по имени Вардан, хорошо знавший по-гречески, так как был грек. И передал Вардан (Пропущено у В.) 'Амру услышанное, и 'Амр сказал ему: я ухитрюсь выбраться (В: Придумай мне уловку для выхода). Затем патриций сказал 'Амру-ибн-ал-'Асу: есть ли между твоими товарищами хоть один подобный тебе? 'Амр ответил ему: среди моих товарищей я говорю меньше всех и мое суждение наименее влиятельно; я только посланник, передающий тебе то, что сказали мне мои товарищи; их же десять человек, стоящих выше меня; они распорядители дел нашего войска и они xoтeли было явиться со мной к тебе, но отправили к тебе именно меня, чтобы я выслушал речь твою; если ты хочешь, чтобы я привел их к тебе для того, чтобы ты выслушал их речь и узнал, что я сказал тебе правду — я сделаю это. И сказал ему патриций: так сделай это! И подумал патриций и сказал себе: для меня лучше уничтожить целое сборище, чем убить одного человека. И надеясь, что 'Амр приведет к нему своих десятерых [259] товарищей, которых он и убьет, он послал сказать тtм, которым приказал убить 'Амра, чтобы они не убивали его и не препятствовали ему. Выйдя из /Стр. 265/ ворот, 'Амр известил своих товарищей о случившемся и сказал: никогда больше не пойду на такое дело! Затем он провозгласил текбир; румы вышли на них, вступили с ними в бой и бежали, потеряв великое множество; мусульмане пошли по следам их и загнали их из Палестины и Урдунна в Иерусалим и в Кайсарию, где они и засели за стенами. Тогда мусульмане оставили их, ушли в сторону ал-Батании и написали о случившемся Абу-Бекру, которого их посланец уже не застал в живых......

Спор Софрония с Киром, патриархом александрийским. Софроний избран патриархом Иерусалимским.

В начале халифатства 'Омара Сергий был /Стр. 266/ назначен патриархом александрийским и патриаршил четыре года. Услыхав, что мусульмане одолели румов, завоевали Палестину и идут в Египет, он сел на корабль и бежал из Александрии в Константинополь. После него престол александрийский оставался незанятым патриархом мелькитским в течение 97 лет. Когда Сергий бежал, то был назначен после него патриархом александрийским Кир, который был маронитом и держался вероучения царя Ираклия. И был в Александрии некий монах, по имени Софроний. Софроний отвергал учение патриарха Кира. Кир говорил, что у Господа Нашего Мессии два естества при одной воле, одном действии и одной ипостаси; а это есть учение Марона. И пошел Софроний к [260] патpиapxy Киру и стал спорить с ним. Софроний говорил: если бы действительно, как ты утверждаешь, у Мессии была бы одна воля и одно действие, то у него необходимо было бы одно естество, а не два естества; таково учение яковитов. Мы же, напротив, говорим, что у Мессии точно также две воли и два действия, как и два естества, потому что невозможно, чтобы у обладателя двух естеств была одна воля. Если бы Он обладал одной волей, то в Нем было бы одно естество; а так как в Нем два естества, то следовательно и две воли. И сказал ему Кир: Гонорий (А: Феодор), патриарх римский, и Сергий, патриарх константинопольский, согласны со мной относительно этого учения. Тогда Coфpoний отправился в Константинополь. Сергий, патриарх константинопольский, принял его, Софроний рассказал ему, что произошло у него с Киром, патриархом александрийским, и удивился этому Сергий, патриарх константинопольский. Но через дня два прибыли к Сергию подарки от Кира, и Сергий отказался от своего мнения, стал возражать Софронию и соглашаться с Киром.....

/Стр. 270/ Затем Софроний прибыл из Константинополя в Иерусалим, и вышли к нему на встречу монахи и жители Иерусалима. Он рассказал им свою историю и известил их о случившемся с ним. В Иepycaлиме же не было патриарха, и вот они назначили Софрония патриархом Иерусалимским за его надежность. И Софроний написал книгу о веpе, разослал ее во все стороны, и согласились с ней люди всего миpa; это было во 2-м (В: в третьем году) году правления 'Омара-ибн-ал-Хаттаба. А в пятом (В: во втором (?)) году его правления в [261] городе Константинополе был назначен Македоний патриархом антиохийским. Он был маронитом, прожил в Константинополе шесть лет и умер, не вступив в Антиохию и не видав ее....

Битва при ал-Якycе.

Мусульмане осаждали Дамаск; когда же власть получил 'Омар-ибн-ал-Хаттаб, то послал приказ об отставке 'Амра-ибн-ал-'Аса от должности /Стр. 273/ главнокомандующего и назначил Халида-ибн-ал-Валида. Между тем царь румов Ираклий удалился из Дамаска в Химс. И когда Ираклий услышал, что мусульмане уже завоевали Палестину и Урдунн и пошли в ал-Батанию, то отправился из Химса в город Антиохию, вытребовал солдат и стянул к себе нечистокровных арабов, гассанитов, джузамитов, кельбитов, лахмитов и всех, каких только мог, бедуинов и армян (Бедуинов только у А; армян только у В.) Он поставил во главе их одного из своих воевод, по имени Махана, отправил их в Дамаск и написал своему правителю Мансуру, возлагая на него уплату жалованья этим войскам. Когда Махан и бывшие с ним войска прибыли в Дамаск, то Мансур сказал ему: царю не было нужды в таком громадном войске, так как арабы предприняли простой набег (Букв.: они только люди гузат = предпринявшие набег. У В: 'урат = голые. Я предпочел чтение А, имея в виду строчку 8 страницы 2152 I Серии ат-Табария) и, если бы вышли против них десять человек и храбро сразились с ними, то разбили бы их войско на голову и перебили бы их. Между тем для этой армии требуется много денег, [262] в Дамаске же нет денег для раздачи им. И некоторые летописцы говорят, что (В пропускает) Мансур только потому сказал это, чтобы оттянуть для себя уплату денег и по коварству и по злонамеренности, чтобы войска услышали, что в Дамаске нет денег для раздачи им (В пропускает), и разошлись бы, а тогда он передаст Дамаск в руки мусульман. И сказал ему Махан: ты дай нам те деньги, которые имеются у тебя; мы же напишем царю, что в Дамаске нет денег, и что /Стр. 274/ если царю нужны эти войска, то пусть он ухитрится достать денег и пошлет их им откуда бы то ни было. Затем дошло до сведения Махана, что арабы уже вышли из Табарии по направлению к Дамаску. Тогда он собрал свое войско, вышел из Дамаска и, после двухдневного пути, остановился при глубоком вади, называемом Вади-р-Руккад (Под вади арабы понимают долину иди лощину, на дне которой протекает поток или речка, иногда высыхающая в жаркое время года, а после дождей наводняющая значительную часть долины. В данном месте надо иметь в виду главным образом обрывистость, крутизну склонов долины, о которой дальше говорится, что румы попадали в нее. Поэтому здесь вади можно было бы передать словом овраг. Что касается до названия данного вади, то А читает Вади-р-Рамад, В — Вади-р-Рукад. Первое чтение принято де-Гуэ (Memoires d'hist. et de geogr. orient. № 3, стр. 96), который переводит это название “река пыли” (riviere de poussiere). Де-Гуэ опирается на чтение А и на рассказ Феофана, который говорит, что византийские войска были ослеплены пылью, наносимой на них сильным ветром. На картах вади-р-Рамада нет. Я предпочел вади-р-Руккад, потому что такое имя действительно существует и именно в той местности, около которой должно было произойти столкновение У Бедекера (Palastina und Syrien, стр. 250-51) это название читается Nahr Rokad. H a х p значит река. Спорное имя пишется по-арабски ркад или рмад, причем надо заметить, что буква к, если, по рассеянности переписчика не будет снабжена двумя точками, легко может быть принята читателем за букву м. Де-Гуэ знал о существовании реки Рукад (см. Memoires etc. 99), но не сблизил это название с названием нашего вади вероятно только потому, что в том печатном тексте Евтихия, которым он пользовался, явственно стоит ар-Рамад. На новейшей карте Палестины (Fischer und Guthe, 1890) наш вади называется Nahr er Rukkad. Удвоение буквы обозначается в арабском шрифте надстрочным значком, который весьма часто опускается. Р у к к а д есть множ. число от единств, р а к и д, что в свою очередь является причастием действ. зал. 1-й форм, глагола р а к а д а. Haxр-ар-Руккад значит река спящих. Рукад - имя действия от того же корня р а к а д а, значит спанье); эта местность называется также Джауланом и известна под именем ал-Якусы. Махан оставил этот вади между собой и арабами в виде рва. 3десь греки простояли несколько дней, имея перед собой арабов.

Через несколько дней вышел Мансур, [263] правитель, из Дамаска, направляясь к лагерю Махина и имея с собой деньги, собранные в Дамаске для раздачи войску. Он подошел к лагерю ночью, в сопровождении множества дамаскинцев с факелами. Когда они приблизились к лагерю, то ударили в барабаны, затрубили и стали кричать. Со стороны Мансура это была хитрость и злонамеренность: когда румы увидали у себя в тылу факелы и услышали грохот барабанов и трубные звуки, то предположили, что арабы зашли им в тыл и внезапно нападают на них. И объяла их паника, и все они попадали в этот овраг — я разумею долину Вади-р-Руккад — а это был овраг страшный, глубокий, и погибли; спаслись из них только немногие, из которых одни разбежались по различным местностям, другие вернулись в Дамаск, иные бежали в Иерусалим, а иные в Кайсарию и Палестину. Те румы, которые бежали в Дамаск, /Стр. 277/ убоялись, что мусульмане осадят их, ввезли в город сколько могли хлеба, приправ и тому подобного, поставили над воротами Дамаска катапульты и балисты, приставили к ним воинов и написали царю [264] Ираклию, прося у него подкрепления и уведомляя его о том, что с ними наделал Мансур, и путем какой хитрости он погубил армию. А что касается Махана, то он, опасаясь, что если вернется к царю Ираклию, тот казнит его, бежал на синайскую гору, сделался монахом и назвал себя Анастасием. Он — автор того трактата, в котором толкуется шестой псалом Давида.

Осада Дамаска.

Что касается мусульман, то когда они подошли к Дамаску, Халид-ибн-ал-Валид остановился при Восточных воротах, Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах при воротах Баб-ал-Джабия, 'Амр-ибн-ал-'Ас при воротах Баб-Тума, Язид-ибн-абу-Суфьян при воротах Баб-ас-Сагир до ворот Баб-Кейсан. Они пробыли, осаждая Дамаск, шесть месяцев без одного дня. Румы ежедневно выходили против них из каждых ворот, и они сражались друг с другом. И написали мусульмане об этом 'Омару-ибн-ал-Хаттабу, и написал 'Омар-ибн-ал-Хаттаб, отрешил Халида-ибн-ал-Валида от должности главнокомандующего и назначил таковым Абу-'Убейду-ибн-ал-Джарраха. И когда жители Дамаска /Стр. 278/ были изнурены осадой, поднялся Мансур, правитель Дамаска, на ворота Восточные и вступил в переговоры с Халидом-ибн-ал-Валидом о даровании пощады ему, его семейству, находившимся при нем и жителям Дамаска, за исключением румов, с тем, что Мансур откроет ворота Дамаска (Условия, предложенные Мансуром, заставляют предполагать, что Мансур, по сведениям Евтихия, был местный начальник Дамаска, представитель коренного населения города; иначе он не пожертвовал бы гарнизоном ради безопасности мирного населения. Никакой предводитель не согласится отдать на убой своих солдат. Мансур поступает с румами, как с элементом пришлым, чуждым). Халид-ибн-ал-Валид [265] согласился на его просьбу и написал ему охранную грамоту; вот копия ее:

Это есть грамота, данная Халидом-ибн-ал-Валидом жителям города Дамаска. Я дарую вам неприкосновенность вашей крови, жилищ ваших, имуществ ваших и церквей ваших, обещая, что они не будут ни разрушены, ни заняты и будут вам вручены. И он отдал ему эту бумагу. Тогда Мансур открыл Халиду-ибн-ал-Валиду Восточные ворота, он вошел в город и крикнул своим воинам: вложите мечи в ножны! Войдя в город, воины Халида-ибн-ал-Валида провозгласили текбир. Этот текбир услышали солдаты румы, стоявшие при других воротах, поняли, что Мансур уже открыл ворота и впустил арабов в город, покинули свои ворота и бежали. И вошел Абу-Убейда-ибн-ал-Джаррах с мечом в руках через ворота Баб-ал-Джабия, и вошел Язид-ибн-абу-Суфьян через ворота Баб-ас-Сагир, тоже с мечом в руках, и вошел 'Амр-ибн-ал-'Ас через ворота Баб-Тума с мечом в руках и вступил с румами в непродолжительную, но ожесточенную схватку. И было убито при воротах Баб-Тума с обеих сторон великое множество. Мусульмане не /Стр. 281/ переставали убивать и брать в плен, пока не встретились: Халид-ибн-ал-Валид, Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах, Язид-ибн-абу-Суфьян и 'Амр-ибн-ал-'Ас при аз-Заятине, причем в руках Мансура была развернутая грамота. И сообщил им Халид-ибн-ал-Валид о том амане, который он даровал жителям. Мнения предводителей разошлись; Язид-ибн-абу-Суфьян сказал: мы не признаем этого амана. Абу-'Убейда и 'Амр-ибн-ал-'Ас сказали: мы признаем его. И они крикнули своим воинам: вложите ваши мечи [266] в ножны! Язид же сказал своим: не вкладывайте в ножны! Тогда 'Амр-ибн-ал-'Ас сказал: сделаем аман мирным договором! (Так как вожди не хотят признать для себя обяаательным аман, данный Халидом, то 'Амр предлагает им заключить с жителями мир, положив в ocнованиe мирного договора условия, на которые согласился Халид) На это все они согласились. Тогда Мансур сказал им: засвидетельствуйте мне договор тотчас же! И было приписано в грамоте: свидетелями являются Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах, Язид-ибн-абу-Суфьян, 'Амр-ибн-ал-'Ас и Шурахбиль-ибн-Хасана. Эту грамоту взял Мансур. Bсе те солдаты румы, которые спаслись, присоединились к царю Ираклию в Антиохии. Когда царь Ираклий услышал, что Дамаск уже взят, то сказал: прощай Сурия! желая сказать: прощай сирийский Дамаск! Затем он отправился и прибыл в Константинополь. Это случилось в третьем году правления 'Омара-ибн-ал-Хаттаба. А что касается Мансура, правителя дамасского, то за его злодеяние, за то, что он довел румов до гибели, и за то, что помогал мусульманам против них, его предали проклятию все патриархи и все епископы во всем мире. И прибыл к 'Омару-ибн-ал-Хаттабу гонец с радостной вестью через семь дней и сообщил ему известие о взятии Дамаска. Тогда 'Омар-ибн-ал-Хаттаб предписал 'Амру-ибн-ал-'Асу отправиться со своим войском в Палестину, причем написал: я назначаю Язида-ибн-абу-Суфьяна правителем Дамаска, Шурахбиля-ибн-Хасану правителем Урдунна, а Абу-'Убейду-ибн-ал-Джарраха правителем Химса. И пошел 'Амр-ибн-ал-'Ас в Палестину, Шурахбиль в Урдунн, а Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах к Ба'албекку. Жители Ба'албекка [267] сказали ему: мы согласны сдаться на условиях вашего договора с Дамаском и не будем сопротивляться. Тогда он написал им охранную грамоту, затем вступил в Химс и написал жителям Халеба охранную грамоту, и все города предложили сдаться по мирному договору.

Сдача Иерусалима. Омар в Палестине

Затем до мусульман дошло известиe о прибытии 'Омара-ибн-ал-Хаттаба в ал-Джабию. Тогда эмиры оставили во главе своих войск заместителей. Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах оставил 'Ияда-ибн-Ганма; Язид-ибн-абу-Суфьян — Му'авию-ибн-абу-Суфьяна; 'Амр-ибн-ал-'Ас сына своего 'Абдуллу-ибн-'Амра, и сами встретили 'Омара-ибн-ал-Хаттаба; затем они пошли все /Стр. 285/ вместе к Иерусалиму и осадили его.

И вышел патриарх Иерусалимский Софроний к 'Омару-ибн-ал-Хаттабу, и 'Омар-ибн-ал-Хаттаб даровал ему аман и написал ему охранную грамоту; вот копия ее:

Во имя Бога Всемилостивого и Всемилосердого! Это есть грамота от 'Омара-ибн-ал-Хаттаба жителям города Илии в том, что гарантируется им неприкосновенность их крови и их детей (Их детей пропущено у В.), и их имуществ и их церквей, и что они не будут разрушаемы, ниже обитаемы (Мусульманами). И 'Омар пригласил свидетелей засвидетельствовать грамоту. Ему открыли ворота города, и "Омар-ибн-ал-Хаттаб вошел в город со своими сподвижниками и воссел во дворе церкви Воскресения. Когда настало время молитвы, он [268] сказал патриарху Софронию: я хочу помолиться. Патриарх сказал ему: повелитель верующих, помолись на том месте, где находишься. 'Омар ответил ему: здесь я не буду молиться. Тогда патриарх привел его в церковь Константина и положил ему циновку в середине этой церкви. Но 'Омар сказал ему: нет, и здесь я также не буду молиться. И вышел 'Омар на лестницу, которая находилась при церкви св. Константина, с восточной стороны, и помолился один на этой лестнице. Затем он сел и сказал патриарху Софронию: о патриарх, ты знаешь почему я не помолился внутри этой церкви? Он ответил ему: повелитель верующих, я этого не знаю. Тогда 'Омар сказал: если бы я помолился внутри этой церкви, то эта церковь пропала бы для тебя, ушла бы из твоих рук, и мусульмане после меня отняли бы ее от тебя, говоря при этом: /Стр. 286/ здесь помолился 'Омар. Но принеси мне бумагу, и я напишу тебе указ. И написал 'Омар указ, чтобы ни один мусульманин не молился на этой лестнице иначе, как в одиночку, и чтобы на ней не собирались на молитву и не провозглашали бы азана. Он написал об этом указ и вручил его патриарху. Затем 'Омар сказал патриарху: теперь мне следует потребовать от тебя исполнения твоего долга и обязанности; дай мне место, на котором я построю мечеть. И сказал ему патриарх: повелитель верующих, я дам тебe место, на котором ты построишь мечеть, место, которое греческие цари не могли застроить; это та скала, на которой Бог говорил с Иаковом и назвал ее Иаков Небесными Вратами, и назвали ее израильтяне „Святая Святых". Находится она на середине земли и служила храмом для израильтян; они почитали ее и, где бы ни находились, при [269] молитве, обращались лицом к ней. Я тебе укажу это место с условием, что ты мне напишешь грамоту в том, что в Иерусалиме не будет построено другой мечети, кроме одной этой. И 'Омар написал ему об этом грамоту и вручил ее ему. Когда румы приняли христианство и Елена, мать Константина, строила в Иерусалиме церкви, место, где находилась ас-Сахра (Ас- Сaxpa = скала), и окружающая местность были в развалинах. И румы оставили это место в развалинах. Они выбрасывали /Стр. 289/ на ас-Сахру сор, так что над ней образовалась громадная куча нечистот. Румы забросили ее и не почитали ее, как то делали израильтяне, и не строили на ней церкви потому, что Господь наш Иисус Meccия сказал в святом Евангелии: „Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Еванг. от Матфея XXIII, 38). И еще Он сказал в святом Евангелии: „Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Ibid. XXIV, 2).

По этой-то причине христиане оставили ас-Сахру в запустении и не построили на ней церкви. И взял патриарх Софроний 'Омара-ибн-ал-Хаттаба за руку и поставил его на эту кучу нечистот. Тогда 'Омар взял полу своего платья, наполнил ее сором и выбросил его в долину Джехеннам. Когда мусульмане увидели, что 'Омар-ибн-ал-Хаттаб носит на руках сор, то ни один из этих мусульман не отказался переносить этот сор на руках, в платьях, на щитах, в корзинах и в лаханках. Они очистили это место, привели его в опрятный вид, и ас-Сахра стала видимой. И сказали некоторые: мы построим мечеть так, чтобы ас-Сахра была ее киблой (Т. е. так, чтобы ас-Сахра приходилась с той стороны мечети, куда обращаются при молитве). Но [270] 'Омар сказал: нет, мы построим мечеть так, чтобы ас-Сахра находилась в задней части мечети. И построил 'Омар эту мечеть, поместив ас-Сахру сзади мечети. Затем 'Омар отправился в Бейт-Лахм, чтобы посмотреть на него. Наступило время молитвы, и он помолился внутри церкви при южном своде; этот /Стр. 290/ свод был весь покрыт мозаикой. И написал 'Омар патpиapxy грамоту о том, чтобы в этом месте мусульмане молились только в одиночку, не собирались в нем на молитву, не провозглашали в нем азана и ничего не изменяли бы в нем. Между тем в наше время мусульмане поступили вопреки грамоте 'Омара-ибн-ал-Хаттаба, сорвали мозаику этого свода, начертали на нем, какие пожелали, надписи, устроили молитвенные собрания и стали провозглашать в ней азан. Так же они поступили с той лестницей, которая находилась при дверях церкви Константина и на которой молился 'Омар. Они взяли половину сеней церкви, построили тут мечеть и назвали ее мечетью 'Омара. И умер Софроний, патриарх Иерусалимский, пробыв патриархом четыре года, и когда он умер, то Иepyсалим, после его смерти, в течение двадцати девяти лет оставался без патpиapxa. И приказал 'Омар-ибн-ал-Хаттаб 'Амру-ибн-ал-'Асу снарядиться и отправиться в Египет и наказал ему, если он получит письмо его, будучи на территории сирийской, остановиться и не сходить с места; а если он получит письмо это, будучи на территории египетской — идти вперед. Затем 'Омар-ибн-ал-Хаттаб возвратился из /Стр. 293/ Иерусалима в Медину. И пошел Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах в Химс, а из Химса в Киннесрин....

/Стр. 297/ А что касается 'Омара-ибн-ал-Хаттаба, то прибыв в Медину, он написал 'Амру-ибн-ал-'Асу [271] об его отставке от должности правителя Палестины и приказал ему снарядиться и отправиться в Египет (Дальше передается, что 'Осман убедил 'Омара остановить движение 'Амра в Египет, и тогда 'Омар написал 'Амру вышеупомянутое письмо. Дальше идет другая версия рассказа о походе 'Амра в Египет: 'Амр отправляется своевольно, без позволения 'Омара, который в это время находился в Палестине. Наконец, по третьей версии 'Омар был в ал-Джабии, а 'Амр был в числе вождей, стоявших под Кайcapией, и удалился от них в Египет незаметным образом, предварительно тайно известив 'Омара о своем намерении); и назначил 'Омар Муавию-ибн-абу-Суфьяна правителем 'Аскалана, Кайсарии и Палестины, и Му'авия-ибн-абу-Суфьян взял с бою Кайсарию и 'Аскалан. Это произошло в седьмом году правления 'Омара-ибн-ал-Хаттаба....

В третьем году правления 'Османа был /Стр. 322/ назначен Георгий патриархом антиохийским. Он был маронитом, был посвящен в Константинополе, прожил в нем пять лет, в Антиохию не ездил, умер /Стр. 325/ в Константинополе и погребен в нем. В десятом году правления 'Османа был назначен Макарий патриархом антиохийским; он был маронитом, посвящен в Константинополе, жил в нем восемь лет, не бывал в Антиохии, умер в Константинополе и погребен в нем....

Председателями на этом шестом соборе были: /Стр. 349/ Cepгий, патриарх константинопольский, и Феофан, патpиapx aнтиoxийский, который был назначен патриapхом во время этого собора, так как бывший до него патриархом антиохийским Макарий был проклят на этом соборе.

А что касается до Александрии и Иерусалима, то в это время в них не было патриархов, и оба эти престола пустовали (Только у В.)....

[272] /Стр. 358/ В седьмом году правления Му'авии был назначен Иоанн патриархом Иерусалимским. Он патриаршил сорок лет и умер. Престол Иерусалимский оставался, после смерти Софрония и до назначения патриархом Иоанна, незанятым в течение двадцати девяти лет....

Запрещение совершать хаджж в Мекку.

/Стр. 362/ И присягнули Мервану-ибн-ал-Хакаму.... в Раджебе 64-го года (23 фев.—23 мар. 684 г. по Р. X.) в то время, как 'Абдулла-ибн-аз-Зубейр был в силе в Мекке. И не удалось ни жителям Дамаска, ни жителям Палестины совершить пилигримство в Мекку, потому что запретил им это Мерван-ибн-ал-Хакам из-за 'Абдуллы-ибн-аз-Зубейра....

/Стр. 365/ И присягнули 'Абд-ал-Мелику-ибн-Мервану.... в 65-м году (18 авг. 684—7 авг. 685 г. по Р. X.), и он послал в Иерусалим приказание увеличить там мечеть настолько, чтобы ас-Сахра очутилась внутри мечети, предписал народу совершать хаджж в Иepycaлим и запретил им совершать его в Мекку, из-за 'Абдуллы-ибн-аз-Зубейра. И призвал гАбд-ал-Мелик-ибн-Мерван дамасских христиан и потребовал от них уступки церкви св. Иоанна, которая прилегала к соборной мечети. Тогда они принесли ему грамоту Халида-ибн-ал-Валида. Он предложил им большие деньги на постройку такой же церкви в каком угодно квартале Дамаска, но они отказали ему, и он оставил их в покое. И умер Феофан (А: Фома), патриарх антиоxийский, пробыв патриархом двадцать лет; и в [273] начале правления Абд-ал-Мелика был назначен Георгий патриархом антиохийским; он патриаршил двадцать четыре года и умер....

Разрешение строить новые церкви.

Были у него (у находившегося тогда в Египте /Стр. 369/ 'Абд-ал-'Азиза, брата 'Абд-ал-Мелика) ферраши (Ферраш = постельничий), мелькитскиe христиане. Они попросили у него позволения выстроить ceбе церковь, он позволил им, и они выстроили церковь с. Георгия в Хульване ('Абд-ал-'Азиз удалился из Фостата в Хульван в 70-м году по случаю чумы. См. Макризий, Хитат, I, 302), и эта церковь — маленькая церковь, и она стала называться церковью „феррашей"...

Был у 'Абд-ал-Азиза секретарь яковит, по имени /Стр. 370/ Афанасий, который попросил у него позволения выстроить церковь в Замке Свеч; он позволил ему это, и он построил церковь (Бу-Сердже) Св. Сергия (По сведениям Макризия (Хитат, I, 231) Иосиф, возвращаясь из Египта с младенцем Иисусом, остановился в пещере, где теперь церковь Бу-Сердже, в том месте, где теперь Замок Свеч) и церковь Абу-Кира, которые находятся внутри этого замка около участка Знаменосцев (А: ас-хабу-р-р. биат; В: асхабу-л-у. иат; я предлагаю читать асхабу-р-раят = знаменосцы См. Макризий, Хитат I, 423, 450, 471). И говорят, что церковь Абу-Кира выстроена из остатков церкви св. Георгия...

Постройки ал-Валида в Иерусалиме и в Дамаске

И послал Валид в Иерусалим приказание /Стр. 373/ произвести постройки в мечети Иерусалимской, (Ср. еще Ибн-Халликан, изд. Wuestenfeld, 370) увеличил ее высоту, и ас-Сахра оказалась в середине [274] мечети (Месджид = мечеть означает не только крытое помещение для молящихся, но и прилегающий к нему двор; в настоящем месте под мечетью следует понимать площадь Харам-аш-Шерифа); он построил вокруг ас-Сахры и украсил мрамором мечеть. Он снял купол из вызолоченной меди, принадлежавший христианам и находившийся в церкви города Ба'албекка, поместил его над ас-Сахрой, построил вокруг нее и украсил мрамором (Только у В.) и приказал народу совершать хаджж к ас-Сахре...

/Стр. 374/ И пожелал ал-Валид построить ту мечеть, которая находится в Дамаске, призвал христиан и сказал им: мы хотим включить в нашу мечеть эту вашу церковь, церковь Св. Иоанна, — а эта церковь была великолепна и не было в Сирии подобной ей — и мы дадим вам денег для постройки, где вам угодно, такой же церкви и, если вы хотите, мы вам заплатим цену ее. И он предложил им сорок тысяч динаров. Они не согласились и сказали: у нас есть договор, и принесли грамоту Халида-ибн-ал-Валида. Это разгневало ал-Валида, он встал, собственноручно вывернул один брус и один кирпич, а с ним принялся за разрушение и народ. И ал-Валид увеличил мечеть с ее восточной стороны, и вся ее максура заняла место церкви христианской и так и осталась. В третьем году его правления был назначен Феодор патриархом Иерусалимским. Он патриаршил тридцать пять лет и умер...

В (Это известие имеется только у В.) третьем году правления Сулеймана был назначен Стефан патриархом антиохийским. Он патриаршил тридцать семь лет и умер...[275]

'Омар II. Церковь в Дамаскe.

Подали христиане 'Омару-ибн-'Абд-ал-Азизу /Стр. 381/ прошение о гарантированном им положении их церквей, которых обещано было не разрушать и не занимать под жилье, и предъявили ему грамоту Халида-ибн-ал-Валида. 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз предложил им сорок тысяч динаров и просил их взять эти деньги, уступить церковь Св. Иоанна и построить вместо нее церковь в каком угодно месте в Дамаске. Они отказали ему, и он, решая их дело, назначил отдать им их церковь до предельной черты ее (Буквально: с границами ее. Ср. выше, стр. 58 и 63. Ал-Белазурий говорит, что 'Омар приказал возвратить христианам пространство, отнятое ал-Валидом). Такое решение ужаснуло мусульман, и они сказали: неужели мы отдадим нашу мечеть, в которой мы уже провозглашали азан и в которой собирались и молились Богу, и разрушим ее, и она сделается церковью. Тогда Абу-Идрис-ал-Хауланий (Это анахронизм. Абу-Идрис ал-Хауланий умер в 80 г. хиджры (Ибн-ал-Асир, IV, 367; аз-3ехебий, Liber classium virorum, изд. Wuestenfeld, part. I, стр. 5), а 'Омар вступил на престол в 99 г. хиджры) сказал: у христиан есть договор относительно половины города Дамаска и относительно тех их церквей, которые находятся в этой половине; а что касается другой половины города, то она была взята с бою. И точно так же окрестности Дамаска, что в Гуте, и находящиеся в ней церкви и монастыри принадлежат мусульманам, так как были взяты с бою. Поэтому, если христиане хотят, чтобы мы возвратили им эту их церковь, мы ее возвратим им, но притом разрушим все церкви половины города Дамаска и все церкви и монастыри вне стен города в Гуте; а если они оставят нам эту церковь, то мы подарим им все те церкви, которые находятся в половине города Дамаска, и все [276] те церкви и монастыри, которые находятся в Гуте. Дело в том, что церкви Гуты и монастырь Мурран принадлежали мусульманам, которые останавливались в них и жили в них. И побоялись христиане, что эти церкви и монастыри будут разрушены, и уступили мусулъманам вышеупомянутую церковь. И написал им 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз грамоту, в которой гарантировал им неприкосновенность их церквей, находившихся во второй половине Дамаска, и тех церквей и монастырей, которые находились вне стен Дамаска в Гуте, ручаясь, что они не будут разрушены, не будут отводимы под жилье, и никто из мусульман не будет иметь прав на них. И он поставил им в этом свидетелей. 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз скончался в Раджебе 101-го года хиджры (17 Янв. —15 Фев. 720 г. по Р. X.). В другом списке стоит, что (Только у А.) он был погребен в монастыре Симеона, в земле химской.

Хишам. Захваченные яковитами церкви возвращаются мелькитам.

/Стр. 384/ В седьмом году правления Хишама был назначен Косьма патриархом александрийским; он патриаршил двадцать восемь лет. И молились христиане, мелькиты александрийские, в церкви „Мар Саба, потому что яковиты забрали в свои руки все церкви. Когда патриархом сделался Косьма, который был неграмотным, не умевшим ни читать, ни писать, и ремеслом которого было выделывание иголок, то он отправился в Дамаск к Хишаму-ибн-'Абд-ал-Мелику, [277] и тот отдал ему церкви, захваченные яковитами при /Стр. 386/ содействии некоторых писцов (Чтение рукописи: чтобы донести ему о тех церквах, которые захватили яковиты. И помогли патриapxy некоторые писцы (см. арабский текст с вариантами)). И написал Хишам своему сборщику податей (Переводя слова 'амиль выражением сборщнк податей, я имел в виду более полное выражение Макризия (Хитат I, 208): 'ам и л у X и ш а м и - б н и - 'А б д и - л - М е л и к и'а л а х а р а д ж и М и с р а) в Египет, а это был 'Убейдулла-ибн-ал-Хабхаб-ас-Салулий ('Убейдулла-ибн-ал-Хабхаб ал-Маусилий (Ибн-ал-Асир, V, 130, 131, 137, 140 -43); 'Убейдулла-ибн-ал-Хабхаб, клиент Салуля (Макpизий, Хитат, II, 261) ас-Салулий (Ibid. I, 208). Макризий говорит, что 'Убейдулла заведывал хараджем в Египте до 110-го года хиджры; затем он уехал в Ифрикию. По Ибн-Тагриберди, I, 304, Ибн-ал-Хабхаб назначен эмиром Магриба в 114 г.), приказание взять те церкви, которые находились в руках яковитов, передать их патpиapxy Косьме и отдать ему все те церкви, которые он признает принадлежащими ему. И взял патртарх Косьма эти церкви от яковитов, причем взял от них церковь ал-Кайсарию. Дело в том, что с тех пор, как патриарх Сергий бежал из Александрии в Константинополь в третьем году халифатства 'Омара-ибн-ал-Хаттаба, и до тех пор, пока Косьма не сделался патриархом александрийским в седьмом году халифатства Хишама-ибн-'Абд-ал-Мелика, престол александрийский оставался без мелькитского патриарха в течение 97 лет, и яковиты овладели всеми церквами в Египте и в Александрии....

В семнадцатом году царствования Хишама был /Стр. 389/ назначен Илья патриархом Иерусалимским; он патриаршил тридцать четыре года и умер....

В первом году халифатства Абу-Джа'фара-ал-Мансура /Стр. 398/ был назначен Феофилакт (А: Б-р-фл-кт) патриархом антиохийским; он патриаршил 18 лет и умер. В двадцатом году халифатства его был назначен Феодор патриархом антиохийским; он патриаршил двадцать [278] три года и умер.... В двадцатом году царствования /Стр. 401/ ал-Мансура был назначен Георгий патриархом иepyсалимским; он патриаршил тридцать шесть лет и умер.

Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых яковитами.

/Стр. 409/ Подарил 'Абдулла (сын ал-Мехдия) ар-Рашиду девушку, принадлежавшую к племени „ал-Бима", что в нижнем Египте (О происхождении племени, которое называюсь ал-Бима, Евтихий говорит (стр. 429 арабск. текста;, что это были потомки сорока румов (византийцев), оставшихся в Египте после покорения его арабами ал-Бима, по словам Евтихия, значит по-коптски потомки сорока. О них упоминает и Макризий: “египтяне называли жителей нижнего Египта ал-Бима” (Хитат, I, 128). См. Journ. Asiatique, 7-me serie, t. IV, 1874, стр. 55 (Biamites = Pi-Amou, tribus semitiques) со ссылкой на статью Mariette, в Melanges d'archeolog. egyptienne, fasc. 3, pp. 91-93. См. еще: G. Ebers, l'Egypte, t. I, Alexandrie et le Caire, trad, de G. Maspero, Paris, 1880, стр. 125 (потомки Гиксов, Пи-Аму или Биамиты)). Она была красива и прекрасна, и ар-Рашид очень полюбил ее. Она тяжко заболела, врачи стали лечить ее, но никакое лечение не принесло ей пользы. Тогда ар-Рашиду сказали: пошли твоему египетскому правителю 'Абдулле приказание отправить к тебе одного из египетских врачей, ибо они лучше знают, как лечить эту девушку, чем врачи иракские. И послал ар-Рашид 'Абдулле-ибн-ал-Мехдию приказание выбрать самого искусного из врачей египетских и отправить его к нему, причем сообщил ему об этой девушке и об ее положении. Тогда 'Абдулла призвал Балатиана, мелькитского патpиapxa александрийского, который был искусным врачом, сообщил ему об этой девушке и о ее болезни и отправил его к ар-Рашиду, причем Балатиан взял с собой жестких египетских бубликов (Ка'к = кольцеобразный, твердый, неудобоваримый егнпетский хлеб или бисквит. См. Dozy Supplem. aux diet. ar. II, 474) и соленых рыбок (Об этих соленых рыбках см. Voyages d'Ibn Batoutah, изд. Defremery, т. I, стр. 57). Когда он приехал в Багдад и явился к этой девушке, [279] то дал ей поесть этих местных бубликов и соленой рыбы, и она снова стала здоровой по-прежнему и перестала страдать. С этих пор из Египта стали привозить в государевы кладовые жесткие бублики и соленых рыбок. Ар-Рашид подарил патриарху Балатиану большую сумму денег и написал ему указ о /Стр. 410/ возвращении ему всех находившихся в руках яковитов церквей, ими взятых и захваченных. И возвратился патриарх Балатиан в Египет и взял назад от яковитов многие церкви. И умер патриарх Балатиан, пропатриаршив сорок шесть лет.... В восьмом году халифатства ар-Рашида был назначен Феодорит патриархом антиохийским. Он патриаршил 17 лет и умер.

Обновление купола церкви Воскресения в Иерусалиме.

В третьем году царствования Мухаммеда ал-Амина /Стр. 416/ был назначен Фома, известный под именем Т. м. ир. к. (При отсутствии коротких гласных и при различии начертания у А и В является весьма затруднительным восстановить настоящее произношение этого имени. Судя по начертанию В, здесь может скрываться уменьшительное. А пишет Т. м. рик; В—Т. м. ир. к. При отсутствии диакритических точек при первой букве у А, ее можно принять за Т, С, Н, Б, I.), патриархом Иерусалимским. Он патриаршил десять лет...

Обветшал купол церкви Воскресения в /Стр. 421/ Иepycaлиме и едва не рушился. Между тем в Палестине и в Иерусалиме наступил сильный голод, появилось много саранчи, люди умирали от голода, и мусульмане от страшного голода бежали из Иерусалима; только немногие из них остались в нем. Тогда Фома, патриарх Иерусалимский, известный под именем [280] Т. м. ир. к., /Стр. 422/ воспользовался отсутствием в городе мусульман и послал в Кипр нарубить пятьдесят бревен кипарисовых и сосновых, которые и привез в Иерусалим. И был в Египте между жителями Буры богатый человек по имени Макар (В тексте: Б. кам, но у ал-Мекина упоминается при Ma'муне некто Макар, архун (***) Набру. Набру я считаю искалеченным начертанием Буры, а Б. кама испорченным начертанием имени Макара). Он послал Иерусалимскому патриарху Фоме много денег, жертвуя их на исправление вышесказанного купола и просил его ни от кого ничего не принимать, а в случае нужды в добавочных суммах — обратиться к нему. И патриарх Фома стал постепенно разбирать купол по частям, вставлять эти стволы и строить на них. И видел патриарх Фома во сне, что из одного из 'амудов (столбов), поддерживавших купол церкви Воскресения, вышло сорок человек и поддерживают купол, чтобы он не упал. 'Амуд — это то, что поддерживает дом. И он проснулся и сказал: эти сорок поддерживающих купол — сорок мучеников. И он поставил под купол сорок бревен, каждое бревно в обхват человека, по числу /Стр. 425/ сорока мучеников. Вышеупомянутый столб — тот, который находится против кафедры (В тексте ал-Аибли = *** (?)) сбоку от алтаря с южной стороны; когда наступал праздник сорока мучеников, то его праздновали напротив этого столба. Когда патриарх Фома окончил исправление купола посредством этих столбов и покрыл его досками снизу и сверху, то построил над этим деревянным куполом другой купол, оставив между ними такой промежуток, что в нем мог пройти чeлoвек, и покрыл его сверху свинцом. И когда [ 281] 'Абдулла-ибн-Тахир возвращался из Египта в Багдад, то мусульмане донесли ему, что христиане переступили границы дозволенного и сделали то, чего им не следовало делать, а именно разобрали в церкви Воскресения купол, который был небольшим, прибавили к нему и сделали его большим, нежели он был, так что вышина его превосходит вышину купола ас-Сахры. Тогда 'Убейдулла-ибн-Тахир вытребовал патpиapxa Фому и многих, бывших при нем, арестовал их, чтобы спросить об этом деле и, в случае, если жалоба окажется основательною, наказать плетьми. И пришел ночью к заключенным мусульманский шейх и сказал патриарху Фоме: если ты поручишься, что дашь мне тысячу динаров, и что мне и моему потомству постоянно, до пресечения его, будет отпускаться содержание из доходов этого, покрытого куполом здания, подобно тому как отпускается оно священникам и диаконам, то я сообщу тебе аргумент, благодаря которому ты спасешь, с помощью Божьей, и себя, и своих товарищей, и купол. Патриарх Фома поручился ему во всем том, что он просил, и собственноручно написал ему в том бумагу. Тогда он сказал ему: когда тебя приведут в /Стр. 426/ присутствие и будут свидетельствовать против тебя, скажи: „да сделает Бог эмира праведным! одно место купола требовало исправления, и я исправил это место и ничего не разрушал и ничего не прибавлял. Tе, которые свидетельствуют против меня, засвидетельствовали, что купол был меньшим, чем теперь, и что я увеличил его; так пусть эмир спросит у них, какова была высота того малого купола, который, как они утверждают, я разрушил, и какова высота того купола, который я выстроил и [282] увеличил, дабы было ведомо эмиру, сколько между обеими высотами той разницы, которую я прибавил". Этого они никогда не сумеют сказать. И когда наступил следующий день, патриарх Фома и его товарищи были приведены, явились мусульмане и засвидетельствовали об увеличении купола, то патриарх Фома выставил против них этот аргумент. Тогда 'Абдулла-ибн-Тахир сказал им: его требование справедливо, и мы его удовлетворим. Сообщите мне, какова была высота купола до его разрушения и какова его высота в данную минуту? Они сказали: мы сообразим это, и вышли, и разошлось собрание. И уехал 'Абдулла-ибн-Тахир в Дамаск, и обрадованные патриарх Фома и его товарищи возвратились в Иерусалим. И вручил патриарх Фома этому мусульманскому шейху тысячу динаров; условленное содержание не переставало отпускаться ему и его детям после него и детям его детей, пока не осталась из них в живых одна дочь, выдачу содержания которой прекратил патриарх иepyсалимский Илья-ибн-Мансур. И умер патриарх Фома, и был назначен после него патриархом иерусалимским его ученик, по имени Василий, и это случилось в седьмом году халифатства ал-Ма'муна. Bacилий пробыл на своем престоле двадцать пять лет и умер. В первом году халифатства ал-Ма'муна был назначен Иов патриархом антиохийским. Он патриаршил тридцать один год.

Ма'мун. Разрешение построить новые церкви.

/Стр. 430/ Затем (Перед этим у Евтихия сообщается о восстании в Египте племени ал-Бима, которое отказалось платить харадж и поголовную подать. Восстание подавлено ал-Му'тасимом, который был послан Ма'муном и, исполнив свое дело, вернулся в Багдад) Ма'мун отправился в Египет в сопровождении Му'тасима; и вошел Ма'мун в [283] Миср (Названием Миср обозначается и весь Египет, и древняя столица его -Мемфис) в ночь пятницы по истечении 9 дней Мухаррема 217 г. хиджры (После заката солнца в четверг 16 Февр. 832 г. п. Р. Х.), отправился в первый день Сафара (8 Марта 832 г. п. Р. X.) к бимам, уехал от них и вошел в Миср и Фостат (Фостат был основан Амром ибн-ад-'Асом рядом с древним Мемфисом) в субботу 24-го Сафара (В обоих списках стоит 14-го Сафара, но 14-ое Сафара 217-го года приходится в четверг поэтому я читаю 24-го Сафара, которое, правда, приходится в воскресенье 31 Марта 832 г.), но началось, по мусульманскому счету в нашу субботу 30 Марта после заката солнца); уехал Ма'мун из Мисра в месяце Рабии I-м этого года (6 Апр - 5 Мая 832 г. п. Р. X.). И когда Ма'мун въехал в Миср, то ему построили здание с куполом на ropе Myкастаме, и он остановился в этом здании, которое называлось Куббет-ал-Хава. При Ма'муне были христиане ферраши; церкви, находившиеся в замке, были далеко от них, а потому они просили у Ма'муна позволения построить близ Куббет-ал-Хавы церковь, чтобы молиться в ней. Ма'мун позволил им это, и они построили церковь, и она была названа церковью Св. Марии. Это та церковь, которая находится около водопровода, известная теперь под названием Кенисет-ар-Рум; а раньше она называлась церковью Феррашей. И говорят, что они выстроили ее из материала, оставшегося после постройки Куббет-ал-Хавы....

Явился к Ма'муну Макар, христианин, один /Стр. 433/ из жителей Буры, человек богатый, тот самый, который послал деньги на постройку купола церкви Воскресения, и просил Ма'муна дать ему место сборщика податей и заведующего военной частью в Буре. И сказал ему Ма'мун: прими ислам, ты [284] будешь моим клиентом, и я назначу тебя правителем. И сказал Макар: о повелитель верующих, у тебя десять тысяч клиентов мусульман и не будет ни одного клиента христианина? Этот ответ рассмешил Ма'муна, и он назначил его заведующим сбором податей и военной частью в Буре и ее окрестностях. Макар построил в Буре много красивых церквей. У ворот его дома стояла соборная мечеть. И сказал он мусульманскими жителям Буры: я построю вам другую соборную мечеть, а вы сломайте эту мечеть, чтобы освободить место у входа в мой дом. Мусульмане ответили ему: построй другую мечеть, а мы пока будем молиться в этой мечети; когда ты окончишь постройку той мечети, мы помолимся в ней и разрушим эту. Тогда он построил большую красивую мечеть и, когда она была готова, сказал им: сдержите мне ваше обещание и сломайте мечеть при входе в мой дом. Они сказали ему: по нашему закону нам нельзя сломать мечеть, в которой мы молились, провозглашали азан и собирались. Это, по нашему закону, не дозволено. И осталась эта мечеть по-прежнему, и оказалось в Буре две мечети, в которые собирались верующие, и мусульмане молились одну пятницу в одной мечети, а другую пятницу — в другой. Когда наступала пятница, то Макар одевался в черное платье, надевал меч и пояс и ехал верхом на лошади, имея перед собой свиту свою. Доехав до мечети, он останавливался, его товарищ, который был мусульманином, входил, молился с народом, произносил хутбу, упоминая в ней халифа, и выходил назад к Макару. Христиане носили черное платье и ездили верхом на лошадях до царствования ал-Мутеваккиля. [285]

Иов, патриарх антиохийский, при осадах Анкиры и Амурии.

Пошел ал-Му'тасим воевать в страну румов и /Стр. 438/ повез с собой Иова, патриарха антиохийского, и осадил Анкиру. При осаде патриарх Иов вступал в разговоры на греческом языке с румами и говорил им: вам лучше покориться государю нашему и платить ему поголовную подать, чем быть убитыми и уведенными в плен. Румы же с верха стен поносили его и бросали в него каменьями. И взял Му'тасим город Анкиру и сжег ее; затем пошел к 'Аммурии и осаждал ее в течение месяца — а в другом списке стоит: в течение многих месяцев. Иов, патриарх антиохийский, ежедневно подходил один к крепости, держал румам речь по-гречески, стращал их и уговаривал их уплатить поголовную дань, дабы ал-Му'тасим ушел от них. Они же поносили его и бросали в него каменьями. Так продолжалось, пока ал-Му'тасим не взял 'Амурии, убил в ней множество людей и забрал в плен много женщин и детей. Это случилось в месяце Рамадане в 223-м году (27 Июл.-25 Авг. 838 г. по Р. X.)...

В седьмом году царствования ал-Му'тасима был /Стр. 441/ назначен Иоанн патриархом Иерусалимским. Он патриаршил четыре года. И восстало против него население города, обвиняя его во всяких гадостях. И он испугался их и написал под их диктовку своей рукой отречение и оставил престол свой...

Во втором году царствования ал-Васика был /Стр. 445/ назначен Сергий, потомок того Мансура, который помог мусульманам взять Дамаск и был проклят во [286] всех странах света, патриархом Иерусалимским. Он патриаршил шестнадцать лет и умер. В шестом (В: в третьем году) году царствования ал-Васика был назначен Николай патриархом антиохийским. Он патриаршил двадцать три года и умер.

Меры ал-Мутеваккиля против христиан.

/Стр. 449/ Разгневался ал-Мутеваккиль на врача Бахтишу' и предписал обязать христиан во всех провинциях: носить отличительные уборы и заплаты на туниках, одну заплату спереди, а другую сзади, не ездить на лошадях, иметь при седлах шарики, ездить на седлах деревянных и иметь над входами в их жилища изображения чертей. А в другой рукописи: свиней и обезьян. Это распоряжение было для христиан большой обидой и горем и печалью...

/Стр. 454/ В десятом (В: в двенадцатом) году царствования ал-Мутеваккиля был назначен Сельмун-ибн-З.ркун патриархом иepyсалимским. Он патриаршил пять лет и умер...

/Стр. 458/ В первом году царствования ал-Муста'ина был назначен Феодор, известный под именем ал-М.клатия (В: ал-М. Клин), патриархом иерусалимским. Он патриаршил девятнадцать (В. семнадцать лет) лет и умер...

/Стр. 470/ В первом году царствования ал-Му'тамида был назначен Стефан патриархом антиохийским. Он патриаршил один день, в этот день был посвящен и умер. И был назначен после него Кедр (Вместо “Кедр” *** лучше читать: Фаддей или Феодосий (см. Преосвященный Пор-фирий, Восток христианский. Сирия. Список антиохийских патриархов. Киев, 1876, стр. 71)) [287] патриархом антиохийским. Он патриаршил двадцать один год и умер (Извести о Кедре у В. пропущено). И в десятом году царствования его (ал-Му'тамида) был назначен Илья, потомок Мансура, того, который помог мусульманам взять Дамаск и был проклят во всех странах света, патриархом иерусалимским. Он патриаршил двадцать девять лет и умер...

И заболел Ахмед-ибн-Тулун той болезнью, /Стр. 474/ которая довела его до смерти — а это была диссентерия — и приказал мусульманам, христианам и евреям подняться на гору, известную под названием ал-Мукаттама, и помолиться за него. Они сделали это, и поднялись на эту гору приверженцы каждого вероучения отдельно и молились за него, и он умер...

Сражение при ат-Тавахине.

И назначили каиды египетские эмиром над собой младшего сына Ахмеда, Хамаравейхи-ибн-Ахмед-ибн-Тулуна, которому было двадцать лет. Он повел войска в Сирию. К нему навстречу вышел Абу-л-'Аббас-ибн-ал-Муваффак, и произошла между ними битва при ат-Тавахине (при Мельницах), что в окpyге палестинском. Хамаравейхи-ибн-Ахмед-ибн-Тулун бежал и один вернулся в Египет, загнав под собой в дороге пять верховых животных. Было убито громадное число приверженцев Хамаравейхи, и Абу-л-'Аббас овладел всем, что было в лагере Хамаравейхи. И был у Хамаравейхи-ибн-Ахмеда отряд, поставленный в засаде и не знавший о поражении [288] его. Когда показались знамена отряда, бывшего в засаде, и увидели их Абу-л-'Аббас-ибн-ал-Муваффак и его приверженцы, то оставили все то, чем овладели, и бежали. Во время бегства из них было убито громадное число. И сошлись снова приверженцы Хамаравейхи, его войско собралось, вернулось в Египет и /Стр. 477/ осталось при Хамаравейхи. Абу-л-'Аббас-ибн-ал-Муваффак вернулся в Багдад разбитым, и отец его, ал-Муваффак, сделал ему выговор за его поведение. И было у Хамаравейхи в Сирии многочисленное войско... Затем дошло до сведения Хамаравейхи, что в Сирию уже прибыл с громадной армией Мухаммед-ибн-Дивдад, сын Абу-с-Саджа, и идет в Египет. Хамаравейхи собрал некоторые из имевшихся у него войск, вышел против него, между ними произошло большое сражение в месте, называемом ал-Батания, что в округе дамасском, и был обращен в бегство Мухаммед-ибн-Дивдад, он же сын Абу-с-Саджа; часть его приверженцев была перебита, а большая часть их просили амана. И пошел Хамаравейхи и дошел до Евфрата...

/Стр. 485/ В первом году царствования ал-Му'тадыда был назначен Симеон-ибн-З.ртак патриархом антиохийским. Он патриаршил двенадцать лет и умер...

/Стр. 489/ В третьем году царствования ал-Муктефи был назначен Илья патриархом антиохийским. Он был катибом, патриаршил двадцать восемь лет и умер...

В пятом году царствования ал-Муктефи был назначен Христодул, из жителей Халеба, патриархом александрийским; он был назначен в Иерусалиме в Страстную Субботу 4-го Нисана (Апреля) и 9-го [289] месяца Бармуда (Четвертое Апреля 907 г. п. Р. Х. = 17 Джумады II 294 г. Хиджры = 9 Бармуда 623 Диоклетиановой эры приходится действительно в субботу), а 19-го числа Джумады II (6 Апреля 907 г. п. Р. X.) был назначен Илья, потомок Мансура, патриархом иepyсалимским (Не читать ли в тексте вместо *** (был назначен) *** (посвятил его Илья, потомок Мансура, патриарх Иерусалимский)? Назначение Илии патриархом Иерусалимским в 5-м году царствования ал-Муктефи противоречит известию стр. 287, 2-е сверху, где уже говорилось о назначении Илии). И отправился Христодул в Александрию, и сказали жители Александрии: или мы не признаем его, или посвятим его в патриархи вторично. И они посвятили его в патриархи вторично. В шестом году халифатства ал-Муктефи был назначен Георгий (В: Cepгий)-ибн-Д.джан патриархом иерусалимским. Он патриаршил четыре года и восемь месяцев и умер... И восстал в Сирии бунтовщик, по имени Исма'ил-ал-Кар-матий; в это время Дамаском правил от имени Харуна-ибн-Хамаравейхи-ибн-Тулуна Тагадж-ибн-Джуф ал-Ферганий. После многих битв Тагадж, потеряв большое число своих приверженцев, был обращен в бегство Исма'илом-ал-Карматием. И написал Тагадж Харуну-ибн-Хамаравейхи о случившемся. И отправил ему Харун большое войско, в котором находились славнейшие из тулунидов. И в Раджебе 289 г. (11 Июн.—10 Июл. 902 г. по Р. X.) произошло сражение между войсками Харуна и ал-Карматием в селении, называемом Кенакир, что в округе дамасском, и это место известно под именем Л. г. с. к. ф. Затем война между ними продолжалась, ал-Карматий был убит, обе стороны потеряли около двадцати тысяч и обратились в бегство. Остатки войска ал-Карматия направились в Химс, а остатки войска Харуна — в Дамаск /Стр. 493/ и Табарию и таким образом вернулись в Египет. Часть войск Харуна осталась в Дамаске с Бедром, известным под именем ал-Хаммамия. И был у [290] ал-Карматия брат, по имени ан-Наджим; он собрал оставшиеся войска своего брата, составил армию и появился в окрестностях Химса. Ал-Муктефи, узнав, что ал-Карматий разбил войска египетские, ослабил Египет и умертвил витязей египетских, пришел к убеждению, что овладеет Египтом и отправил Мухаммеда-ибн-Сулеймана в сопровождении лучших своих каидов и громадной армии. И поехал ал-Муктефи в Ракку и остановился в ней. Мухаммед-ибн-Су-лейман, дойдя до Химса, разбил войска ан-Наджима и взял в плен семьсот человек его приверженцев.

Ал-Кдрматий бежал, был захвачен в месте, называемом ад-Далия, и Мухаммед-ибн-Сулейман отправил его с вышеупомянутыми семьюстами к ал-Муктефи, который находился в Ракке. И спустился ал-Муктефи с ними в Багдад, отрубил ал-Карматию голову на плахе и распял его, примерно наказав его, и казнил этих семьсот приверженцев ал-Карматия. Некоторым отрубили головы на плахе и распяли их, a некоторых четвертовали. И пошли войска ал-Муктефи с Мухаммедом-ибн-Сулейманом на Дамаск, и Бедр-ал-Дж.мамий с имевшимися у него войсками сдался Мухаммеду-ибн-Сулейману. И пошел Мухаммед-ибн-Сулейман в Палестину, чтобы идти на Египет...

/Стр. 497/ Восстал в Сирии один из каидов Харуна, по имени Мухаммед-ибн-'Алий ал-Халидж, один из тех, которые остались в тылу Мухаммеда-ибн-Сулеймана в Сирии; к нему присоединилось известное число сброда, и он поместился в Рамле. И узнал про это 'Иса ан-Нуширий, и собрали 'Иса ан-Нуширий и Абу-'Алий ал-Хасан-ибн-'Алий ал-Мазараний (Согласно ат-Табарию, S III, 2153, и Лубб-ал-Лубабу ас-Суютия (изд. Veth) надо читать *** ал-Мазараи'й (Ибн-Халликан, изд. Wuestenfeld, № 498, стр. 99, ult. пишет ***; Ибн-Тагриберди — *** и ***. Евтихий неверно называет его. Настоящее имя: Абу-'Алий ал-Хусейн-ибн-Ахмед-ибн-Рустум ал-Мазара'ий, а прозвище: Абу-Зунбур. При тулуниде Харуне он был послан водворить порядок в Сирии (Ибн-Тагриберди, II, 108) в 284 г. (Ибн-ал-Асир, VII, 338). Затем, с 292 г. он заведывал хараджем Египта (Ибн-Тагриберди, II, 151, 153). Он был с 'Исой ан-Нуширием, когда тот выступил против ал-Халанджия (Ibid. 156) и затем спасался от бунтовщиков (Ibid. 157—9). После поездки в Багдад Хусейн в 302 г. вернулся в Египет (Ibid. 182) и снова стал заведывать хараджем (Ibid. 195). Он скончался в 314 г. (Ibid. 228). Его не следует смешивать с его братом, 'Алием-ибн-Ахмедом ал-Мазара'ием, который был убит в 283 г. (Ibid. 98—100; ат-Табарий, S III, 2153), и с племянником, Абу-Бекром Мухаммедом-ибн-'Алий-ибн-Ахмед-ибн-Рустум ал-Мазара'ием, который был вывезен из Египта в 292 г. (Ибн-Тагри-берди, II, 154), заведывал хараджем в Египте в 335 г. (Ibid. 316) и скончался в 345 г. (Ibid. 344). В 311 г. Ибн-ал-Фурат, везирь ал-Муктедира, заставил Хусейна и его племянника заплатить казне миллион семьсот тысяч динаров (Ибн-ал-Асир, VIII, 104)), известный под [291] прозвищем Абу-Зунбура (А. Зейнун, В. – З. тбур), те войска, которые находились в Египте, и пошли к Мухаммеду-ибн-'Алию ал-Халиджу, чтобы сражаться против него. И дошло до них известие, что у него много войска; тогда 'Иса-ан-Нуширий и Абу-'Алий и все каиды отступили к Фостату...

В третьем году управления ал-Муктедира был назначен Леон патриархом Иерусалимским. Он патриаршил семнадцать лет и умер...

Разрушение церквей.

И поднялись мусульмане в Рамле и разрушили две /Стр. 513/ церкви, принадлежавшие мелькитам, именно церковь Св. Косьмы и церковь Св. Кириака, и разрушили церковь в 'Аскалане и церковь в Кайсарии; это случилось в Джумаде II 311 года (16 Сен.—14 Окт. 923 г. по Р. X.). Христиане пожаловались на это ал-Муктедиру, и он дозволил им рескриптом снова построить эти церкви. И в Раджебе этого года (15 Окт.—13 Нояб. 923) поднялись мусульмане в Тиннисе и разрушили церковь, принадлежавшую мелькитам, ту, которая находилась вне стен крепости тиннисской и называлась церковью Абу-Саура. Затем тиннисские христиане построили ту церковь, которая была в Тиннисе. И когда ее постройка приближалась к концу, мусульмане вторично поднялись, разрушили и сожгли построенное христианами. Затем государь помог христианам построить эту церковь... И поднялись мусульмане в Дамаске и разрушили церковь [292] Св. Марии Кафолической. Это была большая, обширная, красивая церковь; на нее было истрачено двести тысяч динаров. И было разграблено все, что было в ней: золотые и серебряные кресты, чаши, фарфоровые сосуды, много медной утвари, облачения и другие украшения и покровы. И было разграблено много монастырей; особенно пострадал тот женский монастырь, который был рядом с этой церковью. Они разгромили много церквей, принадлежавших мелькитам, и разрушили одну церковь, принадлежавшую несторианам. Это /Стр. 517/ случилось в половине Раджеба 312-го года (3 Окт.— 1 Ноябр. 924 г. по Р. X.)... И въехал 'Алий-ибн-'Иса в Фостат первого Раджеба 313-го года (22 Сент. 925 г. по Р. X.), произвел ревизию страны, взял монахов и епископов, потребовал от них поголовной подати, и была взыскана поголовная подать со всех монахов, и не имеющих достаточного заработка, и бедных, и со всех монастырей нижнего Египта и Са'ида, и с монахов, находившихся На Синайской горе (В печатном, вообще плохом, тексте: ***, в рукописи Порфирия ***). Тогда несколько монахов отправились в Ирак, обратились к защите ал-Муктедира, и он написал им грамоту, в которой воспрещалось взимать с монахов, епископов, недостаточных и бедных поголовную дань, и предписывалось поступать с ними, как поступали прежде...

И сделался Афанасий (Это известие только у В.) патриархом Иерусалимским в воскресенье, в первый день после мясоеда 25-го Зу-л-Хиджжы 316-го года (8 Фев. 929 г. по Р. X.). Он патриаршил восемь лет и умер... [293]

И скончался Илья, патриарх антиохийский, в /Стр. 522/ субботу 13-го числа Джумады II, 319-го (В тексте ***, но надо читать *** так как назначенный в 291 году (в 3-мъ году ал-Мувтефи; см. стр. 288) Илья патриаршил 28 лет; 291 + 28 = 319) года (24 Июля 929 г.). Он патриаршил двадцать восемь лет...

В первом году правления ар-Ради в месяце /Стр. 529/ Рамадане, 323 г. (4 Авг.—2 Сент. 935 г.) (В: 322-го года) был назначен авва Феодосий, он же Стефан, бывший в Багдаде катибом у евнуха Муниса, патриархом Антиохии сирийской...

Разгром храма Воскресения в Иерусалиме.

И (Нижеследующие сведения переведены с текста В, значительно более полного, чем А.) был назначен некто из жителей Аскалана, по имени 'А.с.таль. имевший двух сыновей, патриархом Иерусалимским и назвался Христофором. В первую Пасху его патриаршества, в Вербное Воскресенье, напали мусульмане, сожгли южные двери церкви св. Константина и половину ее портика, взломали каменную настилку вокруг алтаря и кафедры и трапезы и разметали все, что могли. Затем они вошли в Голгофу и в храм Воскресения, взломали каменную настилку, кафедру и медные решетки, расхитили медные вещи и покровы и произвели какие только могли опустошения. И это было великим испытанием и случилось в Джумаде I 325 г. (17 Map.—15 Апр. 937 г. п. Р. X.)...

В 326 году (8 Нояб. 937—28 Окт. 938 г. по Р. X) румы и мусульмане заключили желаемое обеими сторонами перемирие и обменяли множество пленных. [294]

В этом году Феофилакт, патриарх константинопольский, отправил посла с письмом к авве Евтихию, патриарху александрийскому, и к авве Феодосию, патриapxy антиохийскому, и к авве Христодулу, патриарху Иepycaлимскому, прося их поминать его в молитвах их и во время богослужения, чего они не делали со времен омейядов. И они согласились на его просьбу.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.