Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

С. Conti Rossini. Besu’a Amlak e il convento della Trinita. Rendicont della R. Accad. dei Lincei. Ser. V, vol. XI (1902), p. 389-429. — В монастыре Энда-Селласе (Св. Троицы) на пр. берегу Маи-Ушате, притоке Мареба в итальянской Эритрее, неутомимый Conti Rossini нашел житие основателя обители, монаха Бецу-Амлака, жившего в XV и начале XVI в. Он был постриженцем Дабра-Бизана, следовательно, евстафианцем. Житие написано монахом Исааком в 1516 г. (176 год «милости»), вскоре после кончины святого, а потому под свежим впечатлением очевидца. Conti Rossini издал его в извлечениях и присоединил дарственные записи в пользу монастыря и список его угодий. В европейских библиотеках нет другой рукописи этого агиологического памятника, а потому работа итальянского эфиописта имеет особую важность тем более, что он иллюстрирует рассказ жития собранными им местными преданиями.

Бецу-Амлак происходил из владетельного рода Макада (автор сообщает историю его по местным преданиям). Отец его Яфкерана- [374] Эгзиэ имел пред его рождением видение в сне относительно святости своего сына. Потом «неблагоприятные обстоятельства» (вероятно смуты) заставили его бежать с семейством в область Татья, где и родился святой. Уже в детстве он стал обнаруживать милосердие к нищим и странникам. «Ссора и кровопролитие» заставили отца его бежать и отсюда, и он решился прибегнуть под кров Дабра-Бизанской обители, в которой тогда настоятельствовал Сарака-Берхан. На пути семья заходила в женский монастырь в Фалекла, где монахини также предсказывали святость Бецу-Амлака. Настоятель долго отговаривал Яфкерана-Эгзиэ, но услыхав от него о видении, принял его и его сыновей, и дал каждому из них особого мамхера. «И мамхер полюбил его весьма, всем сердцем, и бдел дни и ночи над его наставлением…….. И научил его азбуке и молитве евангельской, как научил Сын учеников своих, говоря: «когда вы будете молиться, говорите: «Отче ваш», до конца. И окончив это, научил его Символу веры, как заповедали отцы наши Апостолы, а потом — псалмам Давида и песням пророческим и песни Соломона до конца, и похвалам Владычицы нашей Марии, и 12 малым пророкам, и книге Даниила, и книге Юбилеев, и научился он обращению светил небесных, которое излагает всякую премудрость и научает движению солнца и луны и звезд в сокровищнице ветров, оно излагает устав всего творения. И научился он счислению неба и земли и мере его — 13 от Адама до кончины мира, и 10 субботам Эноха, в сивиллину счислению солнца, и учению о седьмицах и юбилее, и плинфии, и индикте, дне иоанновом и эпакте и праздникам нисходящим и восходящим. Всему сему он научился, и ничего не упустил. Из Нового Завета он выучил 14 посланий Павла апостола и 7 посланий великих апостолов, и научился всякой премудрости 85 писаний закона, и не было ничего, чему бы он не научился, кроме греха одного». — Он сопровождал монахов и на полевые работы в местности Dase и раз испросил для них дождь. Затем, преемник Сарака-Берхана Петр постриг его в монахи и послал к митрополиту Исааку, который тогда проезжал чрез страну Сараве, по пути из Египта в свою паству (1480 г.), для рукоположения во диакона. Но митрополит, по просьбе святого («пришла к нему мысль: «посвящусь я во иереи, пока не ушел митрополит в Амхару из страны нашей») посвятил его в во иерея. — Дух святой побудил Беца-Амлака идти из монастыря проповедовать и спасать мирян. Он прежде всего идет в Дабра-Даммо помолиться у гроба За-Микаэля Арагави. Здесь он пробыл некоторое время, научившись псалмам Иареда, письму, шитью и всякому рукоделью. Отсюда пошел в Selma и поселился в Kuadadu, близ особо чтимой церкви («ибо она — сошествие Духа Святого»). Здесь он проповедовал «честь обеих суббот в возвещал 10 заповедей и почитание 7 слов Евангелия, убеждал не многоженствовать и не блудодействовать». Все чтили и любили его. [375] «Однажды он вошел к маковену (Иоанну) и сказал: «чти память праздника Троицы и твори праздник Божества и память Главы жизни — Троицы (?)», Маконен послушал и издал приказ чтить праздник грозя за ослушание смертью. За это святой благословил его на победоносный поход против врагов; он взял несметную добычу из дорогих одежд, верблюдов, мулов и ослов. За почитание Св. Троицы святой удостоился восхищения на небо и «завета». Желание распространять введенный им праздник и создать для него особый храм заставило его, не смотря на увещания учеников, уйти из гостеприимного Kuadadu в Egala. Пройдя землю Wetuh, Tanfe и реку, он основах монастырь в честь Св. Троицы Dabra (теперь Enda) Selasse. Ученики сначала боялись этого места, полного «разбойников, диких зверей и бесов — рода Легеона»; святой изгнал последних. Здесь, в своем монастыре чрез три года в скончался Бецу-Амлак, заповедав своим ученикам: «будьте тверды в заповедях десятословия, особенно же внимайте почитанию двух суббот и исполняйте семь слов евангельских. Когда придут к вам странники, не будьте скупы, но введите их в дом избранный, омойте ноги их и дайте им хлеба. Не клянитесь, как миряне….. не пейте воды в другие дни, кроме суббот, и не упускайте молитвы 12-тв часов дня и ночи. Пребывайте в церкви вечером и утром, и не спите в ночь на воскресенье и когда спите, не кладите рук в одежду, не распускайте поясов и не испускайте слюны пред людьми. Не ходите в дом увеселения, и во время брака не входите в баню; с мирянами не ешьте из одной чаши, и по пострижении не ходите в города к родным, не спорьте со своими начальниками, не приобретайте четвероногих и вообще не делайте приобретений без ведома вашего настоятеля. Не ешьте в кельях, а только в трапезе. Когда получите священство, не крестите женщин. Не злословьте и не проклинайте и не бейте людей, а только змей. Когда вам прикажут не ропщите, когда вас позовут ваши начальники, немедленно вставайте. Постоянно читайте псалтирь Давида. Не ешьте мяса и не пейте вина. Когда будете путешествовать, не размахивайте (?) руками и не свистите, как миряне.... Сие заповедал отец мой Филипп чадам своим, и я заповедаю вам». Назначив преемником Бакуэра-Денгеля, святой почил 9 генбота (4 мая) 105 лет от роду.

Бакуэра-Денгель прибавил к житию дарственные записи от имени царя Наода (1495-1508) и сеюма Эмхаба-Абахи. Первый пришел из Амхары в землю Guira и Egala еще при жизни святого и предложил ему guilt (имение). Он ответил: «я не ищу, ибо я отшельник-монах, но прикажи, чтобы эта пустынь была пребыванием моим и моих чад, да будет нам вместо guilt'a.... выстрой обитель Троицы в твоей столице, да получишь награду в царствии небесном». Границы guilt'a в обеих грамотах обозначены. Третья грамота, по вероятному предположению Conti Rossini, подложна. По ней Дабрабизанский архимандрит Петр завещал Бецу-Амлаку треть guilt'a, полученного его обителью от царя Зара-Якоба, желая способствовать ему в построении монастыря. Издание заканчивается перечнем подворий, зависящих от Энда-Селясе. Conti Rossini сообщает по этому поводу, что этот монастырь, уступив Дабра-Бизану в экономической борьбе, победил его в духовном отношении и подчинил своей юрисдикции множество монастырей в Сараве и на в. от Мареба, оттеснив на задний план и древний северный Дабра-Либанос, и обитель Ионы. К сказанному Conti Rossini в предисловии к изданию и в примечаниях добавим, что житие имеет интерес для истории Тигре и евстафианства после Зара-Якоба; кроме того оно сообщает вам любопытные подробности о монастырской учености, а также еще раз одну характерную черту эпохи царя-богослова — введение новых праздников. Это нам уже достаточно известно из «Книги света» и из жития Маба-Сиона.

(пер. Б. А. Тураева)
Текст воспроизведен по изданию: С. Conti Rossini. Besu’a Amlak e il convento della Trinita. Rendicont della R. Accad. dei Lincei. Ser. V, vol. XI (1902), p. 389-429 // Византийский временник, Том 11. 1904

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.