Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

XXV. Ал-Макризий.

(ум. 1442).

Абу-л-'Аббас Ахмед-ибн-'Алий-ибн-'Абд-ал-Кадир-ибн-Мухаммед ал-Хусейний Такий-ад-дин ал-Макризий родился в 776 (1374 п. Р. X.) году в Каире, где и провел большую часть своей жизни. Воспитанный в духе ханефитского толка, он перешел, после достижения совершеннолетия, в ряды шафиитов и стал ярым противником своих бывших единомышленников. Ал-Макризий служил секретарем, "мухтесибом” (начальником торговой полиции), проповедником при мечети 'Амра и профессором хадиса (предания). В 811 г. он был назначен в Дамаске попечителем богоугодного заведения Каланизия и Нурийской больницы и профессором учебных заведений Ашрафия и Икбалия. Возвратясь в Египет, он посвятил себя составлению сочинений о своей родине. Он умер 27 Рамадана 845 г. (8 Февр. 1442 п. Р. X.). Из его сочинений изданы следующие: 1) Китаб-ал-мауаиз уа-л-и'тибар фи зикри-л-хитати уа-л-асир (часто обозначается сокращенно: Xитат) т. е. Книга вразумлений и соображений по части описания поземельных делений и памятников древности. Издана в Булаке в 1270 (1853) году в двух фолиантах. В этом сочинении можно найти множество интересных топографических, географических и исторических сведений о Египте вообще и в особенности о Каире. Некоторые части этого труда напечатаны и переведены в Европе под следующими заглавиями: а) Langles, Description historique du canal d'Egypte в Notices et Extraits т. VI, стр. 320. б) Silvestre de Sacy Chrest. arabe, [647] т. I, стр. 93—369: Histoire du Khalifat de Hakem; le canton de la Timballiere; de l'Ёге des Juifs et de leurs fetes; т. II, стр. 88 — 190: Origine des Khalifes fatemites; description des rues du Caire; des armes sous la dynastie turque. — в) H. J. Wetzer, restitutio verae chronol. una cum specimine hist. Coptorum a Makrisio arabice scriptae. Francof. 1827. — r) Historia Coptorum ed. Wetzer. Solisbaci 1828. — д) F. Wuestenfeld. Macrizi's Gesch. d. Copten. Gottingen 1845.— e)Takyoddini Ahmedisal-Makrizii Narratio de expeditionibus... adversus Dimyatham ed. H. A. Hamaker. Amstelod. 1824. — 2) Китабу итти'ази-л-хунафа би ахбари-л-хулафа (Книга увещевания правоверных касательно известий о халифах). Отрывок этой истории Египта напечатан в арабск. хрестоматии Козегартена, стр. XVII и 115. — 3) Китабу-с-сулук ли-ма'рифети-дували-л-мулук (Путь к познанию династий царей). Это сочинение частью переведено Quatremere под заглавием: Histoire des Sultans Mamlouks de l'Egypte... par Taki-eddin-Ahmed-Makrizi. T. I. p. 1, 2. Paris 1837—40; T. II, p. 1, 2. 1842—44. — Небольшой отрывок есть в Chrestom. ar. de Si1v. de Sасу, т. I, стр. 484—89. — 4) Шузуру-л-'укуд (Золотые бусы ожерелий) — нумизматическое сочинение; европ. издания: Al-Makrizi histor. monetae Arab, e Cod. Escur. edita ab О. G. Тусhsen. Rostochii 1797; Silvestre de Sacy. Traite des Monnoies Musulmanes, trad. de l'arabe de Macrizi в Magasin encycloped. par. Millin, 2-me Annee T. VI, 1797 и 3-mе Annee T. I. — 5) Ал-аузан уа-л-акьяль а ш-шap'ийя (Законные весы и меры). Takieddin Almakrizi tract, de legal. Arab. pond, et mensur. ed. O. G. Тусhsen. Rostochii 1800. — 6) Ат-турфету-л-гариба фи ахбари дари Хадрамаута-л-'аджиба (Редкий драгоценный камень касательно удивительных известий о Хадрамауте). Maqrizii "de valle Hadhramaut" libellus arabice editus et illustr. a Paul Berlin Noskowyi. Bonnae 1866. — 7) Сочинение об арабских племенах, поселившихся в Египте: F. Wuestenfeld, el-Macrizi's Abhandl. uber die in Agypten eingewanderten Arab. Stamme. Gott. 1847. — 8) История мусульманских царей в Абиссинии: Macrizi historia regum Islam. in Abyssinia ed. F r. T h. Rink. Lugd. Bat. 1790. — 9) Борьба омейядов и 'аббасидов: Sylv. de Sacy. Hist, de la chute de la dynastie des Ommiades et de l'avenement des Abbasi-des au Khalifat в Magasin encycl. 1806. T. III. — Об остальных [648] сочинениях ал-Макризия см. Wuestenfeld, Die Geschichtschr. d. Araber 210—13. Нижеследующие извлечения заимствованы из булакского издания, к томам и страницам которого и относятся цифры на полях.


Поход Зейда-ибн-Харисы.

/I, 187, 35/ Ал-Бекрий говорит, что Мадьян — известная местность в Сирии напротив Газзы; она упоминается в Коране. Но это ошибка. Мадьян находится в пределах Египта. Посол Божий послал против города Мадьяна отряд под начальством Зейда-ибн-Харисы, и он забрал пленников из жителей Мины. Ибн-Исхак говорит: Мина — побережье (сирийское) (У Макризия вместо Мина стоит м. та. Ср. выше, стр. 14).

Грамота Айле.

/I, 185,20/ Говорит Ибн-Исхак: когда посол Божий дошел до Тебука, то к нему пришел Иоанн, сын Ру'бы, правитель Айлы, и заключил с Мухаммедом мир и дал ему поголовную подать. И пришли к пророку жители Джербы и Азруха и дали ему поголовную подать, и он написал им грамоту, которая находится у них. И написал пророк Иоанну, сыну Ру'бы: Во имя Бога Всемилосердого, Всемилостивого. Это — охранная грамота от Бога и пророка Мухаммеда, посла Его, Иоанну, сыну Ру'бы, и жителям Айлы, кораблям их и караванам их (Асакифихим уа саирихим), на суше и на море; покровительство Бога и пророка даруется им и тем сирийцам, йеменцам и прибрежным жителям, [649] которые с ними. И если кто из них совершит правонарушение, то имущество его не защитит его; оно будет в пользу того, кто возьмет его. И не дозволено не допускать их ни до воды, к которой они пойдут, ниже до пути, по которому они захотят идти на суше и на море. Это — грамота, написанная Джухеймом-ибн-ас-Сальтом и Шурахбилем-ибн-Хасаной (См. Ибн-Дурейд, изд. Wuestenfeld, стр. 53) с разрешения посла Божьего. И это произошло в 9-м году хиджры.

Темим ад-Дарий.

/I, 96,14/ Темим ад-Дарий до завоевания Сирии просил посла Божьего даровать ему 'Айнун, ту местность, которая была около него (Минху. Около него, т. е. около местопребывания Темима. См. выше, стр. 38. Темим ад-Дарий - герой многочисленных легенд. См. статью в Giornale della Soc. As. Ital. v. V, p. 3-26) в Сирии. Пророк согласился. И просил Абу-Са'лаба ал-Хашаний даровать ему землю, которая находилась в руках румов. Эта просьба удивила пророка и он сказал: разве вы не слышите, что он говорит? И сказал Абу-Са'лаба: клянусь Тем, Который послал тебя возвестить истину, эта местность будет завоевана! И пророк написал ему грамоту о том, что он просил (Следует в тексте несколько примеров, из которых видно, что дарение Мухаммедом земель, еще не завоеванных, происходило неоднократно).

/I, 97,22/ Говорит Абу-'Абдулла (В Фихристе, 71, то же лицо называется Абу-'Убейд, причем упомянуто его Китаб-ад-Амвал) ал-Касим-ибн-Селам в “Китаб-ал-амвал” в рассуждении о хадисе Ма'мара, слышавшего от 'Абдуллы-ибн-Тауса, передававшего слова отца своего, Тауса... Что же касается тех земель, возделанных и заселенных, которые пророк [650] дал некоторым, то такой дар имама есть как бы добыча (Эти земли дарились в собственность с yсловием уплачивать десятину. См. Max van Вегсhem, La propriete territoriale etc. стр. 31 и 39, и выше, стр. 65 примечание). К числу таких земель принадлежит земля, данная послом Божиим Темиму ад-Дарию. Он дал ему землю в Сирии до завоевания Сирии и прежде, чем мусульмане овладели ею, и дал ему ее в качестве добычи из того, что будет захвачено на войне, когда Бог дарует им победу над врагами; так же поступил его представитель, Нафила (?), даруя аш-Шейбанию до завоевания Хиры землю, что и утвердил Халид-ибн-ал-Валид; таким же образом, когда была завоевана Палестина, 'Омар-ибн-ал-Хаттаб утвердил за Темимом ад-Дарием дарованное ему пророком в качестве добычи.

Обращения в мусульманство до Ярмука.

/I, 298,24/ Ал-Киндий говорит, что ал-Хамра (Квартал в Каире) принадлежала трем родам: Бану-Н.б.х, Бану-Рубиль и Бану-л-Азрак. Они были из числа тех иноплеменников Сирии, жителей Кайсарии и иных мест, которые прельстились исламом до битвы при Ярмуке и прибыли в Египет из Сирии с 'Амром-ибн-ал-'Асом. Ал-Куда'ий говорит: эту местность называют ал-Хамра потому что в ней поселились румы..... Бану-Н.б.х и Бану-Азрак — румы; Рубиль был еврей и принял ислам.

Омар в Сирии.

(Сведения о грамоте, данной 'Омаром Иерусалиму, о его пребывании в этом городе, о его путешествии в Вифлеем и о постройках Абд-ал-Мелика в Харам-аш-Шерифе заимствованы ал-Макризием из сочинения Eвтихия. Ср. Хитат II, 492 и выше 267 и след. и 272)

/I, 213,7/ Хишам-ибн-ал-Кельбий говорит, что когда 'Омар-ибн-ал-Хаттаб прибыл в Сирию, то его встретили [651] с барабанным боем иноверцы с мечами и душистыми травами в руках. 'Омар не захотел смотреть на них и сказал: отстраните их! Тогда Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах сказал ему: таков обычай иноземцев; если ты запретишь им, то они подумают, что заключенный с ними договор нарушен. И сказал 'Омар: оставьте их в покое!

Му'авия.

/I, 98,50/ При Му'авии-ибн-абу-Суфьяне письменной частью в канцелярии по делам сирийским заведывал христианин Серджун-ибн-Мансур. Затем ею заведывал сын его Мансур-ибн-Серджун.

Перевод диванов.

/I, 98,28/ Что касается до реестров сирийских, то их перевел с греческого на арабский язык Абу-Сабит Сулейман-ибн-Са'д, секретарь по внутренним сношениям. Относительно времени перевода существует разногласие; одни говорят, что он перевел в царствование 'Абд-ал-Мелика-ибн-Мервана, другие — в царствование Хишама-ибн-'Абд-ал-Мелика.

Притеснения христиан в Египте при омейядах.

/II, 492,33/ Абд-ал-Азиз-ибн-Мерван, будучи назначен правителем Египта, приказал переписать монахов. Их [652] переписали и взяли с них поголовную подать, по одному динару с каждого монаха; это был первый случай взимания поголовной подати с монахов. 'Абдулла-ибн-'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван, будучи назначен правителем, стал притеснять христиан. Его примеру последовал Курра-ибн-Шерик в бытность свою правителем Египта и принял против них такие притеснительные меры, каким они до этого еще не подвергались. 'Абдулла-ибн-ал-Хабхаб, заведующий хараджем, уже прибавил по одному карату на каждый уплачиваемый коптами динар. Тогда коптское простонародье восточного Хауфа оказало ему сопротивление, вследствие чего мусульмане взялись за оружие и убили значительное число их в 107-м году. Усама-ибн-Зейд ат-Танухий, заведующий хараджем, так же притеснял христиан, напал на них, отобрал у них их имущество и отметил руки монахов железным коль-цом, внутри которого помещались имя монаха, имя монастыря его и дата. Всем тем, у кого не оказывалось клейма, он отрубал руку. И он написал в /II, 493/ округа предписание брать по десяти динаров с тех христиан, у которых не окажется открытого листа. Затем он произвел внезапный осмотр монастырей и захватил множество монахов не заклейменных; некоторым из них он отрубил головы, а других засек до смерти. Затем в 104-м году, в то время, как халифом был Язид-ибн-'Абд-ал-Мелик, их церкви были разрушены, их кресты изломаны, их изображения стерты, и все их статуи, которых было много, разбиты. Когда халифом сделался Хишам-ибн-'Абд-ал-Мелик, то послал в Египет предписание обращаться с христианами по обычаю прежнего времени и согласно с заключенным с ними договором. [653] И прибыл Ханзала-ибн-Сафван, будучи вторично назначен правителем Египта, и стал притеснять христиан, увеличил их харадж, сделал перепись людям и скоту, отметил каждого христианина клеймом с изображением льва и стал выслеживать их и отрубать руки тем, кого находил без клейма. Затем, после смерти Александра, яковиты выбрали патриархом Козьму, и он патриаршил 15 месяцев и умер; и они выбрали после него Феодора в 109-м году (28 Апр. 727—15 Апр. 728 г. п. Р. X.); он умер через 11 лет. При нем в 117-м году была заново выстроена церковь Иоанна (Иук. на или Бук. На) в квартале ал-Хамра вне города Мисра. Из-за этой церкви толпа мусульман восстала против ал-Валида-ибн-Руфа'а, правителя Египта. В 120-м году яковиты назначали патриархом Михаила. Он патриаршил 23 года и умер. При нем в 121-м году (18 Дек. 738-6 Дек. 739 г. п. Р. X.) копты в Са'иде восстали и оказали вооруженное сопротивление сборщикам податей. Против восставших пошли войска и убили многих из них. Затем в 132-м году в Семенуде восстал Иоанн (Б. х. н. с. 132-й год = 20 Авг. 749—8 Авг. 750 г. п. Р. X.), стал воевать и был убит во время войны, а вместе с ним было убито много коптов, и он умер (Уа мата. Не лишни ли эти слова и не относятся ли к вышеупомянутому патриapxy, а сюда попали по ошибке наборщика?). Затем копты возмутились в Рашиде. Когда Мерван-ибн-Мухаммед прибыл в Египет, то послал против них войско и разбил их. И схватил 'Абд-ал-Мелик-ибн-Муса-ибн-Нусайр, правитель Египта, патриapxa Михаила, заключил его, потребовал от него денег, и тот отправился со своими епископами по округам [654] египетским просить жителей их, но нашел их в бедственном положении, возвратился в Фустат и отдал 'Абд-ал-Мелику то, что досталось ему. 'Абд-ал-Мелик оставил его в покое. Михаил испытал много горя от Мервана, который совершил насилия над ним и над христианами, сжег Миср и склады зерен (Галлатиха. Галлетун = зерна. См. Dozy) и взял в плен множество монахинь, находившихся в одном из монастырей (Следует история монахини. См. выше 557—8). Что же касается мелькитов. то царь румов, Лев, в 107 году (19 Мая 725—7 Мая 726 г. п. Р. X.) назначил Козьму патриархом Александрийским, и он отправился, везя с собою подарки, к Хишаму-ибн-'Абд-ал-Мелику. Тот дал ему указ о возвращении ему церквей мелькитских, и церковь Благовещения, (которая принадлежала раньше мелькитам), была отнята от яковитов. Мелькиты в Египте были без патриapxa в течение 77 лет от времени 'Омара-ибн-ал-Хаттаба до халифатства Хишама-ибн-'Абд-ал-Мелика. В течение этого времени яковиты овладели всеми церквами в Eгипте и поставили в них своих епископов.....

Притеснения христиан в Египте при 'аббасидах.

Затем, когда умер Михаил, яковиты назначили в 146-м году (21 Марта 763—9 Марта 764 г. п. Р. X.) патриархом авву М.с.на (Ал-Мекин пишет Мина). Он патриаршил семь лет и умер. При нем в 150-м году (6 Фев. 767—25 Янв. 768 г. п. Р. X.) копты возмутились в округе С. н. ха, выгнали сборщиков податей и сошлись толпою. [655] Язид-ибн-Хатим-ибн-Кабиса, правитель Египта, послал против них войско. Копты напали на него ночью, перебили множество мусульман и обратили в бегство остальных. И поразило христиан сильное бедствие, и им пришлось есть трупы. Заново построенные в Мисре церкви были разрушены. И была разрушена церковь Марии, находившаяся в соседстве Абу-Шенуды в Мисре, и были разрушены церкви за оградой (В тексте множ. число) Константина. Христиане предлагали ('Алию-ибн) (Срав. дальше, Xитат, II, 511 и Ибн-Тагриберди I, 456) Сулейману-ибн-'Алию, правителю Египта, пятьдесят тысяч динаров за то, чтобы он не трогал этих церквей, но он отказал им. Когда же после него правителем сделался Муса-ибн-'Иса, то позволил им отстроить их, и все разрушенные церкви были возобновлены по совету ал-Лейса-ибн-Са'да и 'Абдуллы-ибн-Лехи'и (См. ан-Нававий, 529 и 364), судьи Египта, которые оправдывались тем, что возведение этих церквей украсит страну, и еще тем, что церкви, находившиеся в Мисре, были выстроены при владычестве мусульман во время сподвижников и их учеников. Когда умер авва М.с.на, яковиты поставили после него Иоанна. Он патриаршил 23 года и умер. При нем в 156-м году (2 Дек. 772—20 Ноябр. 773 г. п. Р. X.) копты восстали в Бельхите. Правитель Египта, Муса-ибн-'Алий, послал против них войско и разбил их. После него яковиты поставили патриархом Марка ал-Джедида. Он патриаршил 20 лет и 70 дней и умер. При нем была междоусобица между ал-Амином и ал-Ма'муном. Христиане в Александрии были ограблены, и много их зданий было сожжено. Монастыри Вади-Хабиба были сожжены и разграблены; в [656] них осталась только горсть монахов. При нем мель-китский патриарх поехал в Багдад и, будучи искусным врачом вылечил одну из халифских любимиц. Когда она выздоровела, то патриapxy был дан указ о возвращении тех мелькитских церквей в Египте, которые были захвачены яковитами. Он их вытребовал от них, пробыл мелькитским патриархом 40 лет и умер. Затем после Марка яковиты в 211-м году (13 Апр. 826-1 Апр. 827 г. п. Р. X.) поставили патриархом Якова. Он патриаршил 10 лет и 8 месяцев и умер. При /II, 494/ нем монастыри были отстроены, монахи возвратились в них, и в Иерусалиме была построена церковь для прибывающих туда египетских христиан. К Якову прибыл патриарх антиохийский, Дионисий, был радушно им принят и вернулся в свою патриархию. При Якове в 216-м году (18 Февр. 831—6 Февр. 832 г. п. Р. X.) копты возмутились; тогда напал на них ал-Афшин, и они должны были отдаться на суд повелителя верующих, 'Абдуллы ал-Ма'муна. Тот порешил казнить их мужей и продать их женщин и детей. Они были проданы, и большинство их попало в неволю. С этих-то пор копты стали униженными во всех округах Египта, и уже никто из них не мог восставать против государя. Во всех селениях мусульмане взяли над ними верх, и копты, отказавшись от вооруженного сопротивления, взялись за козни и стали пускать в ход хитрость и уловки, вводить мусульман в обман и составлять роспись хараджа.... Затем в 222-м году (14 Дек. 836—2 Дек. 837 г. п. Р. X.) яковиты назначили патриархом Симеона. Он патриаршил год и умер. Другие [657] говорят, что он патриаршил 7 месяцев и 16 дней. После него патриарший престол оставался незанятым год и 27 дней. И в 227-м году (21 Окт. 841—9 Окт. 842 г. п. Р. X.) яковиты в монастыре св. Макария в Вади-Хабибе назначили патриархом Иосифа (В тексте Иусаб). Он патриаршил 18 лет и умер.... При Иосифе, в 15-м году его патриаршества, умер патриарх антиохийский, приезжавший в Египет.

Указы ал-Мутеваккиля.

/II, 494, 12/ При Иосифе ал-Мутеваккиль-ал-аллах в 235-м году (26 Июля 849—14 Июля 850 г. п. Р. X.) приказал зиммиям надевать тайлесаны желтого цвета, опоясываться кушаками, ездить на седлах с деревянными стременами, приделать два шара к задней части седла и носить на мужском одеянии две заплаты, отличные по цвету от платья, каждая заплата величиной в четыре пальца и отличная по цвету от другой. Женщинам зиммиев приказано было, выходя на улицу, носить желтые изары. И ал-Мутеваккиль запретил им носить пояса, приказал разрушить новопостроенные церкви, отобрать десятую часть их жилищ, поместить над входами в их дома деревянные изображения чертей и запретил принимать их на государственную службу. Мусульманин не мог быть у них учителем. Им было запрещено выносить крест в Вербное Воскресенье и зажигать во время шествия огонь. Их могилы было приказано сравнять с землей. Распоряжение об этом было послано во все края. Затем в 239-м году (12 Июня 853—1 Июня 854 г. п. Р. X.) ал-Мутеваккиль приказал зиммиям носить локтевые части дурры и [658] кабы желтого цвета и ездить только на мулах и ослах, но не на верховых и вьючных лошадях (Дальше перечисление патриархов. В 242-м году Иосиф умирает а через 30 дней избран Михаил; он умер через 1 год и 5 месяцев. Через 81 день в 244-м году избран Козьма; он умер через 7 лет и 5 месяцев. После его смерти через 51 день был избран Сатир (у ал-Мекина Sanitius). Он патриаршил 19 лет. После него избран Юсаниюс (у ал-Мекина Усаниюс) в начале царствования ал-Му'тазза. При нем в Египет приехал Ахмед-ибн-Тулун. Затем идет Следующий отрывок)...,

Ахмед-ибн-Тулун.

/II, 494,30/ ...Затем яковиты поставили патриархом Михаила. Он патриаршил 25 лет и умер после того, как Ахмед-ибн-Тулун заставил его заплатить двадцать тысяч динаров, Для образования этой суммы он продал церковные дома, завещанные с богоугодной целью, и заповедную землю (Я читаю: арда-л-хабс) вне стен Фустата-Мисра. Он продал евреям церковь, находившуюся в соседстве ал-Му'аллаки при Замке Свеч, обложил всех домохозяев христиан сбором по одному карату в год и таким образом добыл половину требуемой с него суммы.

Разрушение церкви в Дамаске. 'Алий-ибн-'Иса. Иерусалим.

/II, 494,37/ ....В субботу в половине Раджеба 312-го года мусульмане в Дамаске сожгли церковь Марии и расхитили находившиеся в ней утварь и сосуды на громадную сумму, разграбили соседний с нею женский монастырь и разгромили церкви несториан и яковитов. В 313-м году (У Ибн-Тагриберди (II, 226): в этом (т. е. 313) году прибыл в Египет везирь 'Алий-ибн-'Иса для ревизии. Через три месяца он выехал в Рамлу) в Египет прибыл везирь [659] /II, 495/ 'Алий-ибн-'Иса-ибн-ал-Джаррах, произвел ревизию страны и заставил епископов, монахов и неимеющих достаточного заработка христиан уплатить поголовную подать, и они уплатили ее. Несколько человек из них отправились в Багдад, просили защиты у ал-Муктедира-биллаха, и он написал в Египет приказание не брать поголовной подати с епископов, монахов и недостаточных христиан и поступать с ними согласно имеющемуся у них в руках договору. В 323-м году (11 Дек. 934 —29 Нояб. 935 г. п. Р. X.) яковиты поставили патриархом Макария (В тексте пробел. Имя взято мною у ал-Мекина, где оно пишется м. к ар. и. У Вюстенфельда (Gesch. d. Copten, 62) — Cosmas). Он патриаршил двадцать лет и умер. При нем в 325 году восстали мусульмане в Иерусалиме, сожгли церковь Воскресения, разграбили ее и опустошили ее, насколько могли....

Разрушение церкви в 'Аскалане.

/II, 495,10/ ....И поднялись также мусульмане в 'Аскалане, разрушили церковь Марии ал-Хадры и расхитили то, что было в ней. Евреи помогали мусульманам и сожгли ее. Епископ 'аскаланский бежал в Рамлу и жил в ней до своей смерти....

Христиане при ал-'Азизе.

В 369-м году был назначен (яковитским) патриархом Филопон (У Вюстевфельда (Gesch d. Cop. 63) — Philotheus). Он патриаршил 24 года и умер... При нем мелькиты взяли церковь Богоматери, известную под названием патриаршей церкви. Ее [660] принял мелькитский патриарх Арсений в царствование ал-'Азиза-биллаха Низар-ибн-ал-Му'ызза.

Христиане при ал-Хакиме.

В 393-м году яковиты поставили патриархом Захария. Он патриаршил 28 лет, в том числе 9 лет при бедственных обстоятельствах при ал-Хакиме-би-амр-иллахе Абу-'Алии-Мансур-ибн-ал-'Азиз-биллахe, который продержал его три месяца в заключении и приказал бросить зверям его и Сусанну нубийца; по утверждению христиан звери не нанесли ему вреда. Когда он умер, то престол его после него оставался незанятым 74 дня. Во время его патриаршества христиане испытали небывалые бедствия. Дело в том, что многие из них приобрели власть в отраслях государственного правления, так что даже бывали как бы везирями. Занимая влиятeльные места и обладая большими средствами, они возгордились; их могущество стало невыносимо для мусульман, которым они все больше и больше наносили вред и строили козни. Такое положение разгневало ал-Хакима-би-амр-иллаха, который, когда гневался, не мог владеть собой, и он арестовал 'Ису-ибн-Нестураса, христианина, занимавшего положение сходное с положением визирей, и отрубил ему голову. Затем он арестовал Фахда-ибн-Ибрахима, христианина, секретаря устада Барджувана, отрубил ему голову, стал притеснять христиан и заставил их носить особые одеяния, опоясываться кушаками, запретил им справлять Вербное Воскресение и Крестовоздвижение, а также открыто собираться и веселиться, как они имели обыкновение делать по праздникам. И он [661] конфисковал все заповедные имущества церквей и монастырей, включил их в государственную роспись и послал приказание сделать это во все округа свои. Он сжег большое число крестов, запретил христианам покупать рабов и рабынь, разрушил церкви, находившиеся в квартале Рашиде вне города Мисра, опустошил церкви ал-Макса, вне Каира, и отдал их имущество на расхищение народу. Было расхищено столько, что и не описать. И был разрушен монастырь ал-Кусайра, и чернь разграбила его. Ал-Хаким запретил христианам погружаться в воду во время Крещения на берегах Нила в Мисре и отменил бывшее при этом сборище для увеселения. Он заставил христиан надевать на шею деревянные кресты весом в пять ритлей каждый, запретил им ездить верхом на лошадях и определил им ездить на мулах и ослах с седлами и уздами без золотых или серебряных украшений, а сделанных из черной кожи. И было обнародовано при звуке колокольчика в Каире и в Мисре распоряжение, чтобы никто из содержателей верховых животных не отдавал их зиммию под верх; чтобы лодочники мусульмане не перевозили ни одного зиммия; чтобы платья и тюрбаны христиан были самого черного цвета; чтобы стремена их седел были из сикоморового дерева; чтобы евреи вешали себе на шею округленный обрубок дерева, весом в пять ритлей, так чтобы он был явно виден сверх платья их. И ал-Хаким принялся разрушать всe церкви их и отдал то, что было в них, и заповедные их имущества народу на разграбление и во владение. Церкви были совершенно разрушены, и вся их утварь была разграблена. Ал-Хаким роздал их [662] заповедные имения, построил на место церквей мечети, и в церкви Шенуды в Мисре был провозглашен азан (Призыв к мусульманскому молению). Церковь ал-Му'аллаки в Замке Свеч была конфискована. Множество людей подали прошения, прося дать им церкви и монастыри округов египетских, и на всех решительно прошениях была поставлена резолюция о даровании подателю ее того, чего он просил. И эти люди взяли утварь этих церквей и монастырей, продали на каирских рынках найденные ими золотые и серебряные сосуды и иные вещи и распорядились, как им было угодно, заповедными имениями церквей и монастырей. В церкви Шенуды была найдена значительная сумма денег, а в церкви ал-Му'аллаке было найдено чрезвычайно много металлических вещей и парчовых одеяний. Правителям округов было отправлено предписание допустить мусульман разрушать церкви и монастыри, /II, 496/ и с 403-го года они были повсюду разрушаемы, так что одно лицо, которому в этом деле доверяют, говорит, что число построенных румами храмов в Египте и Сирии и их округах и разрушенных до конца 405-го года перешло за тридцать тысяч. Находившаяся в них золотая и серебряная утварь была расхищена, и их заповедные имущества конфискованы. Эти имения были обширны и с удивительными постройками. И христиан обязали иметь при входе в бани крест на шее, а евреев иметь при входе в бани на шее колокольчик. Затем всех евреев и христиан обязали выселиться из земли египетской в страну румов. Тогда они все собрались под стенами дворца, что в Каире, взывая к защите [663] повелителя верующих, и просили у него прощения, пока им не разрешили остаться. Во время этих событий многие христиане приняли ислам.

Хишам. Paзрешениe строить новую церковь.

/I, 303,6/ В 117-м году (31 Янв. 735—19 Янв. 736 г. п. Р. X.) Вухейб ал-Яхсабий поднял бунт из-за того, что ал-Валид-(ибн-Руфа'а правитель Египта) позволил христианам выстроить церковь Иоанна (В тексте: иум. на, а дальше: бум. на; см. выше, стр. 653) в ал-Хамра.

/II, 512,4/ Церковь Иоанна (См. предшествующее примечание) в ал-Хамра. Теперь квартал ал-Хамра известен под названием квартала Канатир-ас-Сиба'; он находится между Каиром и Мисром. Эта церковь была построена в 117-м году хиджры с разрешения правителя Египта ал-Валида-ибн-Руфа'а. И вознегодовал Вухейб ал-Яхсабий, восстал против властей и пошел на Руфа'а, чтобы напасть на него врасплох, но был схвачен и убит.

Сабит-ибн-Ну'айм.

/I, 303,36/ И бежал Сабит-ибн-Ну'айм из Палестины, желая попасть в Фустат. И жители Фустата (Которые только что выгнали из столицы Египта назначенного было правителем Ханзалу-ибн-Сафвана) сразились с ним и разбили его. И в остальную часть 127-го года (13 Окт. 744—2 Окт. 745 г. п. Р. X.) Мерван был спокоен за Египет. [664]

Из6иение омейядов.

/I, 304,14/ Салих-ибн-'Алий-ибн-'Абдулла-ибн-'Аббас. Его назначил правителем Египта повелитель верующих Абу-л-'Аббас 'Абдулла-ибн-Мухаммед ас-Сеффах. Он начал править в Мухарреме 133-го года (9 Авг. — 7 Сент. 750 г. п. Р. X.) и послал к Абу-л-'Аббасу ас-Сеффаху депутацию египтян известить его о присяге египтян. Взяв в плен 'Абд-ал-Мелика-ибн-Муса-ибн-Нусайра с многими, он умертвил многих приверженцев оммейядов и отправил часть их в Ирак. Они были убиты при Калансуве, что в земле палестинской. ... И прибыл к нему приказ повелителя верующих ас-Сеффаха о назначении его правителем Палестины... Тогда 1-го Шабана 133-го года (4-го Марта 751 г. п. Р. X.) он назначил своим наместником Абу-'Ауна и отправился, имея при себе неотлучно 'Абд-ал-Мелика-ибн-Нусайра и множество египтян, чтобы присоединиться к повелителю верующих.

Салих-ибн-Алий.

/I, 306,10/ ...И прибыло письмо с назначением Салиха-ибн-'Алия

правителем Египта, Палестины и Магриба... Когда воцарился Абу-Джа'фар 'Абдулла-ибн-Мухаммед ал-Мансур, то подтвердил Салиха; и он написал Абу-'Ауну приказание вернуться и вернуть назад миссионеров (Посланных приглашать население признать 'аббасидских халифов и покориться им), которые уже дошли до Шубрута, между тем как Абу-'Аун дошел до Барки и пробыл в ней 11 дней. [665] Затем Абу-'Аун вернулся в Египет со своим войском, и Салих снарядил его в Палестину на войну. Он победил и прислал в Миср три тысячи голов. Затем Салих отправился в Палестину, оставив наместником своим сына своего ал-Фадла, дошел до Билбейса и возвратился. Затем Салих отправился 4-го Рамадана 137-го года (21 Февр. 755 г. п. Р. X.), встретил Абу-'Ауна при ал-Ферама и назначил его в Миср предстоятелем при молитве и заведующим хараджем и ушел.

Разрушение церквей при ал-Хади.

/II, 511,27/ Церковь Марии находится в соседстве церкви Шенуды. Ее разрушил 'Алий-ибн-Сулейман-ибн-'Алий-ибн-'Абдулла-ибн-'Аббас, правитель Египта, когда был назначен повелителем верующих Мусой ал-Хади в 169-м году (14 Июля 785—2 Июля 786 г. п. Р. X.). Он же разрушил церкви ограды Константина. Христиане давали ему за то, чтобы он не трогал ее, пятьдесят тысяч динаров, но он отказался. И когда он был в царствование Харуна ар-Рашида заменен Мусой-ибн-'Иса-ибн-Муса-ибн-Мухаммед-ибн-'Алий-ибн-'Абдулла-ибн-'Абба-сом, то Муса-ибн-'Иса позволит христианам выстроит разрушенные 'Алием-ибн-Сулейманом церкви (Дальше — как выше, стр. 655. См. также Хитат, I, 308, где сообщается, что вышеупомянутый 'Алий-ибн-Сулейман наложил запрет на увеселения и вино).

Рамла при ал-Амине.

/I, 310,10/ 4-го Сафара 193-го года (27 Нояб. 808 г. п. Р. X.) был смещен Малик, и заведывать молитвой и хараджем (в Египте) был [666] назначен ал-Хасан-ибн-ат-Тахтах-ибн-ат-Тахтекан. Он назеачил своим заместителем ал-'Ала-ибн-'Асима ал-Хаулания и прибыл 3-го Раби'я I (25 Декаб. 808 г. п. Р. X.). Затем ар-Рашид умер, и халифом сделался сын его Мухаммед ал-Амин. Тогда войско в Египте возмутилось, и произошла великая смута, во время которой многие были убиты. И послал ал-Хасан деньги, собранные в Египте, и жители Рамлы напали на транспорт и захватили его. И узнал ал-Хасан о своей отставке и отправился 22-го Рабия 1-го 194-го года (3 Янв. 810 г. п. Р. X.) по дороге хиджазской, так как по дороге сирийской происходили беспорядки.

Ал-Ма'мун.

/I, 262/ После той битвы ал-Ма'муна (В Египте происходили частые восстания из-за хараджа; ал-Ма'мун был вынужден лично приехать в Египет для усмирения долго длившегося восстания, вызванного несправедливостью и алчностью сборщиков податей. На стр. 261, т. II Хитата упоминается о восстаниях в 109, 121, 132, 150, 156 и 216 годах. Ма'мун прибыл в Египет 10 Мухаррема 217-го года. Этим данным предшествует фраза: “говорит Абу-'Амр Мухаммед-ибн-Юсуф ал-Киндий в книге о египетских эмирах”) с мятежниками, о которой мы говорили, мусульмане заняли в селениях места христиан, которые были убиты или взяты в плен, и обратили множество христианских церквей в мечети.

Ал-Мутеваккиль.

/II, 185,14/ Говорит Абу-'Омар ал-Киндий: и прибыло предписание ал-Мутеваккиля-'ала-ллаха выстроить хашимитский водомер для Нила и уволить христиан, служивших при водомере (Из последующего видно что это произошло в 247-м году). [667]

Секта в Иерусалиме в 256-м году.

/II, 357,20/ Затем появилось новое учение о телесности, противоположное учению му'тазилитов. После 200-го года хиджры появился Мухаммед-ибн-Керрам-ибн-'Ирак-ибн-X. заба Абу-'Абдулла ас-Седжестаний, учитель секты керрамитов. Он утверждал существование качеств Божиих до того последовательно, что дошел до телесности и уподобления (Т. е. он утверждал, что у Бога есть члены вполне подобные че-ловеческим членам). Совершив хаджж, он прибыл в Сирию, умер в Зугаре в Сафаре 256-го года (8 Япв.-5 Февр. 870 г. п. Р. X.) и был похоронен в Иерусалиме. Там было более двадцати тысяч его приверженцев, предававшихся богопочитанию и подвижничеству (Dozy говорит, что текашшафа собственно значит быть нечистоплотным; но так как благочестивые люди и святоши бывали нечистоплотными, с целью показать, насколько они презирают мирскую суету, то этот глагол стал синонимом тезаххада), не считая тех, которые находились на востоке; их так много, что нельзя перечесть.

'Иса-ибн-Шейх.

/I, 315/ Ахмед-ибн-'Иса-ибн-Шейх аш-Шейбаний заведывал двумя джундами: палестинским и урдуннским. Когда он умер, то сын его напал на эти округа и стал полновластно распоряжаться в них. И послал Ибн-ал-Мудаббир в Багдад транспорт с 750 тысячами динаров из собранных в Египте денег. Ибн-Шейх взял эти деньги и роздал их своим приверженцам. Между тем в Багдаде [668] господствовала неурядица; тогда Ибн-Шейх возымел желание овладеть сирийскими областями, и распространилось известие, что он идет в Египет. Когда ал-Мухтеди был убит в Раджебе 256-го года (4 Июня— 3 Июля 870 г. п. Р. X.), и народ присягнул ал-Му'тамиду-биллаху Ахмеду-ибн-ал-Мутеваккилю, то Ибн-Шейх не признал его государем; ни он сам, ни его приверженцы не присягнули ему. Тогда ал-Му'тамид прислал ему грамоту о назначении ему Армении в придачу к тем округам сирийским, которыми он владел, предоставляя ему назначить своего наместника над этими последними и поселиться в своей новой области. Тогда он признал ал-Мутамида государем. И написал ал-Му'тамид Ибн-Тулуну приказание приготовиться для войны против Ибн-Шейха и увеличить свое вооружение, причем предписал Ибн-ал-Мудаббиру отпустить Ибн-Тулуну столько денег, сколько этот последний захочет. Ибн-Тулун произвел смотр своим воинам, утвердил годных, накупил рабов румов и негров, произвел необходимые приготовления и выступил во главе прекрасно снаряженного и громадного войска, послав Ибн-Шейху приглашение изъявить покорность халифу и возвратить захваченные деньги. Ибн-Шейх дал дерзкий ответ. Тогда Ибн-Тулун отправился 6-го Джумады II (Ал-Мухтеди был убит в Раджебе 256-го года (Ибн-ал-Асир VII, 157); после того последовали, по тексту ал-Макризия, переговоры ал-Му'тамида с Ибн-Шейхом, сношения с Ибн-Тулуном и приготовления Ибн-Тулуна к войне. Между тем Джумада II по мусульманскому календарю предшествует Раджебу. Следовательно указанная дата может относиться только к 257-му году 6-ое Джумады II 257-го года = 1 Мая 871 г. п. Р. X.), оставив в Египте наместником брата своего Мусу-ибн-Тулуна. В дороге он [669] получил письмо из Ирака, вернулся и вступил в Фустат в Ша'бане. И прибыл из Ирака турок Маджур для ведения войны против Ибн-Шейха. Приверженцы Ибн-Шейха с его сыном во главе встретились с ним и были разбиты, и сын Ибн-Шейха был убит. Маджур овладел Дамаском, а Ибн-Шейх уехал в армянские области, и Маджур стал правителем всех дамасских округов.

Ал Ихшид.

/II, 25,10/ Ибн-Зулак говорит в жизнеописании ал-Ихшида: 6-го Шевваля 330-го года (24 Июня 942 г. п. Р. X.) ал-Ихшид отправился во главе своих войск в Сирию...

Джамия ал-Джизы.

/II, 320,18/ Ее построил Мухаммед ибн-Абдулла-ал-Хазин в Мухарреме 350-го года... (20 Фев.-21 Map. 961 г. п. Р. X). И пошел ал-Хазин ночью в одну из церквей джизехского округа, выломал из нее столбы, заменил их пилястрами и перенес столбы в вышеупомянутую мечеть.

Кафур.

/II, 26/ Кафур был черный евнух с просверленной нижней губой и уродливыми ногами, пузатый, грузный... /II, 27/ Когда ал-Ихшид умер в Дамаске Кафур уладил дела и частью лестью, частью угрозами успокоил народ, взволнованный неожиданной вестью, снарядил [670] своего господина, (т. е. ал-Ихшида) перенес его в Иерусалим и пошел в Египет. Он вступил в него, когда преемником ал-Ихшида был признан сын его, Абу-л-Касим Онуджур. Немедленно после этого было получено известие из Дамаска о взятии этого города Сейф-ад-даулой-'Алий-ибн-Хамданом и о его движении на Рамлу. Тогда Кафур вышел с войсками, причем во время молитв при входе в его палатку били в даб-дабы, т. е. в барабаны; он пошел, одержал победу и взял добычу, а затем вернулся в Миср достигнув высокого положения. Он стал заменять Онуджура, воеводы называли его устадом, собирались у него в его дворце, и он раздавал им почетные платья, лошадей и подарки, так что в один день он назначил Джанеку, одному из ихшидовых воевод, 14 тыс. динаров...

... За него молились на всех кафедрах за исключением Мисра, Рамлы и Табарии. В 340-м году (9 Июня 951—28 Мая 952 г. п. Р. X.) и в этих местах стали молиться за него.

Джа'фар-ибн-Фалах.

/II, 378-9/ Джа'фар-ибн-Фалах ставил себя выше Джаухара. Когда он прибыл с ним в Египет, то Джаухар послал его в Сирию во главе войск; он овладел Рамлой, взял верх над ал-Хасаном-ибн-'Абдулла-ибн-Тагаджем, пошел дальше и овладел Taбapиeй и Дамаском. Овладев Сирией, он счел себя слишком высоко стоящим человеком, чтобы переписываться с Джаухаром, и послал тайком от него из Дамаска к ал-Му'ыззу, который находился в Магрибe, письма, в которых превозносил свою преданность, нападал [671] на Джаухара и описывал завоеванное им самим, с помощью Божией, для ал-Му'ызза. Это разгневало ал-Му'ызза; он возвратил ему его письма, не распечатав их, и написал ему: „ты ошибся относительно твоего положения; мы прикомандировали тебя к нашему воеводе Джаухару; ему и пиши!.." Джа'фар-ибн-Фалах рассердился еще больше; Джаухар узнал про все это, и Ибн-Фалах, боясь, что Джаухар не пошлет ему подкреплений, перестал посылать к нему просить его помощи и оставался на своем месте, не сообщая Джаухару никаких известий о своем положении, пока на него не напал кармат ал-Хасан-ибн-Ахмед, и пока не случилось то, о чем было упомянуто в своем месте (Джа'фар-ибн-Фалах был убит в битве против карматов).

Карматы.

/I, 383/ Са'ада-ибн-Хайян, слуга ал-Му'ызза-ли-дин-иллаха... В Шеввале (360-года) (28 Июля—25 Авг. 971 г. п. Р. X.) при получении известия из Дамаска о прибытии в Сирию кармата ал-Хусейна-ибн-Ахмеда (Различвые авторы называют его то Ал-Хусейн, то ал-Хасан), известного под именем ал-А'сама, и об убиении Джа'фара-ибн-Фалаха, Джаухар послал Са'аду с армией в Сирию. Са'ада пошел на Рамлу, но узнав, что кармат идет на нее, отошел со своими в Яфу и вернулся в Египет. Затем в 61-м году (24 Окт. 971—11 Окт. 972 г. п. Р. X.) он пошел на Рамлу и овладел ею. Тогда кармат выступил против него, Са'ада бежал от него в Каир и там умер 25-го Мухаррема 362-го года (5 Нояб. 972 г. п. Р. X. Подобное же известие повторяется на стр. 137 т. 11-го Хитата; там известию предшествуют слова: “говорит Ибн-Зулак в книге, дополняющей книгу ал-Киндия касательно известий о египетских эмирах”. Вместо Са'ады назван Му'аз. Эти имена легко могут быть перепутаны небрежным переписчиком. — На стр. 138 т. II упоминается о другом сочинении Ибн-Зулака, о Жизнеописании имама ал-Му'ызза-ли-дин-иллаха). [672]

Алф-текин.

/I, 378/ Когда умер ал-Му'ызз, и стал халифом после него сын его, ал-'Азиз, а в Дамаск из Багдада прибыл Хафтекин ал-Шерабий, то ал-'Азиз-биллах послал в Сирию воеводу Джаухара. Тот отправился в нее с транспортами оружия и денег во главе громадной армии и остановился под стенами Дамаска 22-го Зу-л-Ка'ды 366-го года (22 Июля 976 г. п. Р. X.). Он стоял под его стенами, воюя с жителями его, пока кармат ал-Хасан-ибн-Ахмед не прибыл из ал-Ахсы в Сирию. Тогда, 3-го Джумады 1-й 366-го года (28 Дек. 976 г. п. Р. X.), Джаухар отошел и расположился в Рамле. Между тем кармат, который шел по его пятам, умер, и после него предводителем сделался кармат Джа'фар. Он стал воевать против Джаухара, положение которого сделалось затруднительным, и он ушел в 'Аскалан. Здесь он был осажден Хафтекином, испытал во время осады страшные бедствия и, заключив мир с Хафтекином, вышел из 'Аскалана в Египет, пробыв в 'Аскалане и в окрестностях Рамлы около 17-ти месяцев...

/II, 9,2/ Этот Хафтекин назывался: Алфтекин Абу-Мансур ат-Туркий аш-Шерабий и был слугой My'ызз-ад-даулы Ахмеда-ибн-Бувейхи... Когда турки отправились из Багдада на войну против дайлемитов, то между ними произошло большое сражение, в котором Хафтекин отличился. Но его товарищи были обращены в бегство, покинули его, и он удалился с небольшим отрядом, состоявшим из его турок, которых было около четырехсот.. (Они уехали в Сирию и были приняты в Химсе). Между тем в Дамаске [673] восстала толпа, состоявшая из черни и мошенников; они стали нападать на правительственных чиновников. и их бесчинства стали невыносимы. Их глава был известен под именем Ибн-ал-Маверда. И когда дошло до жителей известие о Хафтекине, то они послали к нему из Дамаска в Химс, приглашая его к себе, обещая ему стоять с ним против войск ал-Му'ызза, выгнать их из Дамаска и сделать его своим правителем. Это предложение пришлось ему по сердцу, он отправился и за несколько дней до конца Ша'бана 364-го года (Последнее число Ша'бана было 14 Мая 975-го года по Р. X.) остановился при Орлиной Tpoпе. Между тем войско Му'ызза получило известие о фиренджах: они шли на Триполи. Тогда все войска Му'ызза пошли навстречу врагу, а Хафтекин занял Дамаск без боя и, пробыв там несколько дней, отправился воевать против Залима. Тот бежал от него, и Хафтекин вступил в Ба'албекк. Но враги — румы и фиренджи — напали на него врасплох, разграбили Ба-'албекк, пожгли его, — это случилось в месяце Рамадане (15 Мая—13 Июня 975 г. п. Р. X.), — рассеялись по округам Ба'албекка и ал-Бика', убивая, забирая в плен и сжигая, и направились в Дамаск, куда уже спасся Хафтекин. И вышли к ним жители Дамаска и просили их не трогать этой местности. Румы потребовали денег. Тогда вышел к ним Хафтекин, поднес им подарки и вступил с ними в переговоры, объясняя, что не может собрать денег, потому что сила находится в руках Ибн-ал-Маверда и его приверженцев. По приказанию царя румов Ибн-ал-Маверд был схвачен и закован. Хафтекин вернулся назад, посредством [674] строгих мер собрал деньги и доставил царю румов 30 тысяч динаров. Тот отъехал в Бейрут, затем в Триполи. Хафтекин приобрел силу в Дамаске и провозгласил в нем государем 'аббасида Абу-Бекра-'Абд-ал-Керима-ат-Таи'-ибн-ал-Мути'. И послал Хафтекин летучие отряды против бедуинов; они имели успех, вернулись к нему с взятыми в плен бедуинами, и он казнил их. Опасаясь ал-Му'ызза, он вошел в переписку с карматами, приглашая их придти к нему из ал-Ахсы, чтобы сражаться против войск ал-Му'ызза. Он не переставал настаивать на этом, пока они не прибыли к Дамаску в 365-м году и не остановились вне стен его. С ними было много таких приверженцев Хафтекина, которые было рассеялись по разным окру-гам. Подкрепив себя ими, он встретил карматов, доставил им припасы, отвел им пастбища, и они, простояв несколько дней под стенами Дамаска, отъехали в сторону Рамлы, в которой находился Абу-Махмуд. Он спасся в Яфу. Карматы осадили (В тексте н а з а л у; я читаю н а з а л у, так как дальше сказано, что карматы были под ('а л а) Рамлой) Рамлу и вели военные действия против Яфы, пока обе стороны не утомились, и пока им всем не надоела надолго затянувшаяся война. И пошел Хафтекин на побережье, осадил Сайду, в которой находились назначенные ал-Му'ыззом 'укайлит Залим-ибн-Маухуб и Ибн-аш-Шейх. Хафтекин так энергично сражался против них, что Залим бежал от него в Сур. С обеих сторон было убито около четырех тысяч человек. Хафтекин обрубил руки убитым солдатам ал-Му'ызза, [675] послал их в Дамаск и их носили по городу. Затем он пошел от Сайды в 'Акку, занятую войском ал-Му'ызза. Между тем в Раби'е I умер ал-Му'ызз, и престол занял после него сын его ал-'Азиз-биллах. Он отправил на войну против Хафтекина и карматов воеводу Джаухара во главе большого войска. Карматы узнали про это в то время, когда были под Рамлой; до Хафтекина это известие дошло в то время, когда он осаждал 'Акку. Карматы испугались и бежали от Рамлы; Джаухар остановился в ней; часть карматов удалилась в свое отечество, Ал-Ахсу; большинство же отступило. Хафтекин, уже зная об уходе карматов и об отступлении некоторых из них, пошел от 'Акки в Табарию, там соединился с ними, приготовился встретить Джаухара, собрал припасы из городов Хаурана и Батании, ввез их в Дамаск, пошел в него и укрепился в нем. 22-го Зу-л-Ка'ды Джаухар остановился в окрестностях Дамаска, возвел около своего лагеря стену, вырыл большой ров и проделал в стене ворота. Между тем Хафтекин собрал своих людей для борьбы. После Ибн-ал-Маверда остался человек, известный под именем Кассама-ат-Тураба, ставший во главе значительного числа черни. Хафтекин помог ему, усилил его и снабдил его оружием и иными предметами. Между этими людьми и Джаухаром происходили ожесточенные и долгие схватки до 11-го Раби'я I 366-года. Тогда положение Хафтекина стало плохим, сперва он задумал бежать, но затем стал искать помощи. И было получено известие о приближении к Дамаску кармата ал-Хасана-ибн-Ахмеда. Тогда Джаухар просил мира, предлагая удалиться от Дамаска с тем, чтобы его никто не преследовал. Дело в [676] том, что он видел, как мало денег оставалось у него; что так как корму не хватало, то многие из находившихся в его лагере животных погибли, и большая часть его войска состояла из пехотинцев; притом он боялся прибытия карматов. Хафтекин согласился на его предложение с великой радостью и величайшим удовольствием. И Джаухар отправился 3 Джумады 1-ой и шел с большой поспешностью, так как карматы были близко. Он остановился в Табарии. Узнав об этом, кармат устремился на него /II, 10/ после его ухода из Табарии в Рамлу и послал против него конный отряд, который сразился с Джаухаром, причем было убито много арабов. Кармат нагнал Джаухара, а вслед за карматом пошел Хафтекин. И умер кармат ал-Хасан-ибн-Ахмед в Рамле, и после него во главе карматов стал его племянник Джа'фар. Он не поладил с Хафтекином и вернулся из Рамлы в ал-Ахсу. Хафтекин продолжал войну и не переставал настойчиво вести ее, пока Джаухар не бежал от него в 'Аскалан, причем Хафтекину достались в добычу несметные богатства из его обоза. Хафтекин осадил 'Аскалан. Ал-'Азиз, узнав об этом, приготовился к походу в Сирию. После долгой осады Джаухар вошел в сношения с Хафтекином, и мир был заключен на условии уплаты ему известной суммы и с тем, что Джаухар пройдет под мечом Хафтекина. Он повесил свой меч над воротами 'Аскалана, и Джаухар со своими прошли под ним и пошли в Каир, где Джаухар застал ал-'Азиза, уже выступившего в поход, и пошел с ним. Война между Хафтекином и Джаухаром в окрестностях Рамлы и в 'Аскалане продолжалась 17 месяцев. И пошел [677] ал-'Азиз-биллах и остановился в Рамле. Хафтекин находился в Табарии и пошел навстречу ал-'Азизу. При Хафтекине были Абу-Исхак и Абу-Тахир, братья Му’изз-ад-даулы-ибн-Бахтиар-ибн-Ахмед-ибн-Бувейги, и Абу-л-Леххад Мерзубан 'Изз-ад-даула-ибн-Бахтиар-ибн-'Изз-ад-даула-ибн-Бувейхи. Они вступили в сражение с Ал-'Азизом, и не прошло часа, как войска ал-'Азиза разбили Хафтекина и овладели им. Это было в четверг 23 Мухаррема 368-го года (23 Мухаррема 368-го года приходилось в субботу; 23 Мух. 367-го — в понедельник; если вместо б а к и н а читать х а л а у н а, то получится 7-ое Мухаррема 368 г., которое соответствует четвергу 15 Авг. 978 г. п. Р. X. — 7-ое Мухаррема 367-го года приходилось в субботу). Абу-Исхак и Мерзубан-ибн-Бахиар просили амана. Абу-Тахир, брат 'Изз-ад-даулы-ибн-Бахтиара, был убит. Большинство воинов Хафтекина было взято в плен. Его самого искали среди убитых и не нашли. Во время поражения он бежал в одиночку на лошади; некий бедуин взял его в плен и привел с тюрбаном на шее к тайиту Муфарриджу-ибн-Дагфаль-ибн-ал-Джарраху, а тот отправил его к ал-'Азизу, по приказанию которого Хафтекина провели напоказ по лагерю верхом на верблюдe. И стал народ бить его и дергать его за бороду, что послужило ему хорошим уроком (См. Dozy, Complem. aux dict. ar. II, 91). Затем ал-'Азиз с Хафтекином и пленниками пошел в Каир, облагодетельствовал Хафтекина и его товарищей, обласкал его самым лучшим образом, поместил его в дом и надавал ему подарков и почетных платьев... так он жил до своей кончины в 372-м году...

/II, 284,7/ Ал-'Азиз обласкал Хафтекина и оказал ему величайший почет. И написал ал-Азизу шериф [678] Абу-Исма'ил Ибрахим ар-Рейс: “Господин мой! Этот неверующий заслуживает всевозможных наказаний. Удивительно, как могут обходиться с ним ласково!”. Встретив его, ал-'Азиз сказал: Ибрахим! я прочитал твое письмо, касающееся Афтекина, и объяснюсь перед тобою: знай, что мы обещали ему обласкать его и сделать его правителем. Согласившись и подойдя к нам, он разбил свои шатры и палатки напротив нас. Мы захотели, чтобы он удалился, но он заупрямился и стал сражаться. Когда он был обращен в бегство, то я пошел к шатрам, вошел, упал ниц, благодарил Бога, и просил Его даровать мне овладеть им; через мгновение его привели пленным. Думаешь ли ты, что мне прилично нарушить свое слово?

Христиане в 367-м году.

/I, 265,35/ Ал-Мусаббихий говорит в своей летописи под 367-м годом (19 Авг. 977-8 Авг. 978 п. Р. X.), что христианам запретили устраиваемые ими в Крещение сборища, купания и публичные увеселения под страхом изгнания из столицы, о чем и было провозглашено.

Царствование ал-Хакима.

/I, 285/ Ал-Хаким утвердил 'Ису-ибн-Нестураса начальником собственной канцелярии и назначил Сулеймана-ибн-Джа'фар-ибн-Фалаха правителем Сирии. И вышел Банджутекин из Дамаска, пошел, чтобы прогнать Сулеймана-ибн-Джа'фар-ибн-Фалаха, и достиг Рамлы. К Банджутекину примкнул тайит Ибн-ал-Джаррах [679] с большим числом бедуинов; Банджутекин сразился с Ибн-Фалахом, был разбит и бежал. За-тем он был взят в плен, приведен в Каир, и ему были оказаны почести... И назначил Барджуван своим секретарем Фехда-ибн-Ибрахима; он подпи-сывал за него и получил титул ар-Рейса. И сменил ал-Хаким Сулеймана-ибн-Фалаха, правителя Сирии, заменив его Дшейшем-ибн-ас-Самсамой, и назначил кетамита Фахла-ибн-Исма'ила правителем Сура, евнуха Яниса — правителем Барки, евнуха Мейсура — правителем Триполи, евнуха Ямена — правителем Газзы и 'Аскалана... И умер Джейш-ибн-ас-Самсама в Paби'e II 390-го года... И ал-Хаким назначил правителем Дамаска Фахла-ибн-Темима; он умер несколько месяцев спустя, и ал-Хаким назначил правителем 'Алия-ибн-Фалаха... В Рамадане 392-го года ал-Хаким назначил Темвасальта-ибн-Беккара правителем Дамаска взамен Ибн-Фалаха. В 393-м году ал-Хаким начал строить джамию Рашиду, а 8-го Джумады II казнил Фехда-ибн-Ибрахима, который пробыл на своем месте 5 лет, 9 месяцев и 12 дней. На его место был назначен 'Алий-ибн-'0мар ал-'Аддас. И отправился эмир Марух правителем в Табарию... (Дальше в тексте сведения о событиях годов 394—403. Сведения о христианах по содержанию или одинаковы с уже напечатанными в извлечениях из летописи Яхъи, или же имеются в других местах Хитата и потому для избежания повторений опущены).

/II, 288/ В 404-м году ал-Хаким обязал евреев в банях носить на шее колокольчик, а христиан — крест.

/II, 14,31/ В Шеввале 386-го года (17 Окт.—14 Нояб. 996 г. п. Р. X. Это известиe — не перевод текста, а извлечение из него) Хусейн, сын Джаухара, был назначен ал-Хакимом заведывать почтой [680] и составлением указов. Он назначил своим заместителем по составлению указов писца христианина Абу-Мансура Бишра-ибн-'Убейдулла-ибн-Сурина.

/I, 295, 494/ В 388-м году (3 Янв.-22 Дек. 998 г. п. Р. X. Это известие — не перевод текста, а извлечение из него) Крещение торжественно праздновалось в присутствии Фехда-ибн-Ибрахима, христианина, секретаря Барджувана.

/I, 14,35/ 13-го Джумады 1-ой 390 г. Хаким вместо убитого Барджувана назначил править делами государства Хусейна; его товарищем стал ар-Рейс Абу-л-'Ала Фехд-ибн-Ибрахим, христианин, секретарь Варджувана.

/I, 31,10/ В Джумаде II 393-го г. (7 Апр.—5 Мая 1003 г. п. Р. X.) Абу-Тахир Махмуд ан-Нахви, писец, довел до cведения ал-Хакима, что народ жалуется на преобладание христиан, на их влияние в государстве, на их назначение везирями и на Фехда-ибн-Ибрахима, который упрочивает их положение и доверяет им распоряжаться финансами и канцеляриями, что причиняет вред для мусульман и дает силу в руки христиан (После этого доноса христианину Фехду-ибн-Ибрахиму 8-го Джумады II отрубили голову).

/I, 282,14/ Ал-Мусаббихий говорит под 393-м годом: 17 Раби'я II начали строить рашидскую джамию. На ее месте была церковь, а вокруг нее — кладбище христианское и еврейское.

/I, 283,5/ Говорит Ибн-абу-Тай в известиях о 393-м годе в своей книге “история Халеба”: христиане яковиты начали строить ту церковь, которая была уничтожена в окрестности Мисра в месте, известном под названием Рашиды. И напала на нее толпа мусульман и разрушила построенное христианами. Это дошло до сведения ал-Хакима. Ему сказали, что христиане строят [681] новую церковь. Христиане возразили, что она существовала до ислама. Тогда ал-Хаким приказал ал-Хусейну-ибн-Джаухару рассмотреть доводы обеих сторон, и тот склонился на сторону христиан. Ал-Хаким ясно понял, в чем дело и приказал превратить эту церковь в соборную мечеть, и она была построена в самом скором времени. Это и есть рашидская джамия. Рашида — название прежней церкви. В ее соседстве были две церкви — одна принадлежавшая яковитам, другая — несторианам. Они были также разрушены, и на их местах построены две мечети.

/II, 341,26/ В 395-м г. в джамиях Мисра и Каира и Острова был прочитан указ о том, чтобы христиане и евреи надевали отличительные знаки и кушаки, а их отличительный знак — черный цвет, отличительный цвет мятежников 'аббасидов, и чтобы они опоясывались кушаками.

/I, 264/ Когда в 398-м году (В тексте 378, но в этом году Раджеб соответствовал Октябрю; в 398 г. 10-ое Раджеба соответствовало 21 Марта 1003 г. п. Р. X.) 10-го Раджеба наступило Вербное Воскресенье, то ал-Хаким-би-амриллах Абу-'Алий Мансур-ибн-ал-'Азиз-биллах запретил христианам украшать церкви и носить пальмовые ветви согласно их обычаю. Множество людей, у которых нашли ветви, были арестованы. И ал-Хаким приказал конфисковать неприкосновенные имущества церквей и вписать их в государственный реестр. Такое же предписание было отправлено во все округа. И было сожжено множество христианских крестов при воротах Древней Джамии и Шурты.

/II, 507/ В ал-Максe, внe Каира с северной стороны его, было много церквей, которые разрушил ал-Хаким-би-амр-иллах Абу-'Алий Мансур 19-го Зу-л-Хиджжы [682] 399-го года (14 Авг. 1009 г. п. Р. X.). Он отдал на разграбление то, что было в них. И из них было расхищено чрезвычайно много после того, как он приказал, в месяце Раби'е I этого года, разрушит рашидские церкви вне Мисра, на восток от него, а на месте, где они были, построил джамию, известную под именем ар-Рашиды. И в 394-м году (30 Окт. 1003—17 Окт. 1004 г. п. Р. X.) он также разрушил две находившиеся там церкви и предписал христианам одеваться в черный цвет и опоясываться кушаками. И он конфисковал неприкосновенные имущества этих церквей и монастырей, отдал их в ведение дивана, сжег большое число крестов, запретил украшать церкви снаружи в Вербное Воскресенье, стал преследовать христиан и подверг многих из них телесному наказанию.

В 400-м году (25 Авг. 1009 — 14 Авг. 1010 г. п. Р. X.) Абу-Наср-ибн-Абдун, христианин, получивший титул ал-Кафи (Достаточного)... подписывал от имени халифа.

Восстание джаррахидов и Абу-л-Футух.

Когда ал-Хаким-би-амр-иллах принялся казнить состоявших на государственной службе воевод, писцов и судей, то арестовал 'Алия и Мухаммеда, сыновей ал-Магрибия, и казнил обоих. Тогда Абу-л-Касим Хусейн-ибн-'Алий-ибн-ал-Магрибий бежал от него к Хассану-ибн-Муфарридж-ибн-ал-Джарраху, и тот принял его под свое покровительство. Ал-Хаким назначил Ярухтекина правителем Сирии. Ибн-ал-Джаррах убоялся его по причине многочисленности войск его. И посоветовал [683] Ибн-ал-Магрибий Ибн-ал-Джарраху напасть на него врасплох. Тогда Ибн-ал-Джаррах напал врасплох на Ярухтекина во время пути его, взял его в плен, вернулся назад к Рамле и разослал всадников для набегов по землям ее. И вышло то войско, которое находилось в Рамле, вступило в бой с бедуинами и дало им такой отпор, что они готовы были бежать и бежали бы, если бы Ибн-ал-Магрибий не возбудил их энергии, посоветовав провозгласить, что будет дозволено грабить и забирать добычу. Тогда они удержались на месте, кликнули клич, и к ним собралась многочисленная толпа; они двинулись на Рамлу, овладели ею и стали грабить, насиловать и убивать без удержу. Это событие крайне взволновало ал-Хакима. Он написал Муфарриджу-ибн-Джарраху, предупреждая его о дурных последствиях и требуя от него освобождения Ярухтекина из рук Хассана. сына Муфарриджа, и отсылки его в Каир. За это он обещал ему 60 тысяч динаров. Узнав об этом Ибн-ал-Магрибий поспешил явиться к Хассану и не переставал побуждать его убить Ярухтекина, пока тот не велел привести его и не отрубил ему головы. На ал-Муфарриджа это произвело тяжелое впечатление; он понял, что его отношения к ал-Хакиму испортились. Тогда Ибн-ал-Магрибийй до тех пор стал говорить ему, что было бы хорошо отказаться от подданства ал-Хакима и провозгласить другого государя, пока Муфарридж не согласился и не снесся с меккским эмиром, Абу-л-Футухом 'алидом ал-Хасаном-ибн-Джа'фаром, приглашая его объявить себя халифом и убеждая его, что это дело легко исполнимо. И ал-Муфарридж послал к нему Ибн-ал-Магрибия поторопить его приехать. И он подговорил Абу-л-Футуха [684] захватить наследство, оставленное одним богачом, и сорвать серебряные и золотые михрабы, воздвигнутые над Ка'бой. Абу-л-Футух перечеканил их в динары и дирхемы и назвал их ка'бийскими. И выехал Ибн-ал-Магрибий из Мекки и пригласил арабов племен Сулейм, Хилаль и 'Ауф-ибн-'Амир признать государем Абу-л-Футуха. Затем он поехал с ним и с собравшимися к нему бедуинами и прибыл в Рамлу. Джаррахиды встретили Абу-л-Футуха, поцеловали перед ним землю и приветствовали его, как повелителя верующих. Он велел провозгласить среди народа амнистию и в эту пятницу помолился с народом. Ал-Хаким не мог перенести этого и стал склонять на свою сторону Хассана, Муфарриджа и других, предлагая им щедрое вознаграждение. Тогда они стали неодобрительно относиться к Абу-л-Футуху; к тому же правителем Мекки был назначен один из двоюродных братьев Абу-л-Футуха. Тогда Абу-л-Футух стал терять под собой почву; он догадался об измене со стороны Хассана, вернулся в Мекку, вступил в переписку с ал-Хакимом и стал просить у него извинения. Тот простил его. Что же касается Ибн-ал-Магрибия, то он, заметив, что дело Абу-л-Футуха пошло прахом, и что джаррахиды склоняются на сторону ал-Хакима, написал ему:

Будет с меня, что ты знаешь, каков мой язык, созидающий и разрушающий славу.
Не тот милостив, кто прощает, когда целуют его руку, а тот, кто укушен и помиловал.

Тогда ал-Хаким прислал ему собственноручно написанную грамоту о прощении, но Ибн-ал-Магрибия она не застала: он уже уехал в Багдад.

/II, 266,1/ [Ал-Мусаббихий] говорит под 401 годом: 28 [685] Джу-мады I (28 Дж. I = 7 Янв. 1011 = 12 Тубы), что соответствует 10-му Тубы, христианам запретили праздновать Крещение и ни один из них не погружался в реку.

Аз-Захир.

/I, 266, 494,86/ В 415 г. (15 Map. 1024-3 Map. 1025 г. п. Р. X.) аз-Захир лично присутствовал при праздновании Крещения. Монахи и священники процесссинально несли кресты и свечи.

Ад-Дузберий,

/I, 354,19/ В 414-м году (26 Map. 1023—14 Map. 1024 г. п. Р. X.) Мунтехаб-ад-даула ад-Дузберий, губернатор Кайсарии, был назначен правителем Палестины. Между ним и Хассаном-ибн-Муфарридж-ибн-Джаррахом произошли сражения.

Возобновление храма Воскресения.

/I, 355,10/ В 418-м году (11 Фев. 1027— 30 Янв. 1028 г. п. Р. X.) было заключено перемирие с повелителем румов, который признал аз-Захира главой мусульман в стране румов, восстановил соборную мечеть в Константинополе и устроил в ней место для провозглашения азана. И восстановил аз-Захир церковь Воскресения в Иерусалиме и позволил принявшим ислам во времена ал-Хакима возвратиться в христианскую веру. И многие принявшие ислам возвратились в христианскую веру. [686]

Ибн-Хамдан.

/I, 335,35/ В 440-м году (16 Июня 1048-4 Июня 1049 г. п. Р. X.) Насир-ад-даула ал-Хусейн-ибн-Хамдан, правитель Дамаска, отправился с войсками в Халеб и воевал против его правителя Сималя-ибн-Салих-ибн-Мирдаса; затем, немного спустя, он вернулся назад. И был назначен Музаффар ас-Саклабий правителем Дамаска; он арестовал Ибн-Хамдана, стал выжимать из него деньги и заключил его в Суре, а затем в Рамле.

Конфискация имущества храма Воскресения при ал-Мустансире.

/I, 355/ Что касается великого бедствия, то оно началось с того, что в Египте в 446-м году (12 Апр. 1054 -1 Апр. 1055 г. п. Р. X.) поднялись цены на хлеб, и за высокими ценами последовал мор. Тогда халиф ал-Мустансир-биллах Абу-Темим Ма'адд, сын аз-3ахира-ли-и'зази-дин-иллаха Абу-л-Хасана 'Алия, послал к повелителю румов в Константинополь с просьбой прислать хлеба в Египет. Тот отпустил 400 тысяч ардебов и намеревался отправить их в Египет, но был застигнут смертью и умер, не успев сделать это. После него управление государством взяла в свои руки женщина и написала ал-Мустансиру, прося его помощи и поддержки египетскими войсками в случае, если кто-либо восстанет против нее. Он отказался помогать ей так, как она хотела. Тогда она разгневалась и задержала отправление хлеба в Египет. Ал-Мустансир [687] рассердился, снарядил войска под предводительством Мекина-ад-даулы ал-Хасана-ибн-Мулхама против Лаодикеи, и эти войска стали воевать против правительницы румов за нарушение заключенного договора и за то, что она помешала привозу хлеба в Египет. Этим войскам а л-Мустансир послал многочисленные подкрепления. В Сирии провозгласили священную войну. Ибн-Мулхам остановился близ Апамеи, стеснил жителей ее и предпринял набеги по округам антиохийским, забирая в плен и грабя. Тогда владетель Константинополя послал на море 80 судов; Ибн-Мулхам несколько раз вступал в борьбу с ними, но потерпел поражение и в месяце Раби'е I-м этого года был взят в плен с многими своими воинами. Тогда в 447-м году (2 Апр. 1055—20 Map. 1056 г. п. Р. X.) ал-Мустансир послал Абу-'Абдуллу ал-Куда'ия с посланием в Константинополь. И прибыл туда же из Ирака посол сельджукида Тогруля с письмом, в котором он приказывал правителю румов предоставить его послу право читать молитву в соборной мечети константинопольской. Он дозволил ему это; посол вступил в соборную мечеть, сотворил в ней пятничную молитву и помолился за 'аббасидского халифа ал-Каима-би-амр-иллаха. Судья ал-Куда'ий послал известить об этом ал-Мустансира. Тогда этот последний послал в Иерусалимскую церковь Воскресения и конфисковал все находившееся в ней христианское имущество, которого было много. И с этих пор отношения между румами и египтянами испортились.

Бедр-ал-Джемалий.

/I, 381,31/ Эмир-ал-Джуюш Абу-н-Наджм Бедр-ал-Джемалий. Он был армянин, раб Джемал-ад-даулы-ибн-'Аммара [688] и поэтому известен под именем ал-Джемалия. С того времени, как он попал в рабство, он не переставал старательно исполнять свое дело и упражняться в настойчивости. После различных служебных мест он сделался правителем Дамаска от имени ал-Мустансира в среду 23 Раби'я II 465 года (По Lacoine 23 Раб. II 455 года = Пятница 25 Апр. 1063 г.; 23 Раб. I того же года = Среда 26 Map. 1063 г. В арабс. тексте по ошибке стоит 465 г. Это видно из того, что последующие события отнесены к 456, 458 и 460 гг.). Затем он ушел из него, подобно обратившемуся в бегство, во вторник 14 Раджеба 56-го года (По Lacoine 14 Радж. 456 г. = Пятница 2 Июля 1064 г. п. Р. X.). Потом он вторично сделался правителем Дамаска в воскресенье 6 Ша'бана 58-го года (По Lacoine 6 Ша'бана 458 г. = Понедельник 3 Июля 1066 г. п. Р. X.) . И дошло до него известие, что в 'Аскалане убили его сына Ша'бана. Тогда он вышел в месяце Рамадане 460-го года. И возмутилось его войско и разрушило его замок, и он был облечен званием наиба 'аккского. И когда в Египте случилась великая смута. ... и был убит Б.л.д.к.ш Насир-ад-даула Хусейн-ибн-Хамдан, ал-Мустансир написал ал-Джемалию, приглашая его принять в свое ведение управление его государством. Ал-Джемалий согласился с условием привести с собой кого он выберет из своих войск и не оставить на службе ни одного египетского солдата. Ал-Мустансир согласился на его требование, с ним было принято на службу его войско, и он отправился морем из 'Акки.

Взятие Иерусалима египтянами.

Говорит ал-Фадыль-Мухаммед-ибн-'Алий-ибн-Юсуф-ибн-Муяссар: в Ша'бане 491 года (4 Июля—1 Авг. 1098 г. п. Р. X.) ал-Афдаль, сын [689] Эмир-ал-джуюша, отправился со значительными силами в поход против Иерусалима, в котором находились Сукман и Иль-Гази, сыновья Ортока, с толпой своих родственников и приверженцев и многочисленным войском, состоявшим из турок. Ал-Афдалъ снесся с ними, требуя от них сдачи Иерусалима без боя. Они не согласились на это его предложение; он осадил город, выставил против него метательные машины и разрушил одну его сторону. Тогда им ничего не осталось кроме изъявления покорности ему; они сдали ему город. Он дал им почетные платья и отпустил их. После взятия Иерусалима он вернулся со своими войсками назад и вступил в 'Аскалан. Там было запущенное место, в котором находилась голова ал-Хусейна-ибн-'Алий-ибн-Абу-Талиба. Ал-Афдаль достал ее, умастил благовониями, перенес ее в шкатулке в лучший дом 'Аскалана и построил часовню. Когда она была готова, ал-Афдаль взял на руки благородную голову, понес ее, идя пешком, и поставил ее на приготовленное место. Другие говорят, что часовню в 'Аскаланe выстроил Эмир-ал-джуюш Бедр-ал-Джемалий, а сын его ал-Афдаль довершил ее. Эта голова была перенесена из 'Аскалана в Каир, и прибыла туда в воскресенье 8 Джумады II 548-го года.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.