Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

X. Ал-Мас'удий.

(ум. 956).

Абу-л-Хасан 'Алий-ибн-Хусейн-ибн-'Алий ал-Хузелий ал-Мас'удий, один из знаменитейших арабских историков, потомок 'Абдуллы-ибн-Мас'уда, сподвижника пророка Мухаммеда, родился в Багдаде. Почти всю жизнь свою он провел в путешествиях, причем посетил страны от Каспийского моря до Мадагаскара и от Цейлона до Египта. Памятником своей громадной эрудиции он оставил свои сочинения, которых насчитывают до двадцати трех. Он писал главным образом о религии, о юриспруденции, о преданиях, о политике и об истории. Этой последней посвящены были его сочинение в тридцати томах Китаб-ахбар-аз-земан (книга временных известий) и Китаб-ал-аусат (Средняя книга), которые до нас не дошли. Наиболее интересные и ценные части этих двух трудов ал-Мас'удий включил в дошедшее до нас сочинение, озаглавленное Myруджу-з-захаб уа Ма'адину-л-Джауахир (Золотые луга и рудники драгоценных камней). Это сочинение издано и переведено на французский язык Barbier de Meynard'oм и Pavet de Courteille'м под заглавием: Маcоudi. Les prairies d'or. Paris. 1861—1877 (в 9 томах). В нем имеется множество сведений по истории и географии не только востока, но отчасти и Европы. Еще раньше J. Gildemeister, Habicht, F. В. Charmoy, Reiske, Alb. Schultens и Silvestre de Sacy частью издали и частью перевели некоторые отдельные главы этого сочинения (см. Wuestenfeld, die Geschichtsch. d. Araber, 39—40). Кроме него в Европе, (в Париже) существует еще сочинение Мас'удия: Китаб-ат-тенбих (книга возбуждения [308] внимания), сочинение более исторического, чем географического характера, служащее дополнением к “Золотым Лугам”; оно анализовано Silvestre de Sacy в его Notices et Ex-traits, t. VIII и этот анализ перепечатан в IX-м томе Prairies d'or. Полное издание готовит de Goeje. — Ср. Хаджи-Хальфа 201,194,604,1485,2019,2308,3647,4418,4707,5771, 5839, 7126, 11828, 11870; Фихрист, 154; Abu-l'Мahasin ed. Juynboll, II, 342; Silvestre de Sacy Chrest. arabe, втор. изд. I, 352; Quatremere, Notice sur la vie et les ouvrages de Masoudi в Journ. Asiat. III Serie, t. VII.

Следующие извлечения заимствованы из французского издания, к страницам которого и относятся цифры на полях.


Нава и Джаулан.

/I, 91/ В наше настоящее время, т. е. в 332-м году (4 Сент. 943 г.—23 Авг. 944 г. по Р. X.) мечеть Иова и источник, водой которого он пользовался для омовений, известны в странe Навы и ал-Джаулана, что в области урдуннской между Дамаском и Табарией. Эти мечеть и источник находятся в трех милях, или около того, от города Навы. В этой мечети до нашего настоящего времени имеется тот камень, который служил ему и его жене Рухме приютом во время его несчастья...

Мертвое море.

/I, 96/ И завоевал Иисус Навин страну Арихи (Ариха = Иерихон) и Зугара, что в земле ал-Гаура (Гаур = впадина, котловина; ал-Гауром называется та глубокая долина, на дне которой находятся Иордан и Мертвое море); а это есть земля того [309] Зловонного Озера, в котором люди не тонут, в котором нет живых существ, ни рыб, ни иных. О нем уже упоминают автор Логики (Аристотель) и другие философы, жившие до его века и после. В него втекает вода озера табарийского, т. е. Иордан; начало же воды табарийского озера — из озера Кеферла и ал-Кар'уна, что в земле дамасской. И когда вода Иордани, стекая, достигает Зловонного Озера, то пересекает его, доходит до середины его, не смешиваясь с его водой, и опускается в середине его, образуя большую реку, причем неизвестно, куда она опускается, не производя ни повышения, ни понижения уровня озера. Об этом озере, т. е. о Зловонном, существуют пространные сказания и рассказы, которые мы сообщили в „Ахбар-аз-3емане" и в „Китаб-ал-Аусате", причем мы упомянули о тех камнях, двух видов, похожих на дыни, которые извлекаются из озера и известны под названием камней Иудейских. О них говорили философы. Врачи употребляют их для лечения камня в мочевом пузыре. Есть два сорта этих камней: мужские и женские; первые употребляются для лечения мужчин, вторые для лечения женщин. Из этого озера добывают также смолу, известную под названием ал-Хумар. Нет в мире озера, не содержащего живых существ, рыб и иных, кроме этого озера и другого озера, на котором я плавал, в Адербиджане. Впрочем Бог лучше знает истину...

Бейсан.

Говорят, что место, где был убит Голиаф, /I, 108/ находится в Бейсане, что в ал-Гауре, в земле урдуннской... [310]

Иерусалим.

/I, 109/ И построил Давид дом для служения Господу в Кур-Селаме (Я думаю, что вместо Кур-Селам *** надо читать Уриселам *** См. Якут, I, 402), а это Иерусалим; этот дом остался до нашего настоящего времени, т. е. до 332-го г., и известен под именем Михраба Давидова. В настоящее время это самое высокое здание в Иерусалиме. С его вершины видны Зловонное Озеро и река Иордан, о которой говорилось выше в этой книге...

/I, 111/ Соломон первый построил Бейт-ал-Макдис (Бейт-ал-Макдис = священный дом), т. е. ту Месджид-ал-Аксу, окрестности которой благословил Бог. И когда это строение было окончено, Соломон построил дом для себя; это тот дом, который в наше настоящее время известен под названием Ке-нисет-ал-Кумамы. В глазах христиан это главная церковь в Иерусалиме (Перевод ле-Стрэнджа: it is the largest Church in Jerusalem belonging to the Christians. Это самая большая церковь у христиан в Иерусалиме), где у них есть еще церкви, уважаемые ими, как-то: церковь Сиона, о котором упоминает Давид, и церковь, известная под названием ал-Джесмании, в которой, по заявлению христиан, находится могила Давида...

Самаритяне.

/I, 114/ В это время между иудеями возникли религиозные раздоры, и отделились от них самаритяне, которые не признавали Давида и его преемников пророками и объявляли, что после Моисея не было пророков. Они выбрали себе вождем одного из потомков Харуна-ибн-'Амрана. В наше настоящее время, т. е. в 332-м г., самаритяне находятся в Палестине и Урдунне в разбросанных селениях, как например в селении, [311] известном под именем 'Ары, которое находится между Рамлой и Табарией, и в других селениях до города Набулуса. Большая часть их живет в этом городе. И у них есть гора, которую они называют Тур-Берид. Самаритяне молятся на ней в наше время. И у них есть серебряные трубы, в которые они трубят во время молитв. Они те, которые говорят: не прикасайся ко мне (Ламесаси. По словам Корана, израильтяне в пустыне впади в идолопоклонство и отлили золотого тельца по внушению одного самаритянина (sic). Тогда Моисей сказал ему: удались! в этой жизни тебе положено говорить: не прикасайся ко мне! (Кор. XX, 97))! Они также утверждают, что Набулус — настоящий Бейт-ал-Мукаддас, так как он — дом Иакова, и здесь были его пастбища. И они разделяются на две секты, которые отличаются друг от друга настолько же, насколько от Иудеев. Одна называется ал-Кушан, другая ад-Дустан. Одна из них признает вечность мира и имеет еще другиe догматы, которые мы опускаем ради краткости. К тому же, это наше сочинение касается сказаний, а не мнений и вероучений...

Назарет.

Говорят, что Мессия жил в селении, называемом /I, 123/ Назаретом, что в стране леджжунской, в округе урдуннском, и что отсюда назареи (христиане) получили свое имя. Я видел в этом селении почитаемую христианами церковь, в которой есть каменные гробы; в них лежат кости мертвецов, из которых истекает масло, густое как сироп, которое христиане считают благословенным. [312]

Яковиты.

/II, 329/ Большая часть яковитов живет в Ираке и округах тикритском, мосульском и ал-джезирском. Копты в Египте, за исключением немногих мелькитов, нубийцы и армяне — яковиты. Яковитский митрополит находится в Тикрите, между Мосулом и Багдадом. У них был другой, близ Ра'с-'Айна, но умер. В настоящее время их глава находится близ Халеба, в округах джунда киннесринского и ал-'Авасима. По их обычаю, патриарший яковитский престол должен находиться в городе Антиохии; у них есть также престол в Египте. Насколько я знаю, у них нет других престолов, кроме этих двух, египетского и антиохийского... (Ибн-Халликан, изд. Wuestenfeld, № 276)

Фанак.

/II, 335/ Затем, в течение остального времени правления Му'авиии, царствовал Погонат, сын Фоки. Они обменивались посольствами и заключали перемирия. Посредником между ними служил грек, один из слуг Му'авии, Фанак. Он же заключил перемирие с отцом Погоната, Фокой, сыном Маврикия, когда Му'авия отправился на войну против 'Алия-ибн-абу-Талиба; он же предсказал, что Му'авия будет царем, и сказал ему, что мусульмане сговорятся убить государя своего 'Османа, и что затем царство достанется Му'авии. В то время Му'авия был в Сирии правителем от имени 'Османа...

Описание Сирии.

/II, 124/Что касается Сирии, то в ней то и дело образуются груды облаков, несутся тучи за тучами, и [313] изобильно льются продолжительные дожди. Тело изнеживается, ум слабеет, и цвет кожи делается светлым, в особенности в земле химсской, где тело дeлается красивым и цвет его чистым, но понимание слабость, глубина мысли уменьшается, природные качества повреждаются, ясность мысли пропадает, и умственные качества умаляются. Но Сирия, о повелитель верующих, при всем том, что я сказал, имеет роскошные пастбища, изобильно орошается дождем, богата деревьями; реки ее текут не пересыхая, и поля процветают. В ней находятся жилища пророков и избранный город Иерусалим; в ней пребывали самые благородные создания Бога, праведники и благочестивцы, а в горах ее — обители подвижников...

Арабы в Палестине.

Жилища царей гассанитов находились при Ярмуке, /III, 220/ в Джаулане и других местах, в Гуте дамасской и в ее округах. Некоторые из них жили в Урдунне, что в земле сирийской...

Некоторые из арабов жили в земных /III, 249/ впадинах, как-то: в „Гаур-Бейсане" и в „Гayp-Mappе", в Сирии, в областях Палестины и Урдунна; здесь жили лахмиты и джузамиты...

Праздник в Иерусалиме.

Пятого числа месяца Тишрина I (Тишрин 1-й = Октябрь) в Иерусалиме /III, 405/ бывает праздник церкви ал-Кумамы. На этот праздник христиане собираются со всей земли, к ним [314] спускается огонь с неба, и там зажигаются свечи. И собирается громадная толпа мусульман посмотреть на этот праздник, для которого набирают листья оливкового дерева. Относительно этого праздника у христиан есть легенды, а этот огонь — тонкая хитрость и тайна великая. Мы уже рассказали о способе, каким они ухитряются добыть его, в нашем сочинении озаглавленном: книга суждений и опытов...

В ночь 25 числа этого месяца (Кануна I, т. е. Декабря) празднуется Рождество Мессии; в Кануне II тридцать один день; в первый его день приходятся календы. Этот день — праздник для жителей Сирии. В предшествующую ночь они зажигают огни и публично читают запричастный стих, в особенности в городе Антиохии, чаще всего в антиохийской церкви Касьяна. То же делается во всей Сирии и в Иерусалиме, и в Египте, и во всей земле христианской. В весельи, радости и зажигании свечей христиан антиохийских принимает участие множество простого народа и знатных лиц. Дело в том, что в городе Антиохии находится престол патриарха, который пользуется у христиан большим уважением. И христиане называют Антиохию „городом Бога" и „городом царским" и „матерью городов", потому что в нем начали открыто исповедывать христианство...

Церкви в Антиохии.

/III, 407/ И в Антиохии есть также церковь Павла, известная в Антиохии под названием Дейр-ал-Барагис (Дейр-ал-Барагис значит “блошливый монастырь”); она [315] находится близ ворот Баб-Фарис. И в Антиохии есть также другая церковь, называемая Ушмунит; в ней бывает у христиан большой праздник. Также в Антиохии находится церковь Варвары и церковь Марии; эта последняя кругла. Занимаемое ею здание — одно из чудес мира по высоте и возвышенности.

Му'та.

В 8-м году хиджры пали мучениками за веру в /IV, 159/ сражении против румов Джа'фар-ибн-абу-Талиб, Зейд-ибн-Хариса и 'Абдулла-ибн-Раваха на территории Му'ты, в земле ал-Белка, что в Сирии, в округе дамасском...

Наставление Абу-Бекра вождям.

Когда Абу-Бекр послал эмиров в Сирию, то, /IV, 186/ провожая Язида-ибн-абу-Суфьяна, он, между прочим, наказывал ему следующее: когда ты прибудешь к твоим подчиненным, то обещай им милость и то, что следует за ней, и если что обещал, то исполняй. Не вдавайся в многословие, ибо одно слово вытесняет из памяти другое. Поступай как следует, и с тобой будут поступать как следует. Если прибудут к тебе послы врага твоего, то встречай их с почетом, ибо это первое добро, которое ты можешь оказать им. Не задерживай их, чтобы они ушли, не ведая, что у тебя делается. Не позволяй своим людям говорить с ними, веди с ними разговор сам. Не открывай своих тайных замыслов, дабы не испортить своего дела. Когда будешь спрашивать совета, то говори всю правду, дабы тебе посоветовали как следует. Не [316] скрывай своих сведений от твоего советника, дабы не быть введенным в заблуждение тобой же самим. И если ты знаешь об оплошности своего врага, то скрывай это сведение, пока не воспользуешься ею. Скрывай известия от твоей армии. Наблюдай за твоими караульными и почаще застигай их врасплох ночью и днем; будь храбр в битве и не трусь, чтобы не трусили и другие...

Абу-'Убейда.

/IV, 196/ Правителем Сирии от имени 'Омара был Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах. Он являлся к народу одетым в грубое шерстяное платье. Его стали порицать за это и говорить ему: ты в Сирии, ты предводитель войска, а вокруг нас враги; так перемени свое платье и нарядись получше! Он сказал: я не таков; каким я был при жизни посла Божьего, таким и останусь...

Халид-ибн-ал-Валид.

/IV, 210/ Во время битв при Кадесии из Сирии явилось подкрепление под предводительством Хашима-ибн-'Утба-ибн-абу-Ваккаса, который привел пять тысяч всадников рабиитов и мударитов и тысячу йеменцев. С ними был ал-Ка'ка-ибн-'Амр. Это случилось через месяц послe взятия Дамаска, после того, как 'Омар написал Абу-'Убейде-ибн-ал-Джарраху, приказывая ему отправить в Ирак отряд Халида-ибн-ал-Валида, причем в своем письме он не упоминал [317] о самом Халиде (Следующую фразу Barbier de Meynard переводит: “Abou Obe'idah, heureux de pouvoir se debarasser de ce rival, fit partir son corps d'armee” и т. д.). Абу-'Убейда воспользовался случаем разлучить Халида с его опорой, и отправил его воинов под предводительством Хашима-ибн-'Утбы, как нами сказано. 'Омар косо смотрел на Халида со времен Абу-Бекра из-за истории с Маликом-ибн-Нувейрой и по другим обстоятельствам..

Ибн-аз-Зубейр.

И укрепилось положение Ибн-аз-Зубейра, ему /V, 194/ присягнули в Сирии и его упоминали в хутбе на всех кафедрах мусульманских, за исключением кафедры Табарии, что в стране урдуннской, где Хассан-ибн-Малик-ибн-Бахдаль отказался присягнуть Ибн-аз-Зу-бейру и хотел передать престол Халиду-ибн-Язид-ибн-Му'авии...

Мерван I.

И увидел Мерван-ибн-ал-Хакам, что люди /V, 197/ согласились присягнуть Ибн-аз-Зубейру и признать его, и пожелал уехать к нему и примкнуть ко всеобщему /V, 198/ решению. Сделать это помешал ему 'Убейдулла-ибн-3ияд...... И пошел Мерван в ал-Джабию, что в земле джауланской между Дамаском и Урдунном...

'Абд-ал-Мелик.

'Абд-ал-Мелик (После того как сирийские войска были разбиты Мухтаром) пошел в Палестину, где /V, 225/ находился Натиль-ибн-Кайс во главе войск [318] Ибн-аз-Зубейра. Они встретились при Аджнадейне, Натилъ-ибн-Кайс и большая часть его товарищей были убиты, остальные же обратились в бегство. Весть об убиении его и о бегстве войска его дошла до ал-Мус'аба-ибн-аз-Зубейра, который находился на дороге в Палестину, и он пошел назад в Медину. Об этом событии один из кельбитов, приверженец Мервана, сказал следующий стих:

Мы убили при Аджадейне Са'да и Натиля в отмщение за Хубейша и Мунзира...

Валид.

/V, 362/ И приказал ал-Валид написать на стене мечети (Мечети дамасской) золотыми буквами на лазуревом камне: „наш Господь — Аллах, мы поклоняемся только Аллаху. Выстроить эту мечеть и разрушить ту церковь, которая была в ней, приказал 'Абдулла-ал-Валид, повелитель верующих, в Зу-л-Хиджже 87-го (13 Ноябр.—11 Дек. 706 г. по Р. X.) года". И эта надпись золотыми буквами находится в мечети дамасской до нашего настоящего времени, т. е. 332-го года...

/V, 381/ 'Абдулла-ибн-Исхак-ибн-Селлам рассказывает со слов Мухаммеда-ибн-Хабиба, что однажды ал-Валид взошел на кафедру и услышал звук била и спросил: это что такое? Ему сказали: церковь. Тогда он приказал разрушить ее, собственноручно стал ломать ее, и его примеру последовали остальные, один за другим. И написал ему ал-Ахрам (Юсти-ниан II. Прим. издателя Мас'удия), царь румов: права на существование этой церкви признаны твоими [319] предшественниками; если они рассудили правильно, то ты ошибаешься, а если ты рассудил правильно, то они заблуждались. И сказал ал-Валид: кто ответит ему? И сказал ал-Фараздак: я! и написал царю: понимание этого мы даровали Соломону, обоим же дали мудрость и знание (Коран XXI, 79. Обоим жe т. е. Давиду и Соломону)...

Мерван II.

Между Мерваном (Последним халифом дннастии омейядов) и Нуаймом-ибн-Сабитом /VI, 63/ ал-Джузамием (Судя по стр. 113, 221 — 2, 465 и 663, восставшего звали не Ну'айм-ибн-Сабит, а Сабит-ибн-Ну'айм) происходили сражения. Ну'айм восстал против Мервана в областях Табарии и Урдунна, что в Сирии, Мерван убил его, и это случилось в 128-м году (3 Окт. 745—21 Сент. 746 г. по Р. X.)...

Не успел Мерван прочесть это письмо (Письмо Насра-ибн-Сейяра, уведомляющее халифа об успехах 'аббасидской пропаганды в Хорасане), как его /VI, 69/ люди, которым было поручено следить за дорогами, представили ему гонца из Хорасана от Абу-Муслима к имаму Ибрахиму-ибн-Мухаммеду с письмом, в котором он извещал его о себе и о том, чего он достиг. Рассмотрев письмо Абу-Муслима, Мерван сказал гонцу: не бойся! сколько тeбе дал твой господин? Он сказал: столько-то. Мерван сказал: вот тебe десять тысяч дирхемов, так как он дал тебе мало. Снеси это письмо Ибрахиму, ничего не говори ему о случившемся, возьми ответ его и принеси мне. Гонец сделал это, и Мерван рассмотрел ответ Ибрахима Абу-Муслиму, написанный им собственноручно, в котором он наказывал ему стараться, напрягать свои силы, пользоваться хитростью против [320] врага своего, и кроме этого давал ему различные приказания. И задержал Мерван этого гонца и написал губернатору Дамаска, ал-Валиду-ибн-Му'авия-ибн-'Абд-ал-Мелику, приказывая ему предписать правителю ал-Белка отправиться в селение, известное под названием ал-Керара и ал-Хумеймы, арестовать Ибрахима-ибн-Мухаммеда, связать его и прислать к Мервану в сопровождении сильного отряда конницы. И послал ал-Валид приказание правителю ал-Белка, и тот застал Ибрахима сидящим в мечети селения, арестовал его в то время, как он оборачивался, и отправил его к ал-Валиду, который отослал его к Мервану, а Мерван, заключил его в тюрьму в Харране, после долгого разговора, бывшего между ними, когда Ибрахим предстал пред ним. Ибрахим наговорил ему грубостей и отрицал все, что ни говорил ему Мерван о деле Абу-Муслима. Тогда Мерван сказал ему: лицемер! разве это не твое письмо к Абу-Муслиму, написанное тобою в ответ на его письмо к тебе? При этом Мерван приказал ввести гонца и сказал: знаешь ли ты этого человека? Увидев, какой оборот приняло дело, Ибрахим перестал возражать, так как понял, что все обнаружилось. Между тем Абу-Муслим имел успех. В тюрьме вместе с Иб-рахимом сидело нисколько хашимитов и омейядов, в том числе 'Абдулла-ибн-'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз-ибн-Мерван и ал-'Аббас-ибн-ал-Валид-ибн-'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван, со стороны которых Мерван боялся покушения на свою жизнь и восстания; из хашимитов в тюрьме находились 'Иса-ибн-'Алий, 'Абдулла-ибн-'Алий и 'Иса-ибн-Муса. И рассказывает Абу-'Убейда, са'лабит, находившийся с ними в тюрьме в Харране, что толпа клиентов Мервана, персов и иных, внезапно [321] появилась к ним в тюрьму и вошла в камеру, в которой находились Ибрахим, ал-'Аббас и 'Абдулла. Там клиенты пробыли короткое время, затем вышли, и дверь этой камеры была замкнута. Когда настало утро, мы вошли к заключенным в этой камере, и оказалось, что с ними покончили (Следуют подробности о смерти Ибрахима; его умертвили, всунув его голову в мешок негашеной извести. Ср. рассказ ад-Дейнаверия, стр. 357, также со слов Абу-Убейды, в котором говорится, что Ибрахим был удавлен)... Мы уже сообщили другие версии, кроме этой, о том, как был убит Ибрахим; все, что сообщается об этом событии, изложено у нас в „Средней Книге"...

Мерван (После понесенного им поражения при Забе) уехал со своим семейством и бывшими /VI, 75/ при нем приближенными и доехал до реки Нахр-Абу-Футрус, что в Палестине и Урдунне, и остановился при ней... И спасся Мерван в Египет, и остановился 'Абдулла-ибн-'Алий на реке Нахр-Абу-Футрус и там убил свыше восьмидесяти омейядов. Это произошло в среду 15-го Зу-л-Ка'ды 132-го года (15-е Зу-л-Ка'ды придется в среду только если началом мусульм. эры считать 15-е Июля 662 г. Тогда означенная дата будет соответствовать среде 24 Июня 750 г. по Р. X.). И был убит в ал-Белка Сулейман-ибн-Язид-ибн-'Абд-ал-Мелик. и его голова была доставлена 'Абдулле-ибн-'Алию...

(Когда Мерван II проезжал через Сирию, /VI, 84/ направляясь в Египет, то) возмутились против него жители Химса. Он пошел в Дамаск, и возмутился против него ал-Харис-ибн-'Абд-ар-Рахман ал-Хаpaший. Затем он пошел в Урдунн, и возмутился против него Хашим-ибн-'Амр, кайсит, а с ним и мазхиджиты; затем Мерван поехал через Палестину, и возмутился против него [322] ал-Хакам-ибн-Дыб-'ан-ибн-Раух-ибн-Зинба'. Они возмутились потому что видели, что счастье покинуло Мервана...

'Аббасиды.

/VI, 212/ В 141 году (14 Мая 758—3 Мая 759 г. по Р. X.) Мансур отправился в Иерусалим, помолился в нем для исполнения данного обета и уехал...

/VII, 396/ В 253-м году (11 Янв.—31 Дек. 867 г. по Р. X.) ал Му'тазз назначил 'Ису-ибн-аш-Шейха правителем Палестины...

/VIII, 13/ Ал-Мухтеди назначил Ахмеда-ибн-ал-Мудаббира ведать харадж Палестины. Об отношениях его к ал-Мухтеди, о случившемся с ним, когда он приехал в Палестину, и о том, что он привез в Самарру, мы уже все рассказали в наших предыдущих сочинениях. И говорят, что его послал в Сирию ал-Му'тазз-биллах...

/VIII, 64/ В субботу 10 Зу-л-Ка'ды 270 г. (10-е Зу-л-Ка'ды 270 года только в том случае приходится на субботу, если началом мусульманской эры считать не 16-е Июля (как это делает Wuestenfeld), а 15-е 622 г. по Р. X. Тогда означенное число будет соответствовать субботе 9-го Мая 884 г. по Р. X.) умер в Египте Ахмед-ибн-Тулун, имея 65 лет от роду. Он правил в течение 17-ти лет, а между победой над предводителем негров и смертью Ахмеда-ибн-Тулуна прошло 10 месяцев. Ахмед-ибн-Тулун, потеряв надежду остаться в живых, назначил своим преемником сына своего Абу-л-Джейша. Когда он умер, то Абу-л-Джейш Хамаравейхи-ибн-Ахмед-ибн-Тулун заставил снова присягнуть ceбе. И отправил ал-Муваффак сына своего Абу-л-'Аббаса на войну против Абу-л-Джейша Хамаравейхи в 271-м году [323] (29 Июня 884—17 1юня 885 г. no P. X.). Сражение между ними произошло при ат-Тавахине, что в Палестине, во вторник 15 Шевваля (Здесь в тексте ошибка; 15-е Шевваля 271-го года приходится в понедельник; 16-е Шевваля 271-го года соответствует вторнику 6-го Апреля 885-го г. по Р. X.) того же года. Абу-л-Джейш был обращен в бегство и Абу-л-'Аббас овладел всем его лагерем; Абу-л-Джейш с толпой своих воевод убежал в Фостат. Его слуга Са'д-ал-А'сар остался позади, напал на Абу-л-'Аббаса, разбил его, разграбил его лагерь и перебил его главных воевод и знатных приверженцев. Абу-л-'Аббас бежал без оглядки до Ирака...

Мы уже рассказали в „Китаб-ал-Аусат"... о /IX, 32/ Мухаммеде-ибн-Раике, о том, как он сразился с ал-Ихшидом Мухаммедом-ибн-Тагаджем при ал-'Арише, что в Египтe, как был разбит, как вернулся в Дамаск, как убил брата ал-Ихшйда Мухаммеда-ибн-Тагаджа при ал-Леджжуне, что в урдуннской области, и о том, что произошло между ним и 'Абдуллой-ибн-Тагаджем до битвы при ал-'Арише.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.