Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

XXIV. Taкий-ад-дин ал-Фасий

(ум. 1429).

Абу-Тайиб Мухаммед-ибн-Ахмед-ибн-'Алий-ибн-'Абд-ар-Рахман Такий-ад-дин ал-Фасий ал-Xасаний ал-Маликий родился в Мекке в 775 (= 23 Июня 1373—11 Июня 1374 г. п. Р. X.) году в семействе, которое возводило свой род до зятя пророка Мухаммеда, 'Алия, и которое раньше жило в Фасе (Фец) в Марокко. Он воспитывался в Мекке, а затем с целью пополнить свои сведения совершил два путешествия: одно в Сирию, другое в Египет, после чего до своей кончины в Шеввале 832 г. (4 Июля—1 Авг. 1429 г. п. Р. X.) жил в Мекке, где занимал должность профессора высшей школы малекитского толка. Из его сочинений известны: 1) Ал-'икд-ас-семин фита'рихи-л-беледи-л-амин (драгоценное ожерелье касательно летописи города безопасного, т. е. Мекки) — биографический сборник родившихся или живших в Меке с приложением краткой истории этого города. Из этого 4-х томного сочинения ал-Фасий сделал извлечение: 2)'Иджалету-л-кира ли-р-рагиби фи те'рихи умми-л-кура (готовое угощение для любителя летописи матери городов, т. е. Мекки). — 3) Шифау-л-гарам би ахбари-л-бе-леди-л-харам (удовлетворение желания известий о священном городе) — история Мекки в 2-томах. Извлечения из этого сочинения напечатаны Вюстенфельдом во 2-м томе его Die Chroniken der Stadt Mekka, Leipzig, 1859.—См. [643] Хаджи-Хальфа 8051, 7606. — Wuestenfeld. Die Chroniken и т. д. т. 2, стр. VIII—XIV (там же о двух сокращениях третьего сочинения) и Die Geschichtsch. d. Araber, 206—7.

Нижеследующее извлечение заимствовано из издания Вюстенфельда, к страницам 2-го тома которого и относятся цифры на полях.


Абу-л-Футух в Рамле.

/Стр. 207/ Затем правителем Мекки стал брат его, Абу-л-Футух-ал-Хасан-ибн-Джа'фар ал-Хасаний, как то сообщает нам наш шейх Ибн-Халдун; он же говорит, что Абу-л-Футух в 390-м году (13 Дек. 999—30 Нояб. 1000 г. п. Р. X.) овладел по приказанию ал-Хакима Мединой и положил там конец правлению хусейнитов, потомков ал-Муханна. Правление Абу-л-Футуха в Мекке известно. Мы ссылаемся на Ибн-Халдуна потому что он указывает на дату его правления: Абу-л-Футух правил после своего брата, я же не нашел ни этого сведения (даты) (Даты взятия Медины Абу-л-Футухом), ни указания о взятии Медины ни у кого кроме Ибн-Халдуна. Впрочем, Бог лучше знает истину. Абу-л-Футух правил в Мекке, насколько я знаю, до своей смерти в 430-м году (3 Окт. 1038—22 Сент. 1039 п. Р. X.), за исключением того промежутка, во время которого 'убейдит ал-Хаким назначил правителем Мекки двоюродного брата Абу-л-Футуха по случаю восстания этого последнего. Затем, когда Абу-л-Футух снова изъявил покорность ему, то опять стал правителем Мекки. Причиной восстания Абу-л-Футуха было следующее обстоятельство: везирь Абу-л-Касим-ибн-ал-Магрибий после [644] казни его отца ал-Хакимом бежал от него и отдал себя под покровительство одного из джаррахидов. Ал-Хаким послал против них войско, но победа оказалась на стороне джаррахидов. При таких-то обстоятельствах везирь стал убеждать их, что хорошо было бы присягнуть Абу-л-Футуху, как халифу. Они склонились к этому предложению. Тогда Абу-л-Касим поехал к Абу-л-Футуху и стал убеждать его домогаться сана халифа. Абу-л-Футух отказался, ссылаясь на ничтожность своих средств. Тогда Абу-л-Футух стал убеждать его взять суммы, находившиеся в Ка'бе. Абу-л-Футух взял их и кроме того большое состояние одного купца, который умер в Джудде, и провозгласил себя халифом. Старшины хусейнитов и иные присягнули ему, как халифу, в обоих священных городах. Он принял прозвище ар-Рашида и отправился из Мекки в Рамлу к джаррахидам в сопровождении своих двоюродных братьев и, как говорят, тысячи черных рабов. При нем был меч, который он выдавал за Зу-л-Факар, и посох. /Стр. 208/ который он выдавал за посох посла Божьего. Когда он приблизился к Рамле, его встретили бедуины, поцеловали перед ним землю и приветствовали его, как халифа. Он остановился в Рамле и провозгласил приглашение поступать справедливо, жить по правде и бороться против кривды. Все это встревожило ал-Хакима. Ему не оставалось другого средства, кроме уступок джаррахидам, Тогда он посредством громадной суммы денег перетянул от Абу-л-Футуха на свою сторону джаррахида Хассана-ибн-Муфарриджа и его братьев. Абу-л-Футух узнал про это и просил Муфарриджа, отца Хассана, защитить его от ал-Хакима. Муфарридж написал ал-Хакиму, и тот возвратил его в Мекку. [645] Перед этим ал-Хаким назначил правителем обоих священных городов двоюродного брата Абу-л-Футуха (Буквально: сына его дяди по отцу), причем послал ему и старшинам хасанитам денег. Восстание Абу-л-Футуха произошло, согласно указаниям автора “Зеркала” (“Зеркало времени" сочинение Сибта-ибн-ая-Джаузия, который умер в 1256 г. п. Р.Х.) и других, в 401-м году (15 Авг. 1010-3 Авг 1011 г п. Р.Х.). Я же прочитал в летописи одного из наших шейхов, что это случилось в 402-м году (4 Авг. 1011-22 Июля 1012 г. п. Р. X.), и нашел в летописи ан-Нувейрия (Историк ан-Нувейрий умер в 1332 г. п. P. X.) нечто подтверждающее это, как мы скоро увидим. Мы обратили на это внимание, потому что аз-Зехебий в “Летописи Ислама” (Абу-'Абдулла Мухаммед Шемс-ад-дин аз-Зехебий умер в 1348 г. п. Р X.) говорит, что это случилось в 881-м году (20 Март. 991 8 Март. 992 г. п. Р. Х.). Без сомнения здесь ошибка, так как ал-Хаким вступил на престол только в 386-м году (25 Янв. 996-13 Янв. 997 г. п. Р. Х.); это утверждают и аз-Зехебий и другие. /Стр. 209/...И я прочитал в летописи ан-Нувейрия место, из которого следует, что когда Абу-л-Футух восстал против ал-Хакима, то в Мекке восстал против Абу-л-Футуха его брат. Ан-Нувейрий рассказывает, что когда Абу-л-Футух узнал, что ал-Хаким склонил на свою сторону джаррахидов, то сказал им: вот мой брат восстал против меня в Мекке; поэтому я боюсь, что моя власть там будет уничтожена в корне. Тогда они отослали его обратно в Мекку в месяце Раби'е II 403-го (20 Окт.-17 Нояб. 1012 г. п. Р. X.) года. Вот это место и свидетельствует в пользу тех, которые приyрочивают восстание Абу-л-Футуха к (40)2-му году. Впрочем Бог лучше знает истину.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.