Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

XVI. Aл-Meкин,

(ум. 1273).

Геоpгий-ибн-абу-л-Ясир-'Алий-ибн-абу-л-Макаpим-ибн-абу-т-Тайиб-ибн-Карвин-ибн-ат-Тайиб ал-Мекин-ибн-ал-'Амид родился в Каире. По примеру своего отца, который был секретарем у знаменитого Саладина, его брата ал-Мелика ал-'Адиля и у ал-Мелика аз-Захира, ал-Мекин также был на службе у мусульман. Он умер в Дамаске, куда удалился, оставив службу вследствие неприятностей. Предки ал-Мекина и он сам были христианами. Из его сочинений издана вторая часть его летописи под заглавием: Historia Saracenica... arabice olim exarataa Georgio Elmacino et latine reddita opera ac studio Thomae Erpenii. Lugd. Batav. 1625. Почти одновременно с этим изданием был выпущен английский перевод: The Saracenical historic, written in Arabike by George Elmacin, trans, in La-tine by Th. Erpenius, englished by Sam. Purchas. London 1626, а несколько позже французский перевод Р. Vattier: Histoire Mahometane, nouvellement trad. d'Arabe en Francois, Paris 1657. См. Хаджи-Хальфа, 2103.—Wuestenfeld, die Geschicht. d. Araber, 134—35. Нижеследующие извлечения заимствованы из издания 1625-го года, к страницам которого относятся цифры на полях.


Мухаммед и христиане.

/Стр. 11/ В христианских летописях сказано, что Мухаммед был расположен к христианам и мягко [539] относился к ним. Многие из них пришли к нему в качестве послов, просили у него амана, и он обложил их поголовной податью, обласкал их и написал им охранную грамоту. И он сказал 'Омару: скажи им, что мы смотрим на их жизнь, как на нашу жизнь, на их имущество, как на наше имущество, и на их честь, как на нашу честь. Этот хадис приводит автор “Китаб-ал-Мухаззаб-а”, ссылаясь на цепь передатчиков (В тексте: асламаху; я читаю: аснадаху), доходящую до Муслима; он же служит для имама Абу-Ханифы аргументом для требования казни мусульманина за убитого им зиммия. Пришел к Мухаммеду послом один из старшин христианских, и Мухаммед поднялся для встречи его и оказал ему почет. И обратились по этому поводу к Мухаммеду, и он сказал: если к вам придет благородный человек какого-либо народа, то окажите ему почет; этот же — старшина народа своего. И Мухаммед сказал: примите заповедь хорошо поступать с коптами египетскими, ибо вы общего с ними происхождения и соединены свойством. И он сказал: кто оказывает несправедливость зиммию, будет иметь его противником в день воскресения мертвых. И он сказал: кто наносит вред зиммию, мне наносит вред.

Завоевание Сирии.

Говорит (Абу-Джа'фар ат-Табарий): в 13-м году /Стр. 17/ Абу-Бекр снарядил войска в Сирию и послал 'Амра-ибн-ал-'Аса в Палестину, Язида-ибн-абу-Суфьяна, Абу-'Убейду-ибн-ал-Джарраха и Шурахбиля-ибн-Хасану в [540] ал-Белка и верхнюю Сирию, а Халида-ибн-Са'ид-ибн-ал-'Аса в Тейму. В этом же году произошла в Сирии битва между Халидом и патрицием румов, по имени Маханом. Халид-ибн-Са'ид обратил его в бегство и преследовал до ворот Дамаска. И остановился Халид при Мердж-ас-Суффаре Тогда румы преградили ему дорогу, вступили с ним в бой (В тексте: т.'х. р у х у; я читаю: наджазуху. Глагол 'а х а р а в V-й форме значит: очутиться позади, отступить), и были убиты сын Халида-ибн-Са'ида и большинство /Стр. 18/ его воинов; некоторая часть его отряда добежала до Зу-л-Мервы. Когда известие об этом дошло до Абу-Бекра, он послал Му'авию-ибн-абу-Суфьяна с отрядом мусульман для подкрепления брата своего. В этом же году Абу-Бекр написал Халиду-ибн-ал-Валиду, который находился в Ираке, назначая его предводителем сирийских войск и приказывая ему отправиться к ним с половиной его отряда. И пошел к ним Халид с девятью тысячами. В этом же году был завоеван город Бусра, первый завоеванный в Сирии город.

Осада Газзы.

/Стр. 19/ В тринадцатом году хиджры в Палестине было сильное землетрясение; земля тряслась тридцать дней, и появилась в Палестинe сильная чума. В этом же году мусульманская армия под предводительством 'Амра-ибн-ал-'Аса осадила Газзу. И послал тот патриций, который был в ней от имени Ираклия, к мусульманам, прося кого-нибудь из них придти переговорить с ним. И сказал 'Амр-ибн-ал-'Ас: я [541] пойду к нему. И он переоделся (В тексте: фашакара; я читаю: фатенаккара), перешел в Газзу и свиделся с патрицием, который принял его с почетом, приветствовал его и сказал: что привело вас в нашу страну и чего вы хотите? И сказал ему 'Амр-ибн-ал-'Ас: наш государь приказал нам сражаться против вас, пока вы не примете нашей веры; тогда вы будете равными нам и нашими братьями, для вас будет обязательным то же, что и для нас, и мы не будем причинять вам зла. Если же вы откажетесь принять ислам, то платите поголовную подать ежегодно, вечно, пока мы будем существовать и вы будете существовать; мы же будем сражаться за вас против того, кто будет притеснять вас или каким бы то ни было способом обижать вас; и мы дадим вам в том обязательство. Если же вы откажетесь и от этого, то между нами и вами не может быть ничего, кроме меча, и мы будем сражаться против вас, пока не исполним приказания Божьего. Когда патриций услышал речь /Стр. 20/ 'Амра-ибн-ал-Аса и смелые слова его, то не усомнился в том, что он предводитель врагов, и приказал своим убить 'Амра, когда он выйдет от него. И был при 'Амре слуга, знавший по-гречески. Он сообщил ему о том, что сказал патриций. Тогда 'Амр употребил хитрость и, снова обратившись к патрицию, сказал: старейшин моего народа десять человек, которые и распоряжаются им; они хотели придти со мной, но отправили меня, чтобы я выслушал речь твою и возвратился к ним; тогда они войдут к тебе, чтобы переговорить с тобой. И сказал патриций: есть среди этого народа подобные тебе? 'Амр сказал: я говорю меньше всех, рассуждаю хуже других и имею всех [542] меньше власти. Они явятся к тебе, чтобы ты выслушал их речь. Патриций сказал: сделай это (Т.е. приведи их)! И подумал патриций, что лучше убить десятерых, чем одного, и запретил убивать 'Амра в надежде, что он явится со всеми десятью, и он убьет их всех. Выйдя из ворот, 'Амр известил своих товарищей о случившемся и сказал: я больше никогда не пойду на такое дело. И вышли на них румы, произошло сражение и румы были обращены в бегство, причем множество их было убито. Мусульмане не переставали преследовать их, пока румы не добрались до Иерусалима и Кайсарии, где и засели за стенами. Тогда мусульмане оставили их, пошли в ал-Батанию и написали о случившемся Абу-Бекру, которого их посланец уже не застал в живых...

Взятие Дамаска.

/Стр. 21/ Говорит Абу-Джа'фар: в 14-м году был взят Дамаск. Дело в том, что мусульмане осадили его под предводительством Халида-ибн-ал-Валида. Когда 'Омар сделался халифом, то сместил Халида-ибн-ал-Валида с должности распорядителя в Cирии и назначил Абу-'Убейду-ибн-ал-Джарраха. Но Абу-'Убейда сообщил об этом Халиду только после взятия Дамаска. Остановясь под стенами Дамаска, мусульмане повели осаду энергично, поставили против города метательные машины и пробыли под Дамаском семьдесят ночей, а другие говорят: шесть месяцев. Затем город был взят, и вошел Халид через ворога Фомы насильно, и вошел Абу-'Убейда через [543] ворота Баб-ал-Джабия на основании мирного договора. Взятие Дамаска случилось в месяце Раджебе.

Битвы в Сирии. Химс.

Говорит Абу-Джа'фар: в 15-м году хиджры /Стр. 22/ собрались и соединились румы. Число мусульманских войск дошло до 36 тысяч, а число многобожников доходило до двухсот сорока тысяч. И мусульмане обратили в бегство их многочисленное войско и перебили из них бесчисленное количество. Говорит Абу-Джа'фар: в этом году было много битв с румами; в них верх одерживали мусульмане. Говорит Абу-Джа'фар: затем Абу-'Убейда и Халид остановились под Химсом и некоторое время осаждали его; затем мусульмане заключили с жителями Химса мир с условием уплаты поголовной подати и даровали им пощаду...

'Омар в Сирии. Взятие Иерусалима.

В 16-м году хиджры 'Омар-ибн-ал-Хаттаб отправился в Cирию и оставил наместником Медины ;Алия-ибн-абу-Талиба, а другие говорят — 'Османа-ибн-'Аффана. И остановился 'Омар в ал-Джабии, и заключил с ним мир ал-Артанун (Вместо а л-А р т а б у н . См. выше стр. 438, примечание), начальник Рамлы, которую осаждали 'Амр-ибн-ал-'Ас и Шурахбиль. Говорит Абу-Джагфар ат-Табарий: заключив мир с трибуном, 'Омар послал 'Амра-ибн-ал-'Аса и Шурахбиля против Иерусалима, и они осадили его. Когда жителям Иерусалима пришлось плохо, они [544] предложили сдаться с тем, чтобы охранная грамота была выдана им 'Омаром. На их требование согласились, и 'Омар заключил с ними мир. Когда Палестина и святая земля покорились 'Омару, и он обложил их жителей поголовной податью, то отправил 'Амра-ибн-ал-'Аса, во главе многочисленного мусульманского войска в Египет... В этом же году 'Омар возвратился из Сирии в Медину. В этом же году гассанит Джебела-ибн-ал-Айхам прибыл к 'Омару принять ислам; затем он обратился в христианство и ушел к румам. Рассказ о нем известен.

Химс.

/Стр. 23/ Говорит Абу-Джа'фар, что в 17-м году хиджры царь румов с многочисленной армией устремился на Химс. И румы окружили Химс, где находился Абу-'Убейда. Он просил подкрепления у 'Омара, и 'Омар послал ему подкрепление в 40 тысяч из войска Са'да-ибн-абу-Ваккаса и еще другие войска. Тогда они отбросили румов от Химса и обратили их в бегство. Говорит Абу-Джа'фар, что в этом году 'Омар отправился в Сирию, дошел до Дамаска и умиротворил Сирию и находившихся в ней многобожников. Это было четвертое его путешествие.

'Амвасская чума.

/Стр. 24/ И в этом (18-м) (12 Янв. 639—1 Янв. 640 г. по Р. X.) году была в Сирии чума 'амвасская; от нее умерло 25 тысяч мусульман, в том числе: Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах, Шурахбиль-ибн-Хасана, Му'аз-ибн-Джебель, ал-Фадль-ибн-ал-'Аббас и Язид-ибн-абу-Суфьян. [545]

Завоевание Сирии по христианским летописям.

Что же касается христианских историков, то они /Стр. 26/ рассказывают о происшествиях во время правления 'Омара-ибн-ал-Хаттаба следующее: когда мусульмане завоевали Табарию палестинскую и побережье, Ираклий, царь румов, был в Химсе. Узнав об этом, он направился в Антиохию и стянул к себе нечистокровных арабов, гассанитов, джузамитов, лахмитов и всех, каких только мог, назначил их предводителем одного патриция, по имени Махана, отправил его в Дамаск и написал своему правителю Мансуру, чтобы он удовлетворил их требования посредством раздачи денег (Я читаю: би ан юзиха 'ыллетахум би-л-маль). Между тем Мансур был крайне раздражен против него, потому что Ираклий во время осады /Стр. 27/ Константинополя притеснил его и отнял от него деньги. Поэтому он извинился, говоря, что в Дамаске нет денег, что арабы предприняли простой набег, и нет надобности выставлять против них все это войско. И вышел Махан с тем войском, которое было с ним, встретился с войсками 'Омара, уже прибывшими в ал-Джаулан, и это вади стало между ними как бы рвом. Здесь румы простояли несколько дней. И вышел Мансур, направляясь к лагерю патриция Махана и имея с собой деньги, собранные в Дамаске для раздачи войску. Он прибыл ночью в сопровождении множества дамаскинцев и с факелами, барабанами и трубами. Увидев толпы, которые были с Мансуром, и услышав звуки барабанов и труб, войско Махана предположило, что арабы зашли им в тыл и внезапно нападают на [546] них. И объяла их паника, и все они попадали в овраг (вади) и погибли; спаслись из них только немногие, которые разбежались в Дамаск и иные места. Мансур и сопровождавшие его вернулись в Дамаск. Встревоженные предстоящей осадой они собрали сколько могли хлеба и подобных ему припасов (Я читаю: уа ма ашбахаху согласно чтению Евтихия: уа ма ашбаха залика), поставили над воротами Дамаска катапульты и балисты и приставили к ним воинов. И остановился Халид-ибн-ал-Валид при Восточных воротах, Абу 'Убейда-ибн-ал-Джаррах при воротах Баб-ал-Джабия, 'Амр-ибн-ал-'Ас при воротах Баб-Тума, а Язид-ибн-абу-Суфьян при воротах Баб-ас-Сагир. Они простояли под Дамаском шесть месяцев, и между ними часто происходили схватки. И когда жители Дамаска были изнурены осадой, поднялся Мансур, правитель Дамаска (на стену) и просил Халида-ибн-ал-Валида даровать пощаду румам, находившимся в Дамаске. Тот согласился на это, Мансур открыл ему ворота, Халид-ибн-ал-Валид вошел в город и приказал своим воинам вложить мечи в ножны. Остальные румы, стоявшие при других воротах, узнав, что мусульмане вошли в город, бежали и покинули остальные ворота. И вошел Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах с мечем в руках через ворота Баб-ал-Джабия, и вошли с мечем в руках Язид через ворота Баб-ас-Сагир, а 'Амр-ибн-ал-'Ас через ворота Баб-Тума, и не переставали убивать, пока не встретились с Халидом-ибн-ал-Валидом, вместе с которым был Мансур, имевший в руках развернутую /Стр. 28/ охранную грамоту. Немного поспорив, вожди согласились дать пощаду и подписали грамоту. Поэтому-то [547] джамия дамасская была частью церковью, частью мечетью, так как при румах она была церковью. И взял Мансур тех румов, которые остались, и присоединился к Ираклию в Антиохии. Когда дошло до Ираклия известиe о взятии Дамаска, то он сказал: прощай Сурия! т. е. прощай Сирия! и отправился в Константинополь. А что касается патриция Махана, то он убежал с поля битвы при ал-Джаулане, отправился на синайскую гору и сделался монахом, так как боялся возвратиться к Ираклию. — Когда 'Омар взял Иерусалим, то написал тем, которые были в нем, охранную грамоту; вот копия ее:

Во имя Бога Всемилостивого Всемилосердого! От 'Омара-ибн-ал-Хаттаба жителям города Илии (грамота) в том, что гарантируется неприкосновенность их крови и их детей и их жен и их имуществ и всех их церквей, которые не будут разрушаемы, ниже обитаемы.

Войдя в город, он воссел посередине двора церкви Воскресения. Когда наступило время молитвы, 'Омар сказал: я хочу помолиться. Патриарх сказал: повелитель верующих, помолись на том месте, где находишься! Он ответил: нет! и вышел из церкви и помолился один на лестнице при вратах церкви. Затем он сел и сказал патриарху: если бы я помолился внутри этой церкви, то мусульмане после меня отняли бы ее от тебя, говоря: здесь помолился 'Омар. И он написал им собственноручно указ, чтобы ни один мусульманин не молился на этой лестнице иначе, как в одиночку, и чтобы на ней не собирались на молитву и не провозглашали азана. Затем 'Омар сказал патриарху: укажи мне место, на котором я построю мечеть. Патриарх сообщил ему о [548] той скале, на которой Бог говорил с Иаковом. Подойдя к ней, 'Омар увидел на ней большую кучу сора. Тогда он набрал сору в свое платье. Когда мусульмане увидели, что 'Омар носит сор, то ни один из них не отказался переносить этот сор, и скала была тотчас очищена. И приказал 'Омар построить здесь мечеть в задней части ее (Испорченное место. У Евтихия: “и построил 'Омар эту мечеть, поместив ас-Сахру сзади мечети”. См. выше, стр. 270). И пошел он в Бейт-Лахм, вошел в церковь его, помолился при том своде, под которым родился /Стр. 29/ Господь Мессия, и написал грамоту о том, чтобы в этом месте мусульмане молились только в одиночку, не собирались в нем на молитву и не провозглашали в нем азана. И возвратился 'Омар-ибн-ал-Хаттаб в Медину (Дальше в тексте (стр. 40) короткое известие о том, что Му'авия заключил Мухаммеда-ибн-Ханифу (чит.:—ибн-абу-Хузейфу) в тюрьму в Палестине; тот бежал, был пойман правителем Палестины и убит. Это случилось в 36-м году. Ср. выше стр. 200, прим. 1; стр. 454, прим. 1).

Запрещение совершать хаджж в Мекку.

/Стр. 58/ В этом 65-м году (хиджры) 'Абд-ал-Мелик послал в Иерусалим приказание увеличить месджид-ал-Аксу настолько, чтобы ас-Сахра очутилась в пределах мечети, и предписал народу совершать хаджж в Иерусалим и запретил совершать его в Мекку, из-за 'Абдуллы-ибн-аз-Зубейра. И вызвал 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван выдающихся христиан и потребовал от них уступки той их церкви, которая прилегала к соборной мечети дамасской. Тогда они принесли ему грамоту Халида-ибн-ал-Валида. Он [549] предложил им большие деньги на постройку такой же церкви в каком они захотят квартале Дамаска, но они не согласились, и он оставил их в noкoе...

Патриархи.

(Симун Сириец, патриарх александрийский) (По ал-Мекину (стр. 68) он был назначен патриархом после смерти Исаака, который скончался в 69-м году хиджры (=6 Июля 688—24 Июня 689 г. п. Р. X.)) /Стр. 68/ написал синодик о вере Юлиану, патриapxy антиохийскому...

Во время патриарха Александра (Он был назначен в 81-м году хиджры (==26 Февр. 700—14 Февр. 701 г. п. Р. X.) Ibid. 68) христиане испытали великие бедствия; он сам переживал тяжелые и горькие дни; он дважды подвергся вымогательству и оба раза должен был заплатить по три тысячи динаров...

Притеснение христиан при Абд-ал-Мелике, ал-Валиде, Сулеймане и Хишаме.

Говорит христианский историк: 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван назначил своего брата 'Абд-ал-'Азиза правителем Египта. Он переписал монахов и взял с них поголовную подать по динару с каждого человека; это была первая поголовная подать, уплаченная /Стр. 69/ монахами. В жизнеописаниях патриархов говорится, что 'Абд-ал-Азиз-ибн-Мерван вошел в церковь в монастыре хульванском, взглянул на изображение Богородицы с Господом Иисусом на руках и плюнул на них. В эту же ночь он увидел во сне, что Господь Иисус приказывает убить его, и что его [550] ударили копьем в бок. Он проснулся в ужасе и умер в эту же ночь. Сын его умер через сорок дней. Тогда 'Абд-ал-Мелик назначил правителем Египта сына своего 'Абдуллу, который был еще злее своего предшественника. Он пробыл два года и умер. И умер 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван, и сделался после него государем сын его ал-Валид и назначил правителем Египта Курру-ибн-Шерика. Прибыв в Египет, он вел себя еще хуже тех правителей. Затем умер Курра, и через три месяца после него умер ал-Валид. Халифом сделался Сулейман-ибн-'Абд-ал-Мелик. И назначил Сулейман Усаму правителем Египта, он приехал в Египет и стал поступать еще хуже предшественников своих. Он приказывал правителям убивать подданных и присылать ему их имущество; он писал правителям: отдаю в ваши руки жизнь людей; присылайте мне сколько можете денег! И призвал он монахов и заклеймил руки каждого из них посредством железного кольца круглой меткой и числом. Если кто появлялся не отмеченным, ему отрубали руку. И не перечесть, скольких он изуродовал. Затем он предписал, чтобы со всех идущих вверх или вниз без билета в руках взималось по десяти динаров. Даже не пожалели одной вдовы с ребенком, которая путешествовала со своим сыном, и у которой крокодил схватил ребенка с билетом на груди в то время, как он пил воду на берегу реки. Когда она шла назад в слезах, ее задержали, пока она не продала своего платья, не собрала милостыни и не уплатила вторично следуемых за билет десяти динаров. Затем он послал в монастыри, и нашлось много монахов не отмеченных. Одним он отрубил головы, [551] другие умерли от побоев. И когда такое положение стало невыносимым, собрались люди всех племен и вероучений и обратились с мольбой к Богу. Тогда Сулейман-ибн-'Абд-ал-Мелик умер, и стал государем после него 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз. Он послал в Египет арестовать Усаму; ему надели на шею /Стр. 70/ железный обруч, а на руки и на ноги деревянные колодки и повезли его. Он умер замученный в дороге. После этого умер 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз, и воцарился после него Язид-ибн-'Абд-ал-Мелик. Он ломал кресты и разрушал церкви и умер. И сделался государем после него Хишам. Он был человеком богобоязненным и написал в Египет приказание обращаться с христианами так, как обращались с ними прежде, и согласно тому договору, который был в их руках. Он назначил правителем Египта 'Абдуллу, который назывался 'Абдуллой-ибн-Сафваном (У ад-Мекина ошибка; правителя, о котором идет речь, звали Ханзала-ибн-Саф-ван. См. стр. 653. Ибн-Тагриберди в числе правителей Египта не называет 'Абдуллу-ибн-Сафвана), и поручил христиан и подданных его благосклонности. Но когда тот прибыл в Египет. то стал притеснять еще более, чем его предшественники, удвоил харадж, приказал произвести перепись людям и животным и наложил на христиан клеймо с изображением льва (Ибн-Батута (изд. De-fremery, I, 60) говорит, что никто из вошедших в Дамиетту не мог выйти без печати губернатора, которая прикладывалась для выдающихся лиц к бумаге, а другим клалась на руку ***). Тому, у кого на руках не оказывалось этого клейма, отрубали oбе руки. Это дошло до сведения Хишама, он сместил его и назначил правителем Ифрикии.

Валид-ибн-'Абд-ал-Мелик.

В этом году приказал ал-Валид построить /Стр. 71/ дамасскую мечеть и разрушить ту христианскую церковь, которая прилегала к соборной мечети и была известна [552] под именем церкви св. Иоанна, и включил ее в мечеть. Говорят, что он предлагал за нее христианам сорок тысяч динаров, но они не захотели взять эти деньги, и он отнял церковь, разрушил ее и не дал им ничего...

/Стр. 74/ В этом (98-м) году Сулейман начал строить Рамлу...

'Омар II. Церковь в Дамаске.

/Стр. 77/ По христианским летописям христиане подали 'Омару-ибн-ал-'Абд-'Азизу жалобу относительно той церкви св. Иоанна, которую ал-Валид разрушил и присоединил к соборной мечети дамасской. При этом они предъявили грамоту Халида-ибн-ал-Валида; согласно договору их церкви не должны были быть ни разрушены, ни заняты под жилье. Тогда 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз предложил им столько же денег, сколько предлагал им ал-Валид, а именно 40 тысяч динаров. Они отказали, и он, решая их дело, назначил (Букв.: начертал им на их жалобе, чтобы была отдана им церковь их и т. д. Почти такой же оборот в летописи Евтихия. См. выше стр. 275) отдать им их церковь до предельной черты ее. Такое решение ужаснуло мусульман. Тогда Абу-Идрис ал-Хауланий сказал: в договоре идет речь о церквах той половины Дамаска, которая сдалась, а что касается до половины, взятой с бою, то находящиеся в ней церкви внутри и вне города принадлежат мусульманам, потому что они были взяты с бою. — Начались переговоры, и было заключено соглашение, в силу которого церковь св. Иоанна уступалась [553] мусульманам, которые зато обещали не трогать остальных церквей. И написал им 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз грамоту, в которой гарантировал им неприкосновенность всех церквей дамасских в завоеванной половине и в другой, а также всех монастырей и церквей, которые находились вне стен Дамаска в Гуте, горах и иных местах, ручаясь, что они не будут разрушены, не будут отводимы под жилье, и никто из мусульман не будет иметь прав на них.

Патриархи.

А что касается сведений, сообщаемых /Стр. 82/ христианскими летописями о царствовании Хишама, то в них сказано, что в первом году царствования Хишама, после смерти патриарха Афанасия был назначен в Антиохию патриарх, по имени Иоанн. И восстали против него епископы его, затем он помирился с ними и скончался, и эта церковь оставалась без пaтpиapxa до царствования 'Абдуллы ас-Сеффаха.

Притеснения христиан при Mepвaне II.

(Христианский летописец) говорит, что в 120-м /Стр. 83/ году авва Хаиль был назначен патриархом александрийским во время царствования Хишама-ибн-'Абд-ал-Мелика, 17-го Тота, в 460-й год диоклетиановой эры, и пробыл патриархом двадцать три года. При нем халифом сделался Мерван ал-Джа'дий. Авва Михаил испытал ужасные притеснения в царствование Мервана при управлении 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мусы, перешедшего из иудейства в ислам. Он заключил пaтpиapxa, [554] потребовал от него денег, и патриарх просил позволения идти в разные местности для сбора подаяния. Он позволил ему это, и патриарх пошел с епископами в разные местности. Население страны тоже терпело притеснения по причине требуемых с него денег. Патриарх и епископы возвратились в Миср 21 Тубы, и в эту ночь приключилось страшное землетрясение, разрушившее многиe города, жители которых погибли под развалинами. И на море в эту ночь потонуло много кораблей. Говорят, что это землетрясение было всеобщим, повсеместным и распространилось до восточных стран и что на востоке было разрушено в эту ночь 600 городов. Погибло неисчислимое количество людей и животных. Когда 'Абд-ал-Мелик-ибн-Муса, правитель от имени Мервана ал-Джа'дия, увидел последствия насильственного захвата, то почувствовал сильный страх, взял от патриарха и епископов собранные подаяния и отпустил их.

Хишам. Захваченные яковитами церкви возвращаются мелькитам.

Са'ид-ибн-Батрик говорит в своей летописи, что во времена Хишама царем румов был Леон. В 3-м году его (Хишама) правления был назначен Косьма мелькитским патриархом александрийским. Мелькиты же александрийские молились в церкви Мар Саба, потому что яковиты забрали в свои руки все церкви. Патриарх Косьма отправился к Хишаму-ибн-'Абд-ал-Мелику, взяв с собой подарки и подношения, и сообщил ему, что яковиты забрали в свои руки Bсе церкви, принадлежавшие мелькитам. Тогда [555] Хишам написал своему сборщику податей в Египте, а это был 'Абдулла-ибн-ас-С.к.р.ий (Здесь идет речь об 'Убейдулле-ибн-ал-Хабхабе ас-Салулии ***, который заведывал хараджем Египта до 110 года. См. выше. стр. 277, прим. 2, и Ибн-Тагриберди, I, 287, 293), приказание /Стр. 84/ передать мелькитам те их церкви, которые находились в руках яковитов. Тогда он отнял от них церковь Благовещения...

Сулейман-ибн-Хишам.

В этом (126-м) году вырвался Сулейман-ибн-Хишам-ибн-'Абд-ал-Мелик, который был заключен в 'Аммане, захватил бывшие там суммы и пошел в Дамаск. И напали жители Палестины и Урдунна на своего правителя и убили его.

Избиение при pеке Абу-Футрус.

И пошел Мерван, преследуемый /Стр. 95/ 'Абдуллой-ибн-'Алием в Дамаск, а из него в Палестину и Урдунн. И остановился 'Абдулла на pеке Урдунне и перебил многих омейядов. Говорят, что он собрал их под предлогом приведения их к присяге. Их было более 80 человек. Он поставил за каждым из них по одному из своих приверженцев с палицей в руках. Тогда крикнул один из омейядов: 'Абд-Шемс, твой отец, был и нашим отцом; мы взываем к тебе не как чужие.

Родственные узы и общие интересы крепко связывают нас прочной связью.

Он сказал: “'Абд-Шемс, твой отец”, потому что 'Абд-Шемс был братом их предка, а брат предка называется отцом. И сказал 'Абдулла: увы! затем ударил в ладоши, и каждый человек ударил палицей того, к кому был приставлен. И их убили всех [556] до последнего. Затем 'Абдулла приказал, и их стащили вместе, положили рядами, покрыли ковром, и он сел со своими товарищами на этот ковер, потребовал пищи, и они поели, прислушиваясь к стенаниям омейядов под ковром, пока они не умерли. И сказал 'Абдулла: это день ал-Хуссейна и все-таки не равен ему. А до этого один из поэтов произнес перед 'Абдуллой, в присутствии омейядов, следующие стихи:

Что касается до призывающих в рай, то это — Хашимиты
'Омейяды же призывают в ад.
Омейяды — проклятое отродье,
Хашимиты же славятся, как дерево нудар (Я читаю: н у д а р и).

Патриархи.

/Стр. 98/ (Христианские летописи) повествуют, что во времена ас-Сеффаха приказал Константин быть патриархом в Антиохии и на Востоке епископу Исхаку, потому что Исхак часто бывал у него и оказывал ему услуги до воцарения его. И он стал править по приказанию его с тем, что если кто воспротивится ему, то будет убит. И были убиты из-за него два митрополита (Я читаю: м и т р а н э н — вульгаризм вм. классич. м и т р а- н а н и. Ерпений принимает это слово за имя собственное: Matraninus). И он послал от себя авве Хайлю, патpиapxy александрийскому, синодик и письмо, в котором говорил: прими его или явись к нам! Но он не принял его, приготовился к путешествию, и прибыло в Египет известие, что Исхак уже скончался в Антиохии. И захватил этот престол человек по [557] имени Афанасий и воссел на престол тотчас же, внезапно, до захода солнца, и умер на второй день. Затем был назначен в Антиохию другой человек, по имени Георгий. Спустя некоторое время Абу-Джа'фар ал-Мансур арестовал его, чтобы оказать /Стр. 99/ милость епископу, который был его другом, и которого он назначил патриархом взамен Георгия. Новый патриарх не написал синодика патриарху египетскому.

Мерван II притесняет христиан в Египте.

(Христианские летописи) говорят, что в начале царствования ас-Сеффаха в месяце Бауне 467-го года диоклетиановой эры в Египет прибыл Мерван. При его прибытии башмуриты возмутились против него, он сразился с ними, и было много убитых с обеих сторон. Патриарх и христиане испытали страшные притеснения со стороны Мервана-ал-Химара, который несколько раз решался убить патpиapxa; несколько раз его водили на казнь, но Бог защитил его. Когда вслед за Мерваном прибыло войско ас-Сеффаха, то Мерван перешел в ал-Джизу, сжег Миср с находившимися в нем хлебами и складами, переправился со своими приверженцами в женский монастырь, и они взяли монахинь в плен. В их числе была молодая красивая девушка. Мерван привел ее в свою палатку и хотел обесчестить ее. Тогда она прибегла к хитрости и сказала ему: если ты не тронешь меня, я дам тебе некую мазь: кто натрется ею, на того меч не будет иметь действия. Он сказал: откуда я узнаю, что это правда? Она сказала: испытай на мне; я натрусь, а ты ударь [558] меня мечем! Тогда он подумал, что она говорит правду. Она же взяла оливкового масла, натерлась им, он обнажил меч, ударил ее, и голова ее отлетела. Тогда он понял, что она предпочла смерть осквернению тела блудом, и изумился этому. Говорит (христианская летопись), что патриарх и христиане не переставали находиться у него в цепях, пока Мерван не был убит.

Притеснения христиан при ал-Мансуре.

/Стр. 105/ Некоторые историки говорят, что при ал-Мансуре в Египте испытывали много несправедливостей со стороны его правителей, так что не осталось ни одного ремесленника, кирпичника, носильщика, даже могильщика и нищего, которого не принуждали бы платить харадж, и у которого не брали бы его денег. И до того сильно было бедствие, что ели собак и падаль. В то время, как они терпели тягость и бедствие, Мансур скончался.

Ал-Мехдий.

/Стр. 106/ И пошел ал-Мехдий (в 163-м году) в Иepycaлим, увидал его, привел в порядок дела Сирии и возвратился в Ирак...

Патриархи антиохийские.

/Стр. 111/ Что касается престола антиохийского, то после смерти Давида, насильно захватившего престол в /Стр. 112/ Антиохии, возвратился Георгий после десятилетнего [559] заключения. И когда был назначен отец Иоанн (Яковитский ажександрийский патриарх. Он был назначен, по словам ал-Мекина, в первом году царствования ал-Хади, 16-го Тубы, а скончался 16-го Тубы 515 года диоклетиан. эры, пробыв на престоле 13 лет (араб. текст, стр. 111)), то Георгий написал ему синодик, и прибыл к нему ответ о единении церкви. Когда же скончался отец Георгий, то взамен его был назначен патриархом антиохийским святой человек, по имени Кириак. Он написал синодик, отправил его к отцу Иоанну, и тот принял его с радостью и написал ему от себя ответ об единении святой церкви.

А что касается престола антиохийского, то во /Стр. 123/ времена патриарха Кириака в Антиохии появился митрополит, по имени Ибрахим, придумал новшество, и за ним последовала партия, называемая ибрахимитами. Когда же скончался патриарх Кириак, то после него патриархом антиохийским стал Дионисий, написал синодик и послал его отцу авве Марку, патpиapxy александрийскому, и тот написал ему ответ о единении святой церкви.

Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых яковитами.

Говорит Са'ид-ибн-Батрик в летописи своей, что 'Абдулла-ибн-ал-Мехдий, брат ар-Рашида, правитель Египта, подарил ар-Рашиду девушку необыкновенной красоты. Ар-Рашид любил ее; она заболела, и ему сказали, что египетские врачи прекрасно вылечат ее. Тогда он написал в Египет, требуя врачей, и к нему был послан патриарх александрийский, который был опытным врачом. Он взял с собой соленых [560] египетских рыбок, приехал в Багдад, стал лечить больную солеными рыбками, и она выздоровела, а ему написали указ о возвращении тех мелькитских церквей, которые были захвачены яковитами, и он получил их обратно.

Архун Макар.

/Стр. 140/ Во времена Иакова (Яковитского александрийского патриapxa, назначенного после Марка, скончавшегося в 211-м году хиджры. Иаков патриаршил 10 лет 8 месяцев. Другой источник ал-Мекина говорит, что Иаков был назначен в 16-м году царствования ал-Ма'муна. При нем были отстроены монастыри. См. араб. текст, стр. 140) был архун, по имени Макара, из Буры (Ср. выше стр. 280 примеч. 1 и стр. 283); он попросил патpиapxa войти в его дом и отведать его хлеба, так как Бог дал ему ребенка. Патриарх согласился на это. Через несколько дней ребенок архуна Макары умер. Тогда он взял его на руки и снес к отцу патриарху. Патриарх взял его от него, прижал его к груди своей, помолился над ним и заплакал, и ребенок ожил. Он вручил его отцу и сказал ему: возьми твоего сына, ибо он жив. Тогда архун пал на землю от великого страха, отдал треть своего имущества нищим, отправил в Иерусалим денег и построил в нем церковь для посещающих этот го-род египтян.

Патриархи.

Говорит (христианский летописец), что в это же время в Египет прибыл отец Дионисий, патриарх антиохийский, вместе с 'Абдуллой-ибн-Тахир-ибн-ал-Хусейном, и свиделся с отцом патриархом аввой [561] Иаковом, патриархом яковитским в Александрии, пробыл у него несколько дней и возвратился на престол свой.

Говорит (христианский летописец), что в 15-м /Стр. 145/ году своего патриаршества умер Дионисий, патриарх антиохийский, и был назначен взамен его авва Иоанн. Он написал синодик о вере и послал его по обычаю патриapxy александрийскому.

В 244-м году хиджры (19 Апр. 858-7 Апр. 859 г. п. Р. Х. ), в 12-м году /Стр. 152/ правления ал-Мутеваккиля был назначен Косьма, священник монастыря Абу-Макара, яковитским александрийским патриархом в 14-й день Абиба 567-го года диоклетиановой эры.....он умер 21-го Хатура 575-го года эры мучеников и был погребен в Демусе. При своем назначении он написал согласно обычаю патриарху антиохийскому, отцу Иоанну, синодик о вере, послал его ему и получил ответ с заявлением о согласии и любви.

В 8-м году царствования ал-Му'тамида — другие же /Стр. 176/ говорят: в 7-м, в 263-м году хиджры (24 Сент. 876-12 Сент. 877 г. п. Р. X.), во время правления Ахмеда-ибн-Тулуна, коптским, яковитским, александрийским патриархом сделался отец Михаил. Он патриаршил 25 лет и скончался 21-го Амшира, а другие говорят: 20-го Вармахата. Ахмед-ибн-Тулун потребовал от него 20 тысяч динаров. Для удовлетворения этого вымогательства патриарх продал евреям дома, принадлежавшие церквам в Александрии, заповедную землю в Мисре и прилегающую к ал-Му'аллаке при Замке Свеч (у ал-Макризия (Хитат, II, 151) и еще Ibid. 494,31) церковь в городе Mисре и обложил [562] каждого христианина домохозяина одним каратом в год. Таким образом он доставил половину назначенной суммы. Ахмед-ибн-Тулун умер, не получив второй половины.

Карматы.

/Стр. 183/ В этом (293-м) году (2 Нояб. 905—21 Окт. 906 г. п. Р. X.) появился кармат Зикравейхи-ибн-Михравейхи, отец Зу-с-Сиясы. К нему присоединилась толпа бедуинов, он пошел с ними в Бусру и Азри'ат, перебил их население и отнял у них все их имущество. И пошел он в Дамаск, правителем которого от имени ал-Муктефи был Ибн-Кейгалаг (Здесь идет речь об Ахмеде-ибн-Кейгалаге, о котором см. стр. 253, 494-5; у ал-Мекина опечатка); но он находился в отсутствии в Египте, на войне против вышеупомянутого ал-Халиджа, а в Дамаске его заместителем был Салих-ибн-ал-Фадл. Карматы убили его и разбили войско, стоявшее гарнизоном в Дамаске, хотя для них оказалось невозможным взят Дамаск по причине многочисленности населения его. Тогда Зикравейхи и его товарищи устремились в Табарию, но их встретил Юсуф-ибн-Ибрахим, правитель Урдунна. Тогда ал-Муктефи снарядил против них одно войско из Ирака, а другое из Сирии. Эти войска разбили их и загнали их в пустыню...

Разрушение церквей в 312-м году.

/Стр. 196/ В этом году поднялись мусульмане в Дамаске, сожгли церковь Марии, которая была велика и красива, и расхитили золотые, серебряные и медные сосуды и утварь на громадную сумму. Они также разграбили [563] женский монастырь, находившийся рядом с этой церковью, и разгромили яковитские и несторианские церкви в субботу в половине Раджеба 312-года (15-ое Раджеба 312-го года хиджры началось в субботу после заката солнца 16 Окт. 924 г. п. Р. X.)... И въехал ('Алий-ибн-'Иса) в Фостат первого Раджеба 313-го года (22 Сент. 925 г. п. Р. X.), произвел ревизию страны, потребовал, чтобы /Стр. 197/ монахи, епископы и не имеющие достаточного заработка уплатили поголовную подать, и она была взыскана с них. Тогда несколько монахов отправились в Ирак, обратились к защите ал-Муктедира-биллаха, и он написал им грамоту, в которой воспрещалось взимать с монахов, епископов и недостаточных поголовную дань и предписывалось поступать с ними согласно первоначальному договору (В тексте: согласно договору, который утвердил с а х и б-а д-д а 'у а (обладатель призыва). Это неопределенное выражение указывает или на первого 'аббасидского халифа, или на 'Амра-ибн-ал-'Аса, завоевателя Египта).

Ибн-Раик.

В 328-м году (18 Окт. 939 — 5 Окт. 940 г. п. Р. X.) эмир Абу-Бекр-ибн-Раик /Стр. 206/ пошел в Химс и овладел им, затем пошел в Дамаск, затем в Рамлу, затем в 'Ариш египетский. И встретил его эмир ал-Ихшид Мухаммед-ибн-Тагадж, владетель Египта и Сирии. Они сразились в середу 15-го Рамадана (24 Июня 940 г. п. Р. X.). Ал-Ихшид был разбит, и люди Ибн-Раика занялись грабежом. Тогда против них выступил бывший в засаде отряд ихшидитов, напал на них, обратил их в бегство и убил многих из них. Ибн-Раик с 70 людьми убежал и пришел в Дамаск. В Зу-л-Ка'де произошла битва [564] между Ибн-Раиком и Абу-Насром, братом ал-Ихшида, в ал-Леджжуне. Абу-Наср был разбит, и большая часть его войска была перебита. Затем между Ибн-Раиком и ал-Ихшидом был заключен мир с условием, что Ибн-Раик отдаст ал-Ихшиду Рамлу, остальная же часть Сирии будет принадлежать Ибн-Раику, и ал-Ихшид будет уплачивать ему ежегодно по 140 тысяч динаров.

Разгром храма Воскресения в Иерусалиме.

/Стр. 208/ В 325-м году мусульмане поднялись в Иерусалиме и вошли в церковь Воскресения и сожгли ее и разрушили и ограбили, насколько могли.

Разрушение церкви в 'Аскалане.

/Стр. 209/ В этом году (Этому известию предшествует сообщение о кончине Евтихия в 328-м году и о беспорядках во время его патриаршества. См. выше, стр. 329—30) напали мусульмане в Аскалане на большую находившуюся там церковь, известную под именем церкви Марии ал-Хадры, разрушили ее и разграбили все, что в ней находилось. Мусульманам в этом деле помогали евреи, зажигая дрова и поднимая их на блоках к потолку, так что он весь сгорел. Епископ этой церкви бежал в Рамлу и жил в ней до своей смерти...

Алф -текин.

/Стр. 237/ В этом же году (Этому известию предшествуют 2 отрывка, из которых первый начинается словами: “в 368-м году....”, а второй словами: “в этом же году”. Отсюда можно было бы заключить, что здесь идет речь о 368-м годе. Но на самом деле поход, о котором идет pечь, был предпринят в 365-м году. Ср. Ибн-ал-Acиp, VIII, 484 и Wuestenfeld, Gesch. der Fatimidcn-Chalifen 136) ал-'Азиз-биллах, владетель Египта, снарядил Джаухара с войсками для борьбы [565] против Алфтекина аш-Шерабия, владетеля Дамаска. Борьба между ними продолжалась два месяца. Алфтекин призвал кармата ал-Хасана-ибн-Ахмеда, и Джаухар убоялся его и возвратился в Табарию. Алфтекин с карматом заключили между собою договор, осадили Джаухара в Табарии, и он бежал из нее в Рамлу. И послал Джаухар к Алфтекину просить у него амана. Алфтекин согласился на его просьбу с тем условием, что его меч и копье кармата будут повышены в воротах Рамлы, и Джаухар со своими пройдут под ними. Джаухар сделал это. И прибыл Джаухар в Египет и уговорил ал-Азиза-биллаха идти на войну против Алфтекина. И выступил ал-'Азиз из Египта во главе своих войск; обе армии встретились при Рамле, ал-'Азиз одержал победу, и бежали кармат и Алфтекин со своими войсками. Затем Алфтекин был взят в плен и приведен к ал-'Азизу. Он помиловал его, обласкал его и назначил его своим хаджибом. Затем ал-'Азиз вернулся в Египет. После этого Алфтекин умер отравленным; его отравил везирь ал-'Азиза, как говорят, из зависти. Ал-'Азиз разгневался на своего везиря, заключил его. заставил его уплатить некоторую сумму денег, а затем, увидав, что дела без него запутались, снова назначил его везирем и обласкал.

Абу-Таглиб.

В 369-м году был убит хамданит 'Уддет-ад-даула ("Opyжиe государства”. См. стр. 585). Мы уже рассказали, что вышеупомянутый хамданит бежал от 'Адуд-ад-даулы, направился [566] в Египет и написал ал-'Азизу-биллаху. Тот написал ему в ответ, что принимает его и требует, чтобы он приехал к нему. Хамданит побоялся /Стр. 238/ сделать это и возвратился в Табарию. И был в Рамле бедуин, по имени Муфарридж-ибн-Дагфаль, который овладел этой страной и имел успех. И пожелал Муфарридж-ибн-Дагфаль напасть на находившихся в Сирии 'укайлитов и выгнать их из нее. Тогда они пришли к Уддет-ад-дауле, просили его помочь им, и он расположился среди них. И собрал против него ал-Муфарридж войска и стянул их. Перед этим ал-'Азиз-биллах послал одного из своих, по имени ал-Фадла, в Дамаск для того, чтобы он ухитрился взять город и умиротворить жителей его. Ал-Фадл стал опасаться 'Уддет-ад-даулы, примкнул со своим отрядом к ал-Муфарриджу, и они стали действовать заодно. Затем они двинулись против 'Уддет-ад-даулы и против 'укайлитов, обратили их в бегство, взяли в плен 'Уддет-ад-даулу, и ал-Муфарридж убил его, опасаясь, что ал-Фадл пошлет его к ал-'Азизу, и тот облагодетельствует его, как Алфтекина. Когда ал-Муфарридж убил его, то ал-Фадл послал голову его в Египет и сжег тело его.

Назначение Агапия патриархом антиохийским.

(См. выше стр. 349—50. Это известие есть очевидно сокращенная копия рассказа Яхъи Антиохийского, а потому в переводе опущено. Также опущено следующее дальше известие о смещении Агапия. См. выше стр. 358 и в тексте ал-Мекина стр. 252)

Патриархи.

/Стр. 247/ При нем (При яковитском александрийском патриархе Филопоне, который был назначен в 371 году и патриаршил 24 года и 7 месяцев. По другому источнику ал-Мекина он был назначен в 5-м году правления ал-'Азиза) мелькиты отняли от яковитов церковь Богородицы, известную теперь у них под [567] на- званием церкви Патриаршей. Это случилось так: владетель Египта, ал-'Азиз-биллах, женился на христианке мелькитке и имел от нее дочь. У этой женщины было два брата. Один из них по имени Ар. м. и. с. (У Яхъи: Орест. См. выше, стр. 357) был назначен патриархом Иерусалимским, а другой, по имени Арсений, мелькитским патриархом Нового и Старого Каира. Они оба пользовались благосклонностью ал-'Азиза и занимали выдающееся положение в его государстве потому, что были дядями дочери его. Арсений потребовал у ал-'Азиза эту церковь, и он приказал отдать ее ему.

Притеснения христиан при ал-Хакиме.

(Ал-Хаким) притеснял христиан и евреев, /Стр. 260/ разрушал их храмы и обижал их. Многие из них приняли ислам. Затем он перестал это делатъ, благосклонно разрешил принявшим ислам отречься от него и позволил им возобновить свои храмы...

Битва при ал-Укхуване.

В 420-м году был убит Асад-ад-даула /Стр. 262/ Салих-ибн-Мирдас, владетель Халеба. Дело в том, что владетель Египта снарядил Ануштекина ад-Дузберия, Эмир-ал-джуюша, на войну против Салиха-ибн-Мирдаса, который отнял от него Халеб. Они встретились при ал-Укхуване, что в области Табарии, на берегу реки Урдунна. Произошла ожесточенная битва; [568] Салих и вместе с ним его младший сын были убиты в Джумаде 1-й. Их головы были посланы в Египет. Двое других его сыновей, Шибль-ад-даула Абу-Камиль Наср-ибн-Салих и Му'ызз-ад-даула Абу-'Ульван Сималь спаслись, прибыли в Халеб и стали совместно править в нем.

Патриарх, пострадавший при ал-Хакиме.

/Стр. 263/ Христианские летописи, рассказывая о событиях в царствование ал-Кадира, говорят, что в 393-м (393-й год хиджры = 10 Нояб. 1002-29 Окт. 1003 г. п. Р. X.) году хиджры, в седьмом году правления владетеля Египта ал-Хакима, в воскресенье 20-го Тубы 720-го /Стр.264/ года эры Мучеников был назначен патриархом авва Зaxapия. Он патриаршил 28 лет; в том числе 7 лет терпел преследования. По приказанию ал-Хакима его бросили с нубийцем Сусаной хищным зверям, предварительно заставив этих зверей голодать; но они не причинили им вреда. Их держали в тюрьме три месяца, затем отпустили.

Атсиз.

/Стр. 282/ В 469-м году Атсиз, известный под именем ал-Аксиса, устремился в Египет...; будучи разбит, он вернулся назад, внезапно появился на дороге рамлинской, убил всех, кем мог овладеть и направился в Иерусалим, где убил три тысячи человек. Городской судья и присяжные свидетели были казнены в его присутствии. Затем он ушел в Дамаск.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.